Р  Е  Р  И  Х  О  В  Е  Д  Е  Н  И  Е
Портал
Культура
26 апр 2024, 06:20
УРАЛ: UTC + 5 часов


Исследования

 





М. МИРОНОВА, А. ПУЗИКОВ

24 Декабря 2022 г.

Тибетский этап центральноазиатской экспедиции Н. К. Рериха.

Легенды и реальность.



Гл. 6. Дополнительные косвенные свидетельства посещения Рерихами Лхасы.

В 1924-м году при написании Тибетских дзонгов по фотографиям в серии «Тибетский Путь» Николай Рерих не скрывал их названий. После завершения центрально-азиатской экспедиции намеренная или случайная путаница с названиями мест в работах художника имеет место не только в уже описанном нами случае с монастырем Чату.

Рассмотрим картину Николая Рериха «Догра Юмцо», иллюстрация 25.

Н.К. Рерих. «Дангра юм-цо», 1932
Ил. 25. Н. К. Рерих. «Догра Юмцо», 1932, х. темп., 61.7 × 97 см. МНРНЙ.

В этой связи в архиве МНРНЙ имеется фотография озера с надписью на обороте: «Горное озеро на высоте 13500 футов в Тибете», полностью соответствующая данной картине[6.1], иллюстрация 26.

Озеро Элефант (Купуп), Сикким
Ил. 26. Озеро Элефант (Купуп), Сикким (надпись на обороте «Горное озеро на высоте 13500 футов в Тибете»). Фото из архива МНРНЙ.

Казалось бы, всё на своих местах, и рядом с озером Дангра юм-цо экспедиция действительно проходила по пути из Нагчу в Сага дзонг в полном составе. Только дело в том, что на фотографии не это озеро, а озеро Элефант (Купуп)[6.2], расположенное на территории Сиккима, чуть ниже перевала Джелап ла, на древнем караваном пути, соединяющем Тибет и Сикким. Случайно перепутать огромное озеро-море Дангра юм-цо со сравнительно небольшим озером Элефант невозможно. Также в архиве МНРНЙ имеется фотография другого озера с подписью на обороте рукой Н. К. Рериха: «Горное озеро у Тингтю (Тибет)»[6.3], иллюстрация 27.

Озеро Цангмо, Сикким
Ил. 27. Озеро Цангмо, Сикким (подпись на обороте рукой Н. К. Рериха: «Горное озеро у Тингтю (Тибет)»). Фото из архива МНРНЙ.

По ней Николаем Рерихом написана картина «Тибетское озеро» (1933, частное собрание), иллюстрация 28.

Н.К. Рерих. «Тибетское озеро», 1933
Ил. 28. Н. К. Рерих. «Тибетское озеро», 1933. Ч/с.

К фотографии приклеен листок с надписью: «Горное озеро рядом с Тингтю (Тибет), обнаруженное американской экспедицией Рериха в Азии».

По факту это озеро Цангмо (Чангу), находящееся чуть ближе к Гантоку (на правом берегу хорошо видна дорога) на том же древнем караванном пути, иллюстрация 29.

Карта приграничного с Тибетом района Сиккима с указанием мест, с которых были сделаны фотографии озер
Ил. 29. Карта приграничного с Тибетом района Сиккима с указанием мест, с которых были сделаны фотографии озер.

Официальный путь экспедиции проходил далеко от этих мест. Каким образом Рерихи смогли сфотографировать эти озера? Ко многим фотографиям, включая эти, приклеены листки с одинаковой надписью: «Это одна из первых фотографий, присланных в Америку рериховской американской экспедицией с момента ее проникновения в Тибет». Однако нами установлено, что часть этих фотографий сделаны другими авторами, в частности фотография трех лам из Бутана принадлежит путешественнице Алохе Вандервелл, и сделана ею в 1924 году.[6.4]

Возможно, и эти фотографии попали к Рерихам от других авторов.

Можно допустить, что эти озера мог посетить Юрий Рерих, предпринявший в мае 1924 года поездку в Ганток и к границам Сиккима. Но в этом случае, трудно объясним тот факт, что сделанными еще в 1924 году фотографиями Николай Рерих воспользовался годы спустя и зачем-то скрыл истинные названия озер. В 1924-25 году его особенно влекли пограничные с Тибетом перевалы Нату ла и Джелап ла, однако сам художник имел возможность наблюдать их и делать зарисовки только издалека, из Лебонга и Даржилинга[6.5].

Надпись «Горное озеро у Тингтю (Тибет)» на обороте фотографии озера Цангмо (иллюстрация 25), сделанная рукой Николая Константиновича, возможно отсылает к пути основного каравана экспедиции, который на второй день пути от Шекар дзонга, 10-го мая, делал остановку в деревне Чунг-тю. Предыдущая этому стоянка была в некоторой близости от горного озера, хотя неясно, было ли оно видно от места прохождения экспедиции, и Юрий Николаевич о нем не упоминает.

В описании деревни Чунг-тю Юрием Рерихом имеется еще одна странность. Он указывает: «В этом же месте имеется небольшой красношапочный монастырь, принадлежащий большому королевскому монастырю Сакья».[6.6]

Относительно этого монастыря, у Николая Рериха читаем:

«Здесь находится старинный монастырь Чунг-тю, принадлежащий королевскому монастырю Саскья. Очевидно, многое происходило у этих древних стен. Поверх большого субургана зонтик – знак прежнего королевского отличия. Тут же обваливающиеся китайские стены – память о завоевании Тибета. Вот длинный ряд древних субурганов – привет от мирных времен. Это собрание старых и новых стилей и сооружений».[6.7]

В архиве МНРНЙ имеется соответствующая экспедиционная фотография[6.8], иллюстрация 30:

Монастырь в Чунг-тю
Ил. 30. Королевский монастырь в Чунг-тю. Фото из архива МНРНЙ.

Как видим, это описание монастыря вполне можно сделать на основании данной фотографии, кроме длинного ряда субурганов. Но их нет вблизи ступы, которую мы имеем возможность рассмотреть на космическом снимке, иллюстрация 31.

Ступа в Чунг-тю на космическом снимке Гугл
Ил. 31. Ступа в Чунг-тю на космическом снимке Гугл.

Вид ряда субурганов мог быть на другой несохранившейся фотографии, учитывая то, что они расположены значительно дальше по долине в другой группе построек (поселении). По этой фотографии так же была написана картина «Ступа в Чунг-тю», 1928, ч/с. При этом отсутствуют какие-либо упоминания о его посещении и подробные описания.

Вряд ли бы Рерихи проигнорировали возможность посетить столь интересный для них и единственный на их пути монастырь традиции сакья, если бы шли этим путем с экспедицией.

У Николая Рериха имеется еще одна картина, написанная в 1928 году и посвященная этому монастырю. В монографии Юрия Рериха она служит иллюстрацией на вкладке между 482 и 483 страницами с подписью: «Королевский монастырь Чунг-тю около Сакья»[6.9], иллюстрация 32.

Н. К. Рерих. «Королевский монастырь Чунг-тю около Сакья», 1928
Ил. 32. Н. К. Рерих. «Королевский монастырь Чунг-тю около Сакья», 1928. Ч/с.

В последующие годы он написал еще несколько вариантов этого сюжета: две картины «Эверест от Тибета» в 1937-м и «Эверест с севера» в 1940-м.

С помощью имеющихся фотографий, сделанных от перевала Панг ла[6.10] и с места в непосредственной близости от долины Чюнг-тю[6.11], мы установили, что данный вид Эвереста, изображенный на картине, действительно соответствует виду из Чюнг-тю, иллюстрация 33.

Карта района Чугн-тю с указанием мест съемки и написания картины с видом Эвереста
Ил. 33. Карта района Чугн-тю с указанием мест съемки и написания картины с видом Эвереста.

Но важно отметить, что линия горизонта на картине сильно «завалена» вправо, из-за чего высота Эвереста практически сравнялась с соседними пиками справа, высота которых ниже на 1000 метров, иллюстрации 34 и 35.

Фотография Эвереста с места рядом с долиной, где расположен Чунг-тю
Ил. 34. Фотография Эвереста с места рядом с долиной, где расположен Чунг-тю.

Фотография Эвереста с перевала Панг ла
Ил. 35. Фотография Эвереста с перевала Панг ла.

Трудно поверить, что такую ошибку в изображении высочайшего пика мог допустить очевидец. Необходимо следует вывод, что этот сюжет художник писал по фотографии, сделанной фотоаппаратом с сильным наклоном вправо. В архивах она не сохранилась. Возможно, это была фотография, сделанная не экспедицией, а другим автором. К такому выводу подталкивает пример с другой иллюстрацией в монографии Юрия Рериха, расположенной на вкладке между 486 и 487 страницами[6.12], в качестве которой он аналогично использовал картину отца, иллюстрация 36.

Н.К. Рерих. «Линг-кар», 1928
Ил. 36. Н. К. Рерих. «Линг-кор (Кампа)», 1928, местонахождение неизвестно.

Подпись под ней: «Линг-кор (Кампа)» отсылает читателя к пройденному экспедицией местечку с таким названием за день пути до Кампа дзонга. Мы сравнили это изображение с фотографиями экспедиции на Эверест 1922 года, шедшей этим же путем между Кампой и Тингкье, опубликованными в книге «The assault on Mount Everest, 1922» в 1923 году. И нашли среди них непосредственно ту фотографию, с которой художник написал картину[6.13], иллюстрация 37.

Н.К. Рерих. «Линг-кар», 1928
Ил. 37. Фотография Линг-кара (Линга), сделанная британской экспедицией на Эверест в 1922 году.

Это доказывается полным совпадением места и точки зрения (съемки), композиции, обрезки слева, изреза линии камней переднего плана и их формы, теней на зданиях и дальних вершинах, зависящих от времени дня, времени года и снежной обстановки.

В этой связи следует отметить и то, что Николай Рерих, хотя и описал в «Алтай – Гималаи» события пути обобщенно без дат, все же сохранил последовательность посещения тех или иных мест. Но почему-то посещение Чюнг-тю расположил до посещения Шекар дзонга, а не наоборот, как это должно было бы быть по факту.

Заявленный как научный, труд молодого ученого Юрия Рериха содержит минимум информации о буддийских монастырях и их посещении экспедицией, а также, самое странное, на наш взгляд, практически лишен описания тибетского буддизма как такового. В контраст с этим, в разговорах с ближайшими сотрудниками и в более поздних лекциях и публикациях Рерихи упоминали о пройденных экспедицией местах, как об изобилующих выдающимися памятниками искусства. Это также свидетельствует о сокрытии части пути, пройденного Рерихами без каравана.

В архиве МРФГМВ имеется еще одна интересная фотография[6.14], находящаяся в разделе экспедиционных фотографий Рерихов, иллюстрация 38.

Джомолхари. Фото из архива МРФГМВ
Ил. 38. Джомолхари. Фото из архива МРФГМВ.

По данной фотографии непосредственно после экспедиции была написана картина «Приграничные горы», иллюстрация 39, а также в 1936 году картина «Шамбалей лам», иллюстрация 40.

Н. К. Рерих. «Приграничные горы», 1928, холст на картоне, темпера, уголь, 30.6 х 40.5 см. Ч/с
Ил. 39. Н. К. Рерих. «Приграничные горы», 1928, холст на картоне, темпера, уголь, 30.6 х 40.5 см. Ч/с.

Н. К. Рерих. «Шамбалей Лам», 1936, картон, темпера, 30,1 х 45, 6 см. Архив МРФГМВ
Ил. 40. Н. К. Рерих. «Шамбалей Лам», 1936, картон, темпера, 30,1 х 45, 6 см.

Мы идентифицировали местность и вершины на данной фотографии, и выяснили, что это известный вид горы Джомолхари с северо-запада. Более того, исследование и сравнение с известными фотографиями данной вершины показывает, что фотография сделана с древнего караванного пути из Лхасы в Сикким через Пхари дзонг и перевалы Джелап ла и Нату ла с места, находящегося южнее деревни Туна, где на этот караванный путь выходит дорога из Кампа дзонга, иллюстрация 41.

Карта отрезка караванного пути Сикким – Лхаса с указанием места съемки вершины Джомолхари
Ил. 41. Карта отрезка караванного пути Сикким – Лхаса с указанием места съемки вершины Джомолхари.

Как вариант, фотография могла быть сделана во время возвращения Рерихов в основной караван экспедиции, из Лхасы в Кампа дзонг.

И снова, как и в случае с озерами Элефант и Цангмо, Николай Рерих скрывает в названии своей картины истинное место, изображенное на картине. Это же относится к произведению «Дзонг», 1928 года (ч/с) , на котором изображен известный пункт на пути в Лхасу – Нагардзе дзонг, аналогично написанный с использованием фотографии английской военной экспедиции в Лхасу 1903-1904 годов.[6.15]

Обратим внимание на еще одну странность в повести Николая Рериха «Алтай-Гималаи», где он пишет:

«Намного выше, чем дзонг [Кампа] на противоположных скалах находится монастырь, в котором теперь осталось только восемь лам. Но в этом самом монастыре находится двор, упоминаемый в «Письмах Махатм». Там была школа, о которой писали Махатмы, но теперь ее нет. Но старики до сих пор помнят, что здесь была «религиозная школа». И они помнят «высоких азара» из Индии».[6.16]

Однако относительно этого двора в «Письмах Махатм» читаем:

«Я тогда был по соседству с Pari-Yong [Пхари дзонгом] в gun-pa [гомпа] одного друга и был очень занят важными делами. Когда я получил сообщение о его [письма]прибытии, я как раз пересекал большой внутренний двор монастыря».[6.17] [выделено авт.]

Пхари находится более чем в двух дневных переходах от Кампы, в стороне от официального пути экспедиции.

Еще одним свидетельством служит запись в научной монографии Юрия Рериха:

«По пути в Тингри мы встретили нескольких лам – последователей Миларепы, совершающих паломничество в долину Лапчи и ее храм. Некоторые из них несли большой дамару, трезубец и канг-линг, или трубу, сделанную из человеческой кости, подвешенную к поясу. Их одежда состояла из одного белого домотканого халата, серого от постоянной носки и внешних воздействий. Их волосы были собраны шнурком на макушке».[6.18]

Данная запись расположена в дневнике не в порядке хронологии пути в Тингри, а уже после того, как экспедиция покинула его 5 мая и остановилась в деревушке Мемо. Это доказывает, что запись была добавлена Юрием Рерихом в процессе подготовки путевого дневника к публикации. Именно такие научно-описательные вставки в опубликованную версию путевого дневника экспедиции придают ему научное звучание, так как остальная, хронологическая часть имеет хозяйственно-бытовой оттенок. Более того, далее читаем:

«Я воспользовался возможностью поговорить с ними и составить Гурбум, или сборник песен Миларепы. Я расспрашивал их о последователях Миларепы и знаменитых убежищах в горах. Вначале казалось, что они озадачены моими вопросами. Какое право и интерес имел чужеземец вникать в жизнь их собратьев-монахов? Но постепенно, видя, что я настроен серьезно, они становились более общительными».[6.19]

На подобную процедуру общения, расположившую ходоков к подобной откровенности с незнакомыми иностранцами, поиска взаимопонимания и составление собрания песен Миларепы понадобилось бы немало времени, как минимум длительная остановка каравана, либо это должно было происходить в вечернее время в лагере. Но, ни о чем подобном в хронологии пути к Тингри дзонгу не упоминается. Из опубликованной версии дневниковых записей следует, что интересных встреч подобного рода на пути экспедиции было крайне мало, и было бы очень странным описывать мелкие препинания с местным населением в хронологическом порядке, и пропустить в этой хронологии столь важную встречу.

Вполне логично предположить, что эта встреча произошла во время отдельного путешествия Рерихов, и Юрий был вынужден «вписать» ее в движение основной экспедиции.

Вызывает немало вопросов и странное молчание Рерихов о процессе приобретения тибетских предметов для своей коллекции.

В 1929 году Рерихи передали в нью-йоркский Музей Рериха не только тибетские картины художника и фотографии, но также коллекцию буддийских вещей, в которую входили предметы искусства и быта Тибета, представляющую, безусловно, большую художественную и научную ценность. Эта коллекция была представлена на выставке, а Юрием Рерихом был подготовлен каталог.[6.20] В последствии, многие предметы из этой коллекции были утрачены после конфликта с Хоршем в 1935 году, но мы можем составить представление о них по каталожному описанию и сохранившимся фотографиям, в том числе и фотографиям самой выставки.

Участники экспедиции не упоминают о покупке произведений искусства, за исключением приобретения фибулы (пряжки)[6.21] и наконечников стрел[6.22] в марте 1928 года.

Франсис Грант, посетившая Рерихов летом 1928 года, буквально спустя некоторое время после окончания экспедиции, отметила:

«Говорили о новых тибетских приобретениях. Николай Константинович рассказывал о сокровищах в Тибете — но совсем не было денег. Все деньги потратили на продукты, из-за вопиюще высоких цен. «Мне пришлось продать свои часы и два ружья, чтобы купить что-то из произведений искусства», — сказал Николай Константинович. Он уверен, что с Тибетом связаны большие возможности».[6.23]

Реплика Николая Рериха свидетельствует о том, что, по крайней мере, часть вещей из тибетской коллекции была приобретена в самом Тибете.

В 1934 году в Харбине Юрий Рерих прочитал лекцию, в которой кроме повествования о своих собственных экспедициях в Тибет и Лахул, рассказывал о традициях и культуре Тибета с показом слайдов. При этом он использовал фотографии новогодних празднеств в Лхасе, на которых не могли присутствовать Рерихи, так как находились в это время в Нагчу. Однако, как писалось в местных газетах: «он поведал о «бесконечной панораме удивительных монастырей, в которых сосредоточилась мудрость востока», открывшейся экспедиции, в которых находились: «редкие произведения индийского, китайского и монгольского искусств. Живопись, скульптура, орнамент».[6.24]

В своих поздних «Листках воспоминаний», написанных в 1960 году, Юрий Рерих прямо отмечает, что именно в Южном Тибете, а именно в бассейне Цангпо, прилегающем к северной границе Непала, при посещении монастырей, представляющих из себя музеи древнеазиатского искусства(!), был собран богатый научный материал:

«Через горный пояс Трансгималаев, мощной горной системы, простирающейся к северу от р. Цангпо (Брахмапутра), экспедиция перешла в Южный Тибет, в бассейн Цангпо. Здесь рождается серия картин «Твердыни Тибета», изображающих замечательные памятники тибетского зодчества раннего средневековья. Южный Тибет, прилегающий к северной границе Непала, изобилует памятниками прошлого, и многие из буддийских монастырей этой области представляют собой настоящие музеи древнеиндийского, непальского и тибетского искусства. Здесь был собран богатый научный материал».[6.25]

Однако, ни один из участников экспедиции в своих записях не упоминает о посещении монастырей, которые бы поразили их своими коллекциями буддийского искусства, и о каких-либо приобретениях в них.

Мы пытались найти в документах, в том числе финансовых, представленных в архивах музея Рериха в Москве и Нью-Йорке, где и когда была собрана данная коллекция. Но не нашли ни одного документа, удостоверяющего не только покупку, но и отправку этих предметов в музей Нью-Йорка (за исключением томов Канджура и Танджура, которые были привезены позднее через полковника Бейли)[6.26]. И это притом, что у Рерихов даже самые незначительные документы хранились с педантичной аккуратностью.

Невольно возникают вопросы, где и как были приобретены данные предметы? Как и по каким документам они перевозились через границы и таможни? Полное отсутствие соответствующих документов и намеков на них неумолимо указывает на то, что обстоятельства приобретения и транспортировки коллекции были сознательно скрыты Рерихами. Вероятно, это связано с сокрытием факта посещения Лхасы и приобретения предметов коллекции во время отдельного путешествия.

Юрий Рерих, которому, по видимому, меньше всех хотелось скрывать факт посещения Лхасы, допускал некоторые намеки. В уже упомянутой лекции в Харбине в 1934 году он рассказывал о Лхасе, показывал фотографии города и праздничных церемоний, но ничего не сказал о том, что экспедицию ни в Лхасу, ни в центральный Тибет не допустили.[6.27]

Ученик Юрия Рериха Ш. Бира и имевший ряд встреч с ним В. Вераксо, опираясь на его рассказы, утверждали, что Рерихи были в Лхасе. По словам Бира они все-таки встретились с Далай-ламой, и что последний отдал должное отличному лхаскому произношению Юрия Рериха.[6.28]

Из Лхасы в Кампа дзонг, месту встречи с основным караваном, художник с семьей, вероятнее всего, проследовал по известному караванному пути, которым пользовались все путешествующие из Сиккима в Лхасу и обратно: через переправу Чаксам, Гобзи (Gubchi) дзонг, озеро Ямдрок с дзонгами Педе и Нагартзе, перевал Каро-ла. В Гьянцзе находилось британское торговое представительство, но путь удачно позволял его обойти стороной. Далее путь вел через Пхари дзонг, долину Чумби, один из двух перевалов: Нату ла и Джелап ла в Сикким и Дарджилинг, но Рерихи должны были отделиться от него в районе деревни Туна, не доходя до Пхари, в сторону Кампа дзонга, где 15 или 16 мая присоединились к основному каравану.

‹‹‹ назад: оглавление / ‹‹‹ гл.5




Ссылки к главе 6.

[6.1] – Архив МНРНЙ. Экспедиционные фотографии, № 405216.

[6.2] – С озером Элефант (Купуп) озеро на фотографии отождествил рериховед В. Бендюрин.

[6.3] – Архив МНРНЙ. Экспедиционные фотографии, № 405226.

[6.4] – Фотография из архива МНРНЙ № 405308, подписанная как «тибетские ламы, встреченные экспедицией», сделана Алохой Вандервелл в 1924 году в Бутане.

[6.5] – В 1924 году Н. К. Рерих написал ряд картин из серии "Гималаи" и "Сикким" с видом в сторону перевалов Джелап ла и Нату ла из Дарджилинга, в частности, "Облако", "Снега. Утро. Джелэп-ла", "Ступени Гималаев" и др. В основном они написаны на основе карандашных набросков, сделанных из района обзорного холма (Observatory Hill) в Дарджилинге, возможно, от дома Рерихов, который находился неподалеку, в сторону селения Намчи, откуда в ясную погоду видны перевалы Джелап-ла и Нату-ла.

[6.6]G. Roerich. TRAILS TO INMOST ASIA: FIVE YEARS OF EXPLORATION WITH THE ROERICH CENTRAL ASIAN EXPEDITION. New Haven: Yale University Press, 1931. Стр. 481.

[6.7]N. Roerich. ALTAI-HIMALAYA. A TRAVEL DIARY. New York: F.A. Stokes Co., 1929. Стр. 380.

[6.8] – Архив МНРНЙ. Экспедиционные фотографии, № 405281.

[6.9]G. Roerich. TRAILS TO INMOST ASIA: FIVE YEARS OF EXPLORATION WITH THE ROERICH CENTRAL ASIAN EXPEDITION. New Haven: Yale University Press, 1931. Стр. 482, вкладка.

[6.10] – Горный перевал в Тибете, округ Тингри, 28°30'48" N, 87°03'56" E . Фото.

[6.11]Фотография с сервиса «Google maps».

[6.12]G. Roerich. TRAILS TO INMOST ASIA: FIVE YEARS OF EXPLORATION WITH THE ROERICH CENTRAL ASIAN EXPEDITION. New Haven: Yale University Press, 1931. Стр. 486, вкладка.

[6.13] – G.Bruce. The assault on Mount Everest, 1922. New York : Longmans, Green, 1923. Стр. 114-115, вклейка.

[6.14] – Архив МРФГМВ. Фотографии. Ед.хр. 655-1. Виды отдельных местностей, через которые пролегал маршрут экспедиции. Cтр. 59-60.

[6.15] – Landon, Perceval. Lhasa: An Account of the Country and People of Central Tibet and of the Progress of the Mission. Vol. 2 Hurst and Blackett, Limited, Landon - 1905. Стр. 93.

[6.16]N. Roerich. ALTAI-HIMALAYA. A TRAVEL DIARY. New York: F.A. Stokes Co., 1929. Стр. 381.

[6.17] – THE MAHATMA LETTERS To A. P. SINNETT from THE MAHATMAS M. & K. H. Transcribed, Compiled, and with an Introduction by A. T. BARKER T. FISHER UNWIN LTD LONDON: ADELPHI TERRACE, 1923. Стр. 320.

[6.18]G. Roerich. TRAILS TO INMOST ASIA: FIVE YEARS OF EXPLORATION WITH THE ROERICH CENTRAL ASIAN EXPEDITION. New Haven: Yale University Press, 1931. Стр. 474.

[6.19] – Там же. Стр. 475.

[6.20] – TIBETAN PAINTINGS, SCULPTURE and ART OBJECTS Collected by the ROERICH CENTRAL ASIAN EXPEDITION— New York: Earle Press, 1929.

[6.21]G. Roerich. TRAILS TO INMOST ASIA: FIVE YEARS OF EXPLORATION WITH THE ROERICH CENTRAL ASIAN EXPEDITION. New Haven: Yale University Press, 1931. Стр. 418.

[6.22] – Там же. Стр. 418,420.

[6.23] – Фрэнсис Грант: Осветим наш путь факелом благословенных Учений. Дневниковые записи. 1958-1959. В сб. Вестник Ариаварты, 2002. № 1 под ред. Росова. Стр. 93.

[6.24] – А. Г. Страна тайн и монастырей. На докладе Ю.Н. Рериха в Чураевке. Харбин. Архив МРФГМВ, Архивный фонд К. Кэмпбелл-Стиббе. Ед. хр. 172/2.

[6.25] – Ю. Н. Рерих. Листки воспоминаний. 1960 // Ю. Н. Рерих. Тибет и Центральная Азия. Т. II. Статьи. Дневники. Отчеты / Сост., предисл. В. А. Росова. М., Рассанта - 2012. Стр. 269.

[6.26] – Ф. М. Бейли письма Ю. Н.Рериху, от 26.07.1928 и далее, архив МРФГМВ

[6.27] – На высотах Гималаев. Доклад Ю. Н. Рериха в Чураевке. Издательство «Заря», Харбин. Архив МРФГМВ, Архивный фонд К. Кэмпбелл-Стиббе. Ед. хр. 172/1; А. Г. Страна тайн и монастырей. На докладе Ю. Н. Рериха в Чураевке. Харбин. Архив МРФГМВ, Архивный фонд К. Кэмпбелл-Стиббе. Ед. хр. 172/2.

[6.28] – Д. Н. Попов, М. Ю. Миронова. Визит Н. К. Рериха в Лхасу. К продолжению исследования вопроса // Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». Труды конференции. Т. XIV. СПб.: Издание СПбГМИСР, 2015. Стр. 357.




‹‹‹ оглавление / гл.1 / ‹гл.2 / гл.3 / гл.4 / гл.5 / гл.6 ›››


««

П
У
Б
Л
И
К
А
Ц
И
И

««

Ваше имя:     Н А П И Ш И Т Е     В А Ш     К О М М Е Н Т А Р И Й :
Если Вы не робот, Что делают дети зимой на санках?:
 

К О М М Е Н Т А Р И И
 



cron


Сейчас посетителей в разделе : 2