Ирина Богдановская,
Община "Крылья Духа",
г. Санкт-Петербург
Будущее РД и идеалы братства Грааля (эссе)Меж Светом и Тьмою суровы бои.
У каждой эпохи герои свои,
Но в памяти тех, кто сегодня рождён,
Звучат отголоски ушедших времён.
И снова отвагой сменяется страх,
Ведутся сражения – в наших сердцах… [1]Кого из нас не вдохновляли рыцарские романы и старинные легенды? И кто не мечтал с мечом в руке сразиться с врагом?.. За Родную землю, за Прекрасную Даму, за Свет…
Наверное, все наши единомышленники знают, что сказания прошлого – не вымысел, а кристаллизованная в символах память о героическом прошлом, и особенно о Великих Духах, приходивших на Землю ради помощи людям, о духовных Учителях… Более того, легенда – это отражение высшей реальности, которая способна оказать непосредственное влияние на наш земной мир…
В конце XII века по Европе с невиданной быстротой распространилось предание о Граале. Оно гласило, что в загадочной стране есть неприступная гора, на которой возвышается замок Монсальват. Путь к нему преграждают бурная река и отвесные скалы. Только чистый сердцем, самоотверженный, помогающий слабым и сражающийся за справедливость может войти в замок, где хранится величайшая святыня.
«Бард Грааля» Рихард Рудзитис писал:
Трудно сказать, породила ли какая-нибудь другая легенда столько мыслей, переживаний и толкований, как легенда о Святом Граале. <…> В Англии эта легенда слилась со сказаниями о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. [2]
К высокой цели – отыскать Святой Грааль – не только в Средние века, но и во все времена устремлялось немало людей, а эпическая поэма Вольфрама фон Эшенбаха «Парсифаль» получила всемирную известность.
Легенды о короле Артуре более приближены к земной действительности, но и там воспевается
мужество, верность слову, милосердие, зашита слабых, высокое отношение к женщине… Не забудем, что средневековые сказания тесно переплетались с реальностью, и в кодексе рыцарской чести были перечислены все эти качества как необходимые паладину.
Человек с мечом во все века был востребован обществом. Наш мир далёк от совершенства, и получая право носить меч, рыцарь брал на себя обязанность всегда следовать своему долгу. Воинам часто приходилось поднимать оружие во имя справедливости, но и обратные примеры бывали нередки. История человечества знает много кровопролитных сражений: защита земель от внешних врагов, религиозные войны, борьба за власть и богатство…
Со временем «сражения» переместились на страницы газет и журналов, а потом – на форумы Интернета… К сожалению, не всегда виртуальные «бои» ведутся по правилам. «Удары» наносятся противниками друг другу на Тонких планах; и неважно, что сражения эти бескровны, – от иных ран восстанавливаться приходится долго. Нетерпимость и подозрительность, грубость и стремление показать своё интеллектуальное превосходство отличают многих любителей полемики… Даже по аватаркам иногда можно судить о моральном облике того или иного «бойца». Увы, всё это в полной мере относится к некоторым нашим единомышленникам.
В чём же причина того, что поведение последователей Учения подчас далеко от элементарной человеческой этики?.. Я не стану останавливаться на неблаговидной деятельности МЦР – об этом много сказано в статьях других участников конференции. Моя задача – показать метафизические причины баталий между сторонниками одних и тех же взглядов. Не секрет, что многие рериховцы в прошлом имели воинский опыт, были средневековыми рыцарями и даже вождями… «Противников» с какого-либо форума может и не связывать карма давно отзвучавших веков, но мы знаем, что любая привычка откладывается в скандах, в том числе и привычка «махать мечом»…
Не будем забывать и о пробуждении огненности у многих последователей Учения. Е.И. Рерих писала об этом:
…после прочтения «Озарения» и «Агни Йоги» люди, хорошие и до сих пор чистые и добрые, вдруг начали проявлять свои самые плохие, дотоле скрытые качества», но это обычное оккультное явление. При касании к Учению все действующие в человеке энергии возрастают в напряжении своем и пробуждаются до тех пор дремавшие в нем, являя таким образом истинную сущность человека. [3]
Вот и возникают вместо возмущения духа – гнев и неконтролируемые эмоции, а вместо сотрудничества – стремление любой ценой победить в спорах…
Но вернемся к легендам и вспомним, что Святой Грааль открывается лишь тому, кто смог побороть соблазны и искушения жизни и развить многие добродетели. В этой связи особенно актуально изречение Платона о том, что победа над собой есть первая и наилучшая из побед.
Люди, устремленные к высоким целям и стремящиеся развить в себе определенные качества, во все времена объединялись в братства и ордена. Идеалы духовного Служения в таких братствах должны быть особенно близки многим рериховцам.
В книге «Озарение» Грааль упоминается применительно к последователям Учения:
Пусть лучшие воины святого Грааля соберутся на подвиг. Превыше всех радостей улыбка подвига. Улыбаясь, примите крещение подвига. Улыбаясь, произнесите строжайший приказ. Учитель за вами идет. В бою поддержит десницу вашу и на Совете укажет решение.
Всюду за вами стража идет. Летит время, спешите заручиться знанием. Радостно примите суровость подвига! [4]
Е.И. Рерих в своём письме Р.Рудзитису говорит о недопустимости разъединения среди единомышленников:
…современные рыцари Грааля должны обладать расширенным сознанием, не допускающим никаких предвзятостей и ограничений самости. [5]
Служение, подвиги, доблесть, отвага, честь – все эти понятия наполнились смыслом в рыцарские времена. Возвращаясь к легендам, к идеалам рыцарства, мы возвращаемся к лучшему и настоящему в нас самих, к тому героическому духу, которого так не хватает сегодня. Хочется верить, что соратники, объединенные одной целью, найдут в себе силы отказаться от раздоров и «вложить мечи в ножны». Когда есть согласие, люди дополняют друг друга и могут достичь великой победы…
Песнь о Святом Граале возносит подвиг служения человечеству на священную вершину. [6]
Список использованной литературы1. И. Богдановская. Артур – король былого и грядущего (баллада)
http://www.stihi.ru/2012/09/22/104 2. Р. Рудзитис. Братство Святого Грааля. – Мн.: Звёзды Гор, 2004. – С. 5 – 6.
3. Письмо Е.И. Рерих от 10.10.34.
4. Озарение, 2-Х-2.
5. Письмо Е.И. Рерих от 05.03.1940.
6. Н.К. Рерих. Зов Роланда / Листы дневника, т. 1. – М.: МЦР, 1995.