Друзья, добрый вечер! Только сегодня мы с Ириной вернулись из поездки в Геленджик и рады приветствовать вас всех. Как много вы тут всего разместили, потребуется время, чтобы просмотреть все публикации, но я рада, что у вас всех остается желание общаться и обмениваться мнением. За время отпуска я прочла книгу Евгении Ореховской "Община", осталась очень довольна этим синтетическим материалом об истории создания разных общин в прошлом, мне она оказалась очень полезна, думаю, что часть материалов имеет смысл использовать в подготовке к конференции в МИСРе в октябре. Она навела мена на ряд неожиданных мыслей о том, как должна продвигаться идея общины в наше время.
А пока, публикую материал, который мне по почте прислала Милана.
Лига Закон » Новости » Законным наследником семейства Рерихов может стать Музей Востока
Законным наследником семейства Рерихов может стать Музей Востока
21 июля 2014 09:52 Просмотров: 60 Комментариев: 0 Напечатать
Законным наследником семейства Рерихов может стать Музей Востока. Об этом «Известиям» сообщили в КА «Инюрколлегия», специалисты которой наблюдают за ходом спора возможных правонаследников семьи знаменитых художников и философов.
С момента написания завещания Святославом Рерихом, последним представителем династии, прошло 24 года, однако наследник все еще не опредлен, а имущество семьи в данный момент поделено между Государственным музеем искусств народов Востока и общественной организацией «Международный центр Рерихов».
В 2011 году Хамовнический суд Москвы, после судебного разбирательства, длившегося более 9 лет, признал факт принятия наследства МЦР. Но поскольку это решение было принято без участия владельца 282 картин Рерихов — Музея Востока, последний в Мосгорсуде и Верховном суде обжаловал это решение. В итоге 20 июня 2014 года Мосгорсуд решение Хамовнического суда отменил, отказав МЦР в признании факта принятия наследства Рерихов.
Последним событием этой тяжбы стал ответ Министерства культуры РФ на заявление Международного центра Рерихов (МЦР) «Медлить нельзя!», опубликованное в «Известиях». В заявлении МЦР содержится просьба о финансовой помощи, а также упоминается «разрушительная власть» Минкультуры.
"На словах чиновники заявляют, что культура является «объединяющей основой российского общества», а в реальности же развязали настоящую войну против Международного центра Рерихов в целях изъятия у него наследия Рерихов, что приведет к разрушению общественного музея", — говорится в тексте.
— Судя по всему, под двойными стандартами подразумевается то, что Минкультуры и Музей Востока открыты к диалогу об изучении и популяризации наследия Рерихов, но при этом — не поддерживают МЦР в его стремлении отдать ему картины Рерихов, которые находятся на законных основаниях в Музее Востока, — пояснил «Известиям» советник министра культуры РФ Кирилл Рыбак.
По его словам, примечательно, что ни Министерство культуры, ни Музей Востока не предъявляли исков к МЦР, а в судах с 2002 года рассматривается только одно дело, и оно инициировано самим МЦР.
— Если МЦР радеет за мир через культуру, то почему же они принуждают нас к миру через суд? Почему нет единства в рериховском движении, основанном на научном осмыслении творчества, жизненного пути и взглядов представителей семьи Рерихов? — задается вопросом Кирилл Евгеньевич.
Истоки спора уходят в советские времена. Суд учел отсутствие доказательств правоприемничества между двумя организациями: Советским фондом Рерихов (СФР) и МЦР. Именно советской общественной организации Святослав Рерих завещал около 700 картин, библиотеку и архив. 282 полотна Святослава и Николая Рерихов на тот момент находились на временном хранении в Музее Востока. Впоследствии приказом Минкультуры они были переданы музею на постоянное хранение и включены в государственный архив.
СФР перестал существовать с момента распада СССР, в 1991 году, и на его месте возникла новая организация — Международный центр Рерихов. МЦР полагает, что полномочия новой организации подверждает Святослав Рерих в письме от 22 октября 1992 года (имеется в распоряжении «Известий»).
"Я, доктор Святослав Рерих, [...], подтверждаю, что Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе является правоприемником Советского Фонда Рерихов", — говорится в тексте документа.
Однако, как объяснила «Известиям» адвокат КА «Инюрколлегия» Анастасия Сивицкая, представляющая интересы Музея Востока и Минкультуры (учредителя музея), данный документ не является дополнением к завещанию Рериха. Поскольку в тексте письма нет ни слова о завещании, не содержится никаких распоряжений относительно имущества Рериха, и — передаче его МЦР. Отсутствует правопреемство между СФР и МЦР и согласно данным Министерства юстиции РФ: согласно данным Минюста, у СФР в принципе не было правопреемников, что было подтверждено арбитражными судами в 2011 году.
Более того, экспертиза подписи, проведенная Минкультуры совместно с Центром независимых экспертиз, нашла, что «подпись, вероятно, выполнена другим лицом». Кроме того, по законодательству РФ невозможно вступить в права наследования частично. Таким образом, если МЦР в судебном порядке не будет признан наследником СФР, то и права на имеющуюся у него часть наследства можно оспорить.
— Одним из возможных вариантов в этом случае будет поиск того, кто мог бы унаследовать имущество Рерихов. Им мог бы стать один из учредителей СФР, но никак не сторонняя организация, каковой является МЦР, — заключил председатель КА «Инюрколлегия» Семен Мельницкий.
В таком случае велика вероятность, что законным наследником окажется все тот же Музей Востока: в 1989 году он был одним из учредителей СФР наряду с Советским фондом культуры, Советским фондом мира, Союзом писателей СССР, Академией художеств СССР, Союзом художников СССР и др.
Как отметил замдиректора Музея Востока по научной работе Тигран Мкртычев, отбирать что-либо у МЦР музей не хочет, но и отдавать картины готов лишь законному наследнику. Раскладом, при котором МЦР подружился бы с Музеем Востока, замдиректора был бы доволен.
— Мы с удовольствием вели бы общие проекты. Наша задача — не выяснять отношения, где должны находится картины, а проводить серьезную консолидированную научную работу по анализу произведений искусства, делать выставки, проводить научные конференции. В частности, наконец можно было бы создать полную биографию Рерихов, которая сейчас сильно мистифицирована. При этом ни одна из сторон при проведении этой работы не обладает правом на «истину в последней инстанции», которую по неизвестной нам причине присвоили себе представители МЦР по отношению к наследию Рерихов. Мы призываем центр Рерихов выйти из тени. Это не значит поднять белый флаг, но значит — услышать нас, — считает Тигран Мкртычев.
Вместе с тем собеседник «Известий» сомневается, что МЦР на самом деле «общественная организация, где картины находятся в общественной собственности».
— Большая часть наследия Рерихов на самом деле принадлежит группе частных лиц, — заметил Тигран Мкртычев. — Меня как музейщика и человека науки это настораживает. В то время как в государственном музее, условно говоря, каждый экспонат принадлежит каждому гражданину страны.
В МЦР «Известиям» пояснили, что не хотят идти на уступки. И сослались на последнюю волю Святослава Рериха, согласно которой Музей Рериха должен обязательно быть общественной организацией — такие организации до принятия в 1996 году закона «О музейном фонде» могли обладать большими возможностями, нежели государственные музеи.
Однако упомянутый закон полностью уравнял права и обязанности государственных и негосударственных музеев, что, по мнению ответственного секретаря МЦР Павла Журавихина, сняло вопрос о частной собственности.
— Все наши картины включены в негосударственный музейный фонд РФ, а согласно уставу организации ни члены правления, ни учредители не имеют на них права собственности. Главное различие между нами и государственными музеями — свобода от управления чиновниками и возможность реально подключать и заинтересовывать общественность. К госмузеям у нас в обществе выработалась иждивенческая позиция: зачем помогать, если государство поможет? Нам же важен каждый взнос, — пояснил Павел Журавихин.
МЦР готово сотрудничать с Музеем Востока и оставить там картины Рерихов, но — подчеркивает Павел Журавихин — «нам нужен статус наследника, владельцем должны быть мы».
В данный момент МЦР готовит апелляцию на решение Мосгорсуда — спор за наследие Рерихов продолжается.
Справка «Известий»
Николай Рерих — русский художник, сценогаф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог. Перу Рериха принадлежит около 7 тыс. картин, часть которых находится в галереях по всему миру, а также около 30 литературных трудов, включая два поэтических. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». С 1917 года жил за границей, организовал и участвовал в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях. Вел активную общественную деятельность. Имел двух сыновей — Юрия и Святослава.
Жена — Елена Рерих, участвовала в культурно-просветительской деятельности, развернутой под руководством Николая Рериха в США в 1920-е годы. Почтеный президент-основатель Института Гималайских исследований «Урусвати» в Индии, Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.
Юрий Рерих — русский востоковед, искусствовед, этнограф. Автор работ по диалектологии тибетского языка, составитель многотомного тибетского словаря. Директор Института Гималайских исследований «Урусвати».
Святослав Рерих — русский и индийский художник, общественный деятель, почетный член Академии Художеств СССР. Основные жанры картин — пейзажи, портреты, символические композиции. Первая персональная выставка прошла в Нью-Йорке, в галерее Арден. В 1925 году получил высшую награду — Гран при на выставке в Филадельфии, где экспонировалось около 100 его произведений. С 1931 года постоянно проживал в Индии.
В данный момент наследие Рерихов по завещанию Святослава Николаевича в Музее Востока составляет 282 картины Николая и Святослава Рерихов. В экспозицию МЦР также вошли полотна отца и сына, разнообразные реликвии, дары Духовного Учителя Рерихов, рукописные и художественные раритеты, книги и монографии из Мемориальной библиотеки Рерихов; личные вещи и предметы, сопровождавшие их в долгих странствиях; фотодокументы и коллекция старинной бронзы из индийской долины Кулу и др.
http://www.ligazakon.ru/main/3978-zakon ... stoka.html