Владимир Иванович Вернадский был основателем Украинской Академии Наук в 20-е годы прошлого века. В Киеве стоит памятник В. И. Вернадского.
Читая о В. И. Вернадском, нашем гениальном ученом, случайно обнаружил , что 6-го января была памятная дата: 70-т лет со дня ухода из жизни Владимира Ивановича. В.И. Вернадский человек энциклопедических знаний, расширивший горизонты научного знания до Космических просторов и глубин микромира, и объединивший эти миры в человеке и Ноосфере создающейся научными трудоми человечества. Вернадский стоял у истоков исследования радиоактивности в нашей стране, в первые годы советской власти им была создана Радиевая лаборатория. Ушел В.И. из жизни в 1945 году, а 9 сентября США применили ядерное оружие против Японии. Сбросили атомную бомбу на Хиросиму. Так мечта о мощной энергии открытой для созидательной мощи людей превращается в поражение человека, превращается в инволюцию. Сейчас в И-нете можно услышать, что американцы могут нас уничтожить за 15-ть минут, но тут же говорится, что мы их уничтожим еще быстрее за 7-мь минут. И мы не замечаем, как быстро позволяем втянуть себя в эти разговоры, в эти мысли о разрушении. Но нужно спросить себя : нужны ли миру эти мысли о разрушениях о войнах, о уничтожении всех агрессоров поголовно? Может быть есть некая третья сила втягивающая нас в противостояние с США? Так же как сами США являются третьей силой "натравливающей" славян на славян. Люди одного поколения оставляют в общей истории человечества отпечатки своих устремлений, своих дел, передают последующим поколениям красоту и нерушимость жизни. Мы не исключение в этом ряду.
Поэтому хочется вспомнить В. И. Вернадского
Предлагаю вам конспект следующей статьи:
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
«В.И. Вернадский о соотношении науки, философии и религии». Ямаева Венера Тимофеевна
"Я начну этот рассказ, как волшебную сказку. Замечательнее всего то, что эта древняя легенда, которая кажется страничкой из мифологии, есть история людей, живших еще вчера, наших соседей "по веку", которых видели своими глазами наши современники. ... Я беседовал с некоторыми из тех, кто были соподвижниками этого мифического существа - человека-бога; я ручаюсь за их правдивость. Перечитывая сейчас эти прекрасные строки Ромена Роллана о Рамакришне, представляется, что почти так же можно начать рассказ о Вернадском. Вернадский в наше время представляется как бы мифологическим героем, пришедшим в наш век, современным Прометеем, стремящимся познать мироздание и человека и открыть свои знания людям. (Г.,эта цитата взята с окончания книги )
... человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. XX век характерен тем, что любые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с каждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества только усиливается и углубляется. “Увеличение вселенскости, спаянности всех человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие годы чуть не ежегодно”. Значение происходящих на планете в XX веке изменений настолько велико, что равные по роли процессы можно найти разве только в далеком прошлом. В настоящий момент вряд ли возможно оценить всю научную и социальную важность этого явления, потому что научно понять - значит поставить явление в рамки реальной космической реальности.
Возникновение геохимии и биогеохимии отвечало потребностям целостного, синтетического рассмотрения явлений организованности биосферы, взаимосвязей живого и косного вещества. Эти науки имеют также первостепенное значение для исследования единства биосферы и человечества. Тем самым геохимия и биогеохимия соединяют науки о природе с науками о человеке. Центром такой интегрированной науки, по мнению Вернадского, является учение о биосфере. Вернадский не стремился создать какое-то особое философское учение или направление. Он вырабатывал свое личное мировоззрение, соответствующее его складу ума и характера, моральным принципам, знаниям. Он всегда руководствовался "такой формой теоретического мышления, которая основывается на знакомстве с историей мышления и ее достижениями". Вернадский искренне увлекся учением Толстого и разделял многие его сомнения. Однако Толстой не верил в то, что наука способна удовлетворить стремление человека найти "смысл жизни", примириться с неизбежностью смерти, обосновать высокие моральные принципы. Вряд ли подобные идеи были близки Вернадскому. В отличие от Толстого он всю свою жизнь сохранял веру в научное знание и стремился найти ответ на множество вопросов бытия на основе логического анализа фактов, достоверных сведений о мире и человеке. Великий писатель в поисках ответов на загадки бытия занялся богословием и философией. Великий ученый связал свои личные переживания с научным творчеством.
Вернадский был цельной, глубокой, многогранной личностью, оригинальным и неутомимым мыслителем, увлеченным поисками истины. Мужественный, искренний, отстаивающий свои взгляды в самых трудных ситуациях, борющийся за справедливость, не оставляющий в беде учеников и товарищей. Он мог бы служить образцом русского интеллигента-патриота, сочетающего творческие искания с практической деятельностью, а увлечение наукой и философией - с борьбой за справедливость.
Вернадский постоянно ощущал движение научной мысли и старался постичь его закономерности. Поэтому в своих работах он уделял много места истории идей. Вернадский с юношеских лет увлекался общими проблемами природы и бытия.
В представлениях Вернадского о единстве и геологической вечности жизни можно усмотреть что-то от субъективных ощущений. Еще до разработки учения о биосфере ученый писал, что смысл личной жизни определяется ее связью с прошлыми поколениями. Именно в единстве со всем сущим - смысл бессмертия. Таким был один из принципов научной веры Вернадского. Но вера - это желание, мечта, надежда. Ученый не мог ограничиваться одной лишь ею. Он пытался с помощью науки найти ответ на проблему сущности жизни - и жизни индивидуальной, бренной, и всеобщей, непрерывной, геологически вечной.
Список верующих ученых нередко начинают с имени В.И.Вернадского, вклад которого в современное естествознание трудно переоценить. В 30-е г. философ А.М.Деборин квалифицировал взгляд Вернадского на проблему времени как религиозно-мистическое мировоззрение, а Д.Новогрудский пошел еще дальше, называя ученого "фанатичным религиозником". В 60-е годы В.П.Яковлев именовал его "богостроителем", "проповедником очищенной" и "облагороженной" религии. Более того, до начала нашего века Вернадский склонялся к мнению о бессмертии души, утверждаемому, в частности, христианской религией. Во время одной из бесед с Л. Н. Толстым он горячо отстаивал подобные взгляды, за что Толстой обвинил его в мистицизме.
Считал ли себя верующим сам ученый? На этот вопрос достаточно убедительно ответил И.И.Мочалов в статье "В.И.Вернадский и религия". С одной стороны, Вернадский не раз говорил о своей религиозности, с другой, считал себя "верующим вне христианских церквей". В его дневниках и письмах имеются следующие утверждения: "Для меня не нужна церковь и не нужна молитва. Мне не нужны слова и образы... Бог - понятие и образ,слишком полный несовершенства человеческого". Или: "Принять "откровение" не могу. Религиозные откровения - в частности христианские - кажутся мне ничтожными по сравнению с тем, что переживается во время научной работы". Далее: "Мое отрицательное отношение распространяется на все формы живых религий".
Какой же тогда смысл вкладывал Вернадский в понятие "религиозный"? Обратимся вновь к его "Дневнику": "Великая ценность религии для меня ясна не только в том утешении в тяжестях жизни, в каком она часто оценивается. Я чувствую ее как глубочайшее проявление человеческой личности. Ни искусство, ни наука, ни философия ее не заменят и эти человеческие переживания не касаются тех сторон, которые составляют ее удел". В одном из писем Вернадский определил "так называемое религиозное чувство" как "сумму нравственных стремлений". Ряд высказываний ученого свидетельствует о том, что его религиозность связана не с догматами веры, а с особыми эмоциональными состояниями переживания единства человека с природой, космосом. Подобные состояния характерны для многих ученых. Эйнштейн назвал их "космическим религиозным чувством".
«Человек, – писал Вернадский, – должен понять, что он не есть случайное, независимое от окружающего – биосферы или ноосферы – свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет». И подчеркивал далее, что «научное знание, проявляющееся как геологическая сила, создающая ноосферу, не может приводить к результатам, противоречащим тому геологическому процессу, созданием которого она является».
Работая над главным трудом своей жизни – учением о живом веществе, Вернадский приходит к выводу о вечном существовании жизни в Космосе, о ее безначалии. Не получив поддержки у современных ему ученых, он обращается к древней философской мысли, к философской традиции Востока, к трудам Вивекананды, и в восточной мудрости находит подтверждение своим идеям.
Сочетая высокие взлеты прозрений, точные опыты и количественные подсчеты, Вернадский приходит к выводу о единстве и взаимодействии косной и живой материи Земли с Космосом, о единых законах их развития. Размышляя о бессмертии, он формулирует идею автотрофного человека. Понятие «автотрофного человечества», введенное Вернадским, так же как и «лучистое человечество» Циолковского, очень близко к понятиям миров иных состояний материи, о которых говорит Живая Этика Е.И.Рерих.
Есть ученые, изрекающие истины. Они как бы укладывают каменную плотину поперек течения мысли. До сих пор -- движение, а дальше -- все. Путь закончен. Остается только подниматься все выше, устремляться в стороны до тех пор, пока не хлынет поток через край или не найдет окольных путей. Вернадский никогда не претендовал на знание каких-то особых, навеки незыблемых истин. Его эмпирические обобщения подобны ограждающим дамбам, не позволяющим потоку растечься в стороны. Он всегда оговаривал возможность появления новых фактов, которые заставят изменить или уточнить его обобщения. Осторожно, ненавязчиво, но целеустремленно, основываясь на фактах, ведет Вернадский читателя от истоков научных идей к их современному состоянию и стремится показать дальние горизонты науки, те неведомые рубежи, которые предстоит еще освоить и которые неизбежно видятся нечетко и обобщенно.
Вернадскому очень нравилась книга Ромена Роллана о Рамакришне. Полуграмотный индийский йог поражал даже умудренных знаниями западных философов своим острым умом, неиссякаемой фантазией, глубиной мысли, живостью, образностью своих сказов, притч и поучений
Мудрые, а подчас ироничные притчи Рамакришны не могли оставить Вернадского равнодушным. Он писал: "Через Гёте я пришел к Р. Роллану... на днях закончил чтение его книжки о Рамакришне, которая мне дала так много, как давно ни одна книга. Заставила глубоко думать и вызвала порыв писать по вечным вопросам бытия. Не философский, не религиозный порыв - но форму научной исповеди".
А другая сказка? Мудрец встретил отшельника и спросил, чему он научился за долгие годы уединения. Йог сказал: "Я умею ходить по воде". Мудрец вздохнул: "Ты потратил годы на то, что достигнет каждый, заплатив один грош перевозчику". Нет, здесь, пожалуй, речь идет не только о религиозных чудесах. Мысль глубже: о бесплодных трудах. Пожалуй, и о науке ради науки. О той радости, которая достигается личными, никому другому не нужными занятиями. Заплати деньги - тебя порадуют в театре, кино, цирке. Истинную цену имеет только то, что делается для других людей.
Древняя мудрость народа говорит устами этого индуса; древняя мудрость, веками живущая в народных сказаниях, пословицах, поверьях, песнях, языке; древняя мудрость, доступная одинаково ученому и простому крестьянину. В нашу современную жизнь неявно включено прошлое, и мы не всегда умеем оценить это наследство, и нередко забываем, что стоим на плечах многих предшествующих поколений и станем опорой для будущих. Но какая интуиция, какой тайный поворот мысли помогли Рамакришне ответить актеру-пьянице: "Возможно, бог тоже иногда пьет - иначе б он не создал столько несуразного в этом мире".
Перечитывая сейчас эти прекрасные строки Ромена Роллана о Рамакришне, представляется, что почти так же можно начать рассказ о Вернадском. Вернадский в наше время представляется как бы мифологическим героем, пришедшим в наш век, современным Прометеем, стремящимся познать мироздание и человека и открыть свои знания людям. Он сам, будто предвидя путь своей жизни, писал в 1889 году об античной скульптурной группе, изображающей борьбу богов и титанов: "... Здесь видна свободная, гордая мысль, мысль, гонящая тоску, рвущаяся вперед, далеко... Титаны не уничтожены богами... Победа богов должна была быть поверхностной, как поверхностной была победа богов над Прометеем". Безликие и всемогущие силы природы простирают свою власть над каждым человеком. Человек бессилен победить их. Но своим стремлением к познанию он бросает им вызов и, погибая, побеждает. Его победа - в неугасимом огне разума и жажды познания....."
|