Современное состояние движения последователей Учения Живой Этики характеризуется не просто раздробленностью, но и существованием антагонистически настроенных групп. Конечно, такое положение намного осложняет процесс объединения, но я верю, что всегда найдутся в этой среде люди, готовые переступить через собственный эгоизм ради Общего Блага.
Сотрудничество последователей Живой Этики в мировом масштабе – это не просто цель и задача для каждого последователя Учения, это необходимость. Более того, это наше с вами неотвратимое будущее! Остаётся только каждому для себя решить вопрос о том, какую роль в этом процессе он сыграет.
Многие знают о необходимости единения, необходимости развития в себе чувства сотрудничества, солидарности и дружелюбия, но не многие знают, что понимать под единением и не представляют себе конкретные формы его проявления. Конечно, единственное истинное единение – это единение в духе и сознании, и именно поэтому объединение в ячейки, группы, общины для изучения Учения, развития идей науки, культуры, искусства – это всё нужно и полезно, но они являются лишь промежуточными стадиями на пути к поставленной Учением цели – Мировой Общине.
Елена Ивановна Рерих говорила, что Учение рассматривает весь Мир как Единую Мировую Общину и ещё в тридцатых годах предугадывала, что жизнь и новые научные открытия подскажут новые формы сотрудничества для осуществления общины в мировом масштабе.
Позволю себе напомнить вам два письма Елены Ивановны на эту тему:
«Конечно, ближайшая задача есть рождение истинного человека, потому нужно как можно шире разбрасывать зерна нового расширенного сознания и понимания сотрудничества в самом широком масштабе. Раньше, чем строить общины, нужны общинники с подготовленным сознанием, иначе ничего, кроме ужасной тяготы и безобразной карикатуры на общину, не получится. Для этого прежде всего нужно озаботиться о новых школах, в которых с детских лет закладывались бы основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости и, следовательно, уяснялась бы его общежительская природа и личная ответственность. Но для таких школ нужны и соответствующие учителя. Вот почему так полезны ячейки, собирающиеся вокруг Живой Этики, из них могут выйти носители нового сознания. Ведь Учение рассматривает весь Мир как Единую Мировую Общину. Нам указано развивать в себе чувство сотрудничества, солидарности и дружелюбия, но нигде не заповедано телесное толкание. Обмен труда и взаимопомощь не должны накладывать условных ограничений. Всякое чрезмерное прикрепление к одному месту осуждено, ибо оно есть ограничение. Еще великий Будда, основоположник мировой общины, заповедал своим ученикам не оставаться долго вместе, но постоянно расходиться и посещать новые страны и иметь общение с разными людьми. Прекрасны Общины, посвященные научным трудам, облегчающие работы ученых, занятых общею проблемою. Прекрасны санатории и опытные лаборатории, объединяющие различных специалистов для общего блага. Могу представить себе целые учебные поселки, и города знания, и кооперативы, обнимающие все области жизни, но, зная человеческую природу, гораздо труднее представляю себе удачное тесное, замкнутое общежитие из уже сложившихся и разных людей. При настоящем уровне сознания человечества в тесном замкнутом общежитии неизбежна тенденция к уравнению, а всякое уравнение неминуемо растворяет талант в ничтожество, что ведет к утрате культуры и понижению уровня цивилизации, то есть к опрощению и, увы, к следующей стадии опрощения, именно к огрубению. Потому Община и кооперация должны быть поняты широко и жизненно. Именно новые научные открытия и сама жизнь подскажут и новые формы сотрудничества. Международная почта и пути сообщения уже показали, с какою обоюдною пользою и как прекрасно могут сотрудничать различные страны. Так я верю в широчайшее развитие Кооперативов в самых разнообразных сочетаниях. Широко поставленные Кооперативы покажут, какое народное благосостояние заключается в таких сотрудничествах. (У меня имеется прекрасная книжечка «Наставление Вождю» (из того же Источника), но сейчас она еще не будет издана.) Так как у многих просыпается желание основывать трудовые общины – желание, несомненно отвечающее направлению эволюции, то считаю полезным привести следующий параграф из новой книги, указывающий на необходимую подготовку сознания для благих следствий всякого начинания. «Представьте себе, как к сложной машине подходит невежда. Он не думает о смысле аппарата, но хватает за первый рычаг, не сознавая последствий. Совершенно то же самое происходит с человеком, который упомнил лишь одну подробность целого Учения и удивляется, что не видит общего следствия. Так же как неосторожное обращение с машиной грозит невежде гибелью, так же находится в опасности человек, пренебрегающий сущностью Учения. Кто-то обратил внимание только на качество пищи, кто-то только постарался не сквернословить, другой не раздражаться, третий не бояться, но такие полезные подробности будут все-таки отдельными рычагами, не поднимет каждый всю тяжесть. Нужно постепенно вникать в синтез Учения, только радуга синтеза может дать продвижение. Если кто заметит, что им овладела одна сторона, пусть прилежно повторяет и другие части данных указаний. Даем много прикрытого и постепенно приближаем осознание. Пусть не боится человек подходить близко, пока он не усвоит ритма Мозаики. Так приближение к синтезу научит пользоваться всеми подробностями». Значит, на очереди прежде всего стоит воспитание и расширение сознания, осознание этого принесет самые благие следствия. «Негармоничность подробностей может нарушить все строительство». Научимся дружелюбию и сотрудничеству в наших группах, изучающих Живую Этику. Это хорошая школа и для более тесного вида общины. Будем беречь друг друга, проявляя самую большую чуткость и отзывчивость к особенностям каждого» (из письма Е.И.Рерих Е.А.Зильберсдорфу от 14.08.1936)
«Можно успешно сотрудничать, находясь в разных городах и даже странах. Расстояние с каждым новым научным открытием и изобретением становится все более и более несущественным. И все сильнее и ярче утверждается единственное истинное единение, единение в духе и сознании. Братство может осуществляться лишь при единении сознаний. Над этим объединением сознания с ближайшими учениками и работает Великое Белое Братство, но телесное единение не принимается во внимание. И даже очень сгармонизированные сознания, находящиеся в сравнительной телесной близости, должны иногда расходиться для обновления сил и новых накоплений. Отсюда и наставления Владыки Будды о необходимости путешествий для общинников.
Итак, следует понимать общину не в узком смысле, но в самом широком. Именно как сотрудничество со всем человечеством, со всеми мирами, со всем сущим. Люди так страдают от недостатка дружелюбного отношения к друг другу, потому замыкание их в закрытые общины только еще больше укрепит их отчуждение от мировой общины, которая вмещает в себя все человечество, все планы бытия.
Именно, создается эпоха общего сотрудничества» (из письма Е.И.Рерих А.И.Клизовскому от 10.09.1938).
Мне кажется несомненным тот факт, что на сегодняшний день основным средством сотрудничества в мировом масштабе является Интернет.
Но Интернет – это средство. Выбор же конкретных форм и способов сотрудничества – это, на мой взгляд, и должно стать предметом обсуждения среди тех, кто осознал необходимость самого широкого единения.
Несколько мыслей на тему путей объединения последователей Учения и координации их действий. Во-первых, кто должен объединяться? Считаю, что объединяться должны все, кто являются последователем Учения Живой Этики (как индивидуумы, так и организации).
Во-вторых, для чего объединяться? Для реализации в жизни идей Живой Этики и координации своей деятельности в этом направлении.
В-третьих, в какой форме? Если речь уже идёт об Интернет, то мне видится необходимым создание единого сайта. При этом нет необходимости соединять уже существующие сайты, из которых каждый хорош в своем смысле (хотя возможно объединенный сайт и есть смысл составить из нескольких существующих проектов). Основной функцией этого сайта должно быть именно обеспечение координации деятельности (на нём собираются в оговоренное время для обсуждения и принятия решений, публикуются заявления и резолюции, а также содержится список объединённых сотрудничающих сил: как имеющих, так и не имеющих свои сайты). Будет ли при этом сайт иметь отдельный открытый форум, картинную галерею и т.п. – не столь важно, на мой взгляд, по крайней мере, пока.
В своё время, летом 2006 года, в целях единения разрозненных интернет-ресурсов, посвящённых изучению, обсуждению и распространению Учения Агни йоги, мною был создан каталог-рейтинг таких ресурсов –
www.top.agni-yoga.net. Основная идея была в том, чтобы, многочисленные распри, разделяющие Рериховское движение, не мешали приходящему постигать Учение. Чтобы человек, зайдя на один из сайтов, посвящённых Учению, мог с легкостью попасть на список всех сайтов, посвящённых той же идее, независимо от их отношений между собой, а также (при желании) оценить их. Думаю, что эта идея единой баннерной сети должна быть также использована при решении задачи консолидации, для чего предлагаю задействовать уже имеющийся выше обозначенный проект. Подробнее о проекте можно почитать по следующей ссылке:
http://www.agni-yoga.net/Top100/about/about_top.html В-четвёртых, как организовать координацию деятельности? Это, пожалуй, самый сложный в плане достижения всех устраивающего консенсуса вопрос. Много подводных камней здесь могут явить нечистые мотивы и гордыня... С интересом ознакомлюсь с предлагаемыми вариантами его решения. Что касается лично меня, то мне видится организация координации в форме проводимых с определённой периодичностью собраний уполномоченных лиц (Координационный Совет), на которых решения должны приниматься голосованием. Более правильным мне кажется выбор системы непрямого голосования: голосованием избирается выставивший свою кандидатуру представителя в Координационный Совет, который в свою очередь и занимается решением координационных вопросов.
Решение вопросов Координационным Советом должно строиться на основе ясных и открыто опубликованных принципов, в отношении которых необходимо предварительно достичь всеобщего согласия (например, принятие решений только при единогласном голосовании, приоритет принципов и положений Учения Живой Этики и д.р.).
Кайвасату
Администратор Международной Сети Агни Йоги
http://www.agni-yoga.net