Пузиков А. П.
2. Вопросы координации в Рериховском движении и пути к объединению
Николай Константинович и Елена Ивановна Рерих посвятили всю свою жизнь культурному созиданию нового человечества, человечества будущего, очищенного от уродливых недостатков и животных пережитков прошлого, полноправного участника космической эволюции. Принесенное ими Учение «Живой Этики» открыло новую страницу в развитии духовной мысли человечества. Не удивительно, что этот жизненный подвиг вдохновил массу последователей. Но как любое массовое движение, Рериховское движение не избежало всех проблем, порождаемых несовершенством человеческого сознания. Как любой поток смешивается с тем, что попадается на его пути, так Рериховское движение вобрало в себя все недостатки и несовершенства людей, замутнив изначальную чистоту импульса. С одной стороны, РД осуществляет немало полезных обществу дел на ниве культурного просвещения, но, с другой стороны, часто загрязняет социальное пространство грубыми междоусобными разборками, склоками и взаимной клеветой, вовлекает в эти разборки силовые и правоохранительные структуры. Местами проросло в РД и откровенное мошенничество, серые бизнес-схемы и грубое самоутверждение отдельных лидеров, что уж никак не вяжется с духовными импульсами, данными Рерихами. Лицемерие, ложь и моральная нечистоплотность современной человеческой цивилизации окрасили РД настолько, что уже трудно различить в нем тот первоначальный чистый духовный импульс, зовущий людей в новое будущее.
В сложившихся условиях, многие отдельные последователи Рерихов вынуждены дистанцироваться от такого РД, а некоторые уже поставили на нем крест, и не верят, что РД еще имеет шанс на самоочищение и возрождение в чистоте первоначального импульса. Но дистанцирование от массового движения часто приводит к самоизоляции или узко-групповой замкнутости, что также не способствует развитию духовных импульсов преображения человечества, заложенных Рерихами. Возникает другая крайность – работа над собой без участия в социальных процессах общества. Индивидуальная работа над собой бесспорно полезна, и без нее не может быть совершенствования всего общества. Имеется немало духовных практик в этом направлении, но это не совсем то, к чему призывали Рерихи. Ведь они сами прожили очень социально активную жизнь, и приложили массу усилий не только к совершенствованию себя, но и к активному преображению и совершенствованию окружающего мира и человеческого социума. Поэтому, если мы считаем себя последователями Рерихов, мы должны быть социально активны. Но чтобы влиять на весь социум, мы должны сначала навести порядок в своей среде последователей Рерихов. Как это сделать?
Сложность проблемы в том, что невозможно поделить всех рериховцев на «правильных» и «неправильных». По каким критериям это делать, и кто будет судьей? К сожалению, мы уже имеем пример такого самомнительного разделения на «рериховцев» и «лжерериховцев» со стороны достаточно организованной и немалочисленной части РД, так называемого Международного центра Рерихов, МЦР, и подчиненного ему Международного совета Рериховских организаций, МСРО. Их позиция довольно проста: «мы единственно и абсолютно правильные рериховцы, а все, кто не с нами – «лжерериховцы» и наши враги». Можно ли отнестись к такой позиции как к конструктивной? Казалось бы, что для того, чтобы очистить РД, как раз и необходимо отделять «чистое» от «грязного», правильное от неправильного. Но это могло бы иметь какой-то смысл, если бы действительно была попытка отделять по неким критериям «чистоты» и «правильности», взятым из Учения Живой Этики. Но какие же критерии провозглашает МЦР? Это знают все, кто, так или иначе, сталкивался с его деятельностью. Основной критерий – беспрекословно поддерживать МЦР и его руководство, как явленное на Земле звено Высшей Космической Иерархии. Данная самопрезентация подкрепляется утверждением о некоем факте передачи всех иерархических полномочий МЦР-у Светославом Николаевичем Рерихом. Я не вижу смысла в данном случае рассматривать законность и обоснованность такого утверждения, как и придуманные гипотетические права самого С. Н. Рериха на владение и передачу иерархических полномочий. Даже если допустить, что такое могло иметь место, это никоим образом не дает гарантию правильности всех последующих действий МЦР и его руководства, и не является индульгенцией на отпущение всех совершенных ими в последствии грехов. Но именно на такой непогрешимости всех действий МЦР, только потому, что его якобы основал С. Н. Рерих, и строится вся политика этой организации, и ее отношение к рериховцам. Никакие иные критерии, даваемые Учением Живой Этики, в сравнении с этим главным критерием «непогрешимости» самого МЦР, для его последователей уже ничего не значат. Любая даже малейшая критика объявляется сознательной клеветой, а осмелившийся на критику заносится в «лжерериховцы». К сожалению, в данном случае мы имеем дело с банальным явлением секты. Именно эта сектантская жесткость в сочетании с основательным финансированием и поддержкой определенного коррупционного слоя в верхах властных структур, а также владение частью наследия Рерихов, позволили МЦР-у собрать внушительную поддержку неискушенных и доверчивых толп. Но эти же факторы отталкивают от МЦР всех глубоко думающих людей и истинных последователей Рерихов, и не позволяют МЦР-у приобрести лидирующее и определяющее место в РД. Именно МЦР развязал большинство войн и конфликтов в РД, и благодаря ему имидж РД в обществе падает все ниже и ниже. Не думаю, что грамотным людям стоит объяснять, что подобные сектантские принципы МЦР полностью противоречат самому духу Учения Живой Этики. И если мы хотим возродить РД в чистоте начальных духовных принципов, нам необходимо в первую очередь освобождаться именно от подобных сектантских проблем. Этот критерий достаточно ясен – там, где непогрешимые и идеальные лидеры и кумиры – там секта, и от этого надо самым решительным образом избавляться. Но РД не только не сможет очиститься, но даже просто приобрести какой-либо понятный вид, без внутренней организационной основы. Такая организационная основа не обязательно должна быть единой организацией с общим Уставом и руководством. Попытка превратить РД в единую организацию чревата появлением нового сектоподобного МЦР. Да и невозможно это в принципе, так как Учение Живой Этики вызывает в людях свободу духовных исканий, широту творческой реализации, которую невозможно втиснуть в рамки одной организации даже с самыми широкими уставными задачами. Но как тогда быть?
Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Духовная эволюция прорастает в душах людей изнутри, заставляет их объединяться вокруг духовных токов. Таким образом, возникают группы и организации внутри аморфного РД, четко понимающие свои задачи. Это та реальность, которую мы имеем. Таких организованных групп в РД немало, но они разобщены между собой и, надо признать, часто конфликтуют, либо просто не признают друг друга. Все подобные группы последователей Рерихов можно разделить на две категории по одному очень важному критерию. Этим критерием является наличие стремления к сотрудничеству на общих путях реализации импульсов, заложенных Рерихами. Либо группа утверждает свою единственную правильность, и не видит иной возможности сотрудничества, как принятия этой «правильности» другими и подчинения их себе в общем действии. Либо группа реально оценивает свои возможности и недостатки и стремится к равноправному сотрудничеству с другими группами для достижения максимально качественного результата в общем деле. К сожалению, надо признать, что второе встречается реже первого. И все-таки я считаю, что такие группы, стремящиеся к равноправному сотрудничеству, есть, и пришло время именно на этом принципе начать возрождение РД. Все группы, считающие себя абсолютно и единственно правильными, как и самая большая из них – МЦР, обречены на бесперспективное самоутверждение, приводящее их к полной деградации и, рано или поздно – исчезновению. Расширяющееся и крепнущее сотрудничество способных на конструктивное взаимодействие групп РД не оставит им места. Но любое сотрудничество эффективно только при ясной и четкой организованности. Давайте подумаем, какой организационный вариант смог бы стать приемлемым для всех, готовых к сотрудничеству? Прежде всего, должна быть взаимосвязь между группами, которая позволит быть в курсе дел друг друга, что облегчит нахождение общих точек приложения сил и сотрудничества. То есть, необходим общий центр информации. В условиях современных технологий такой центр создать не трудно. Кто-то может сказать, что уже есть масса форумов и информационных ресурсов в РД. Но все эти ресурсы подчинены какой-то одной группе или одному человеку, реализуя их субъективное отношение. Необходим информационный центр, в котором все группы имели бы равные возможности рассказывать о своих делах и искать сотрудников и помощников. Естественно такой центр должен управляться неким совместно организованным коллективным органом, путем делегирования членов от каждой группы. Необходимо и совместно принятое положение о таком информационном центре. Это могло бы стать первым реальным шагом к единству в РД. Второй важный шаг – это научиться вырабатывать общее мнение по ключевым вопросам РД и его взаимодействия со всем обществом. Создание технологии выработки общего мнения – дело времени, главное понять, что этот процесс необходим всем, и какую реальную силу сможет приобрести РД в его результате. Ведь главное не в том, чтобы создать и зарегистрировать некую общую организацию РД, а потом отправлять письма властям на фирменном бланке, и публиковать материалы на сайте от имени этой организации. Чиновники прекрасно понимают, что это может делать один человек, или узкая группа лиц, прикрываясь формальной организацией. А вот если будет организован процесс открытого обсуждения и принятия совместного решения многими реальными группами РД, то такое решение будет иметь реальную силу, и с ним будут считаться все. И еще большую силу приобретут такие решения, если это будет не разовая акция, а отработанная и четко организованная постоянная технология принятия общих решений.
Что мешает всем РО создать общий координационный совет, делегировав в него своих членов? Необходимо просто определить те основные направления деятельности, которые объединяют все РО, как последователей идей Рерихов. Каждое РО может сохранять свою индивидуальность, одновременно принимая участие в общих программах, требующих консолидации усилий. Вопрос о том, нужно ли такому координационному комитету придавать статус юридического лица, проведя официальную регистрацию, или нет – вторичен. Лично я не вижу в этом большой необходимости. Официальная регистрация потребует не только разовых затрат, но и постоянной заботы об отчетах и много другой офисной суеты. Преимущество будет только в возможности официальных обращений и законодательной инициативы. Но официальные обращения и законодательную инициативу, как и любые иные акты, требующие статуса юридического лица, всегда можно проводить от входящих в объединение РО, имеющих такой статус. Просто уполномоченное Координационным Советом РО, имеющее статус юридического лица, будет выступать как уполномоченный представитель Координационного Совета от имени всех объединившихся РО.
Я всегда придерживаюсь принципа, что если предлагаешь что-либо делать всем вместе, то надо, в первую очередь, начинать это делать самому, показывая пример другим. Конечно, в одиночку, невозможно подать пример объединения, но можно положить его начало объединением хотя бы двух различных групп. И нам удалось начать этот процесс, объединением калининградского Фонда Культуры «Зов» и общины «Крылья Духа» в единое общественное объединение, которое мы назвали «Живая Этика». Самое главное в этом достижении было то, что образовавшие союз организации имеют совершенно разные сферы приложения и принципы организации, свои устоявшиеся традиции, своих бесспорных лидеров. Но когда к этому объединению присоединился и Интернет-портал «Адамант», стало окончательно ясно, что мы сумели открыть новую страницу в истории РД. И пусть еще не написан Устав нового объединения, это только предстоит сделать, но на практике уже сделаны первые шаги реального общего дела, показавшие эффективность и жизнеспособность нового образования. Вызывает неоднозначное отношение и название нового ОО – «Живая Этика». Может показаться, что мы позиционируем себя неким идеалом Учения Живой Этики. Но это не так. Этика понятие широкое, а с прилагательным «живая» означает живой тонкий процесс духовного, психического и физического взаимодействия людей вне мертвых правил ветхой морали. Именно поэтому Учение, данное нам для построения Нового Мира, было названо «Живая Этика», так как вся реальность нашего бытия творится в совместном тонком взаимодействии человеческих сознаний, являющих собой одно эволюционирующее общечеловеческое сознание. И для того, чтобы подчеркнуть и утвердить то, что создаваемое нами новое ОО направлено на развитие и углубление живого этического процесса эволюции человечества, мы и назвали его «Живая Этика», аналогично названию Учения Живой Этики. Это констатация исключительно наших устремлений, а не состояния или позиционирования. Мы не будем утверждать, что то, чему мы положили основание, идеально. Мы также не будем утверждать, что именно наше объединение должно вобрать в себя все остальные группы. Мы просто показываем пример возможного сотрудничества и объединения, и те, кого этот пример вдохновляет, могут присоединяться к нам на равных для всех условиях. Но мы не устанавливаем новую монополию, никого не зазываем, и будем только рады, если будут создаваться параллельные нам объединения различных групп РД. Главное, чтобы в этом процессе не было противопоставления, чтобы было искреннее стремление к максимально возможному объединению РД, чтобы всегда оставалось стремление к дальнейшей интеграции уже этих укрупненных образований. Необходимо искренне стремиться к сотрудничеству, и искать пути навстречу друг другу.
Хватит разбрасывать камни. Давайте начнем их собирать!
|