Беседа о Сердце
После дневных трудов сойдёмся на беседе о Сердце. Оно поведет нас через земные области к Тонкому Миру, чтобы приблизить к сфере Огня. (Предисловие к книге «Сердце»)
Нет ни дня, ни часа, когда бы мир не был в опасности. Не два глаза могут эти опасности усмотреть, но лишь три, как на Знамени Владык. Нужно понять храм сердца, как неотложные ощущения. (Сердце, 4)
Что же можно отнести к ощущениям сердца? И часто ли мы фиксируем их своим сознанием?
Видеть глазами сердца; слышать гул мира ушами сердца; прозревать будущее пониманием сердца; помнить прошлые накопления сердцем, так нужно идти стремительно путем восхождения. (Сердце, 1)– указывает нам Учение Живой Этики.
Каждому исследователю известно, что никакая теория не может быть убедительной и результативной, если она не подтверждена практикой. Человеческое сердце – это одновременно и орган познания, и предмет нашего познания. Сердце человека есть микроскопическая копия Сердца нашей Галактики, оно, как капля океана, обладает всеми его свойствами, и только изучив эти свойства и практически их используя, мы можем в полной мере считать себя сознательными гражданами Вселенной.
Но эта установка не должна превращаться в отвлеченность, не должна сводиться к формализму. Ведь простое повторение любой формулы без умения приложить её – бессмысленно, поэтому необходимо сосредоточиться на скрытой от внешнего зрения истинной жизни сердца и научиться вести сознательный образ жизни в двух мирах одновременно, …необходимо научиться ощущать сердце не как свое, но как всемирное. Только через это ощущение можно освобождаться от эгоизма, сохраняя индивидуальность накоплений. (Сердце,7)
Как часто мы без всяких на то оснований приписываем сердцу свои эмоции – продукт астрального тела, и рассудочные построения – продукт низшего Манаса. Однако в Живой Этике сказано:
Чистые накопления индивидуальности могут пояснить то, что рассудок не может даже помыслить. Особенно трудно внушить то, что вообще не входило в круг воображения.(Сердце,8)
О каком внушении тут говорится? Без сомнения – о внушении со стороны нашего высшего «Я», через которое мы связаны с ближайшим к нам Иерархическим звеном в Тонком Мире. Это наше высшее «Я» является учеником мирового Учителя, а не временная личность, которая и попадается на уловки персонификаторов, в том случае, если не установила связь со своим внутренним Учителем, а через него – с Учителем Учителей.
Вопрос о тонком восприятии через духоразумение является самым важным, так как духовное начало лежит в основе человеческого единства. Сердце есть вместилище духа, слушая своё сердце, человек внемлет Высшему, поэтому и сказано в Живой Этике:
…Будем непреклонно устремляться к осознанию тепла сердечного и начнём чувствовать себя носителями храма. Так можно переступить за порог Нового Мира. (Сердце,5)
Какое важное, какое конкретное указание, из которого становится понятно, что Новый Мир – это мир нашего сердца, это молитва, непрерывно звучащая в нашем собственном внутреннем храме. Молитва, как непреходящее, возвышенное состояние души, состояние, в котором никогда не может быть совершено никакое зло. Вот что такое Новый Мир, который мы можем и должны низвести на Землю.
Проявленная, полноценная жизнь жертвенного сердца – это реальная жизнь нашего духа; входя в его чертог, мы обретаем свое истинное лицо и свою истинную жизнь. Найдя себя самого, мы пробуждаемся к действию в духе и истине. Новый Мир может получить свое выражение на Земле в новых, более совершенных формах жизни, но его первоначальная, тонкая, незримая земными глазами форма – в нашем сердце.
Можно признать путь избранных, когда им Незримый Мир становится реальным и доступным, тогда можно заметить рост сознания, и сами органы тела преображаются, напитанные связью с Иерархией. (Сердце,3)
Обратим внимание на слова Учителя о том, что рост сознания начинается с доступности Незримого Мира. До того момента, сколь много бы мы ни прочли книг, идет только накопление Знания и его интеллектуальное осмысление. Иными словами, опыт индивидуальности, хранящийся в Чаше, увеличивается лишь тогда, когда вместе с накоплением Знания идет внутренняя работа по возжиганию огней сердца. Именно зажженные огни сердца позволяют увидеть незримую, но реально происходящую тонкую деятельность нашего микрокосма. До тех пор пока он не освещен изнутри, он остается вне нашего поля зрения и осмысления.
Доступность Незримого Мира для нас, пока ещё не овладевших ясновидением и яснослышанием, начинается с первых, едва уловимых движений в сердце. Особенно удачными могут быть наблюдения, проводимые на грани сна и бодрствования, когда тонкая работа сердца особенно отчетлива и сознание высшего «Я» успевает запечатлеть признаки его деятельности на экране физического мозга. В эти краткие мгновения можно успеть пережить и осознать его связующую роль, воистину, сердце – это мост миров. Так же можно запечатлеть момент расширения сердца, и это переживание приближает нас к ощущению своего сердца всемирным.
На начальном этапе развития Сердца нам важно понять, что под Незримым Миром подразумевается не только Тонкий Мир во всей его совокупности, но также и область психической деятельности, осуществляемой нашим высшим «Я». Поэтому Сердце является и лабораторией, и Храмом одновременно. Наш индивидуальный внутренний Незримый Мир должен стать для нас зримым, и наша деятельность в нем должна быть осознана, только так мы сможем стереть границы между плотным миром и миром Надземным. И под этим нужно понимать не только сближение миров до возможности сообщения между ними, но и преображение земной жизни до такой степени, что по своему уровню духовной культуры, она не будет уступать Миру Надземному.
И пусть этот идеальный земной мир еще только начинает формироваться в нашем сознании и идти нам до Града Светлого еще очень долго, прообраз его уже живет в наших сердцах, и оттуда мы можем черпать силы и радость.
Перешагнув порог своего сердца, мы самым естественным образом переносим свое бытие в мир иного измерения, и этот опыт сближения с Миром Надземным не может быть достигнут никаким другим образом. Сердце не в переносном, а в буквальном смысле слова есть врата к мирам дальним, через него, и никак иначе, нам открывается множество путей в Космосе.
Но войти в своё собственное Сердце одновременно и просто, и сложно. Интеллект не помощник там, где все творится духом. Две жизни человека, текущие параллельно друг другу, должны быть в поле зрения и власти духа, ибо дух – владыка над всем. Поэтому человек должен установить Иерархию Сердца прежде всего в себе самом, а для этого необходимо познать своё внутреннее духовное божество и принять его руководство.
Однако, на всем протяжении своего существования человек испытывал страх перед Тонким Миром. Мы не всегда в состоянии адекватно реагировать на его проявления, поэтому страх губит все ростки сознательности, а грубость наших неразвитых чувств не позволяет запечатлеть утонченные знаки жизнедеятельности сердца. Но исключительно умственное погружение в Учение не даёт ожидаемых результатов, потому мы имеем две крайности: многочисленные одержания как следствие тщеславной рассудочности при молчании и неразвитости сердца, и преобладающий догматизм как следствие зашоренности сознания, чуждающегося проявлений Тонкого Мира. Между тем, самым близким и естественным проявлением этого Мира является наш собственный микрокосм.
Мир незримый в сущности очень зрим, когда глаз не засорен. Не нужно явлений медиумизма, чтобы ощутить Свет Высшего Мира, но можно восходить лишь к высшему, потому все насильственные уловки низшей магии ничто с первым Светом сердца. Не многие знают огни сердца, но ведь эти светочи должны светить всем. Потому так тяжка хула на духа и отказ от Учителя. Говорю – можно долго думать об Учителе, но избрав, не отступите! Явим понимание основам построения. (Сердце, 20)
Хула на духа может быть бессознательной, и выражается она именно в том, что человек не установил в себе духовную Иерархию, т.е. добровольно отказался от водительства духа, а значит – и от непосредственного водительства Учителя.
Избрав Учителя, нельзя не отдать ему свое Тонкое сердце, но как же можно отдать Ему то, чем не владеешь? Не отступить – означает дать Ему возможность обучать нас и руководить нами на расстоянии через наше высшее «Я».
В этой последовательности и есть основы построения, т.е. основы духовной Иерархии.
Осмелюсь предположить, что на иерархической лестнице в мире Духа мы выстраиваемся не в затылок друг другу, а распределяемся по концентрическим окружностям в более близком или более далеком положении по отношению к Владыке в соответствии с нашим духовным потенциалом. Это гелиоцентрическое свойство духовного распределения лежит в основании всех бесчисленных сфер.
Итак, как же нам найти путь в Высшие Сферы?
Для начала нужно привести в действие скрытый потенциал нашего сердца.
Подвижникам первых веков христианства была известна умно-сердечная молитва. С помощью определенного способа дыхания ум низводился в сердце, запирался там и творил молитву. Таким образом человек приучался молиться, т.е. видеть, слышать и думать сердцем.
Тем же способом, на вдохе, открывающем двери сердца, легкие наполняются и Владыкою, а при выдохе Он мысленно направляется в сердце и остается там за закрытыми дверями, невидимо присутствуя в Храме человеческого сердца.
В Учении читаем:
Указываю на наполнение сердца и сердечную молитву по двум причинам: во-первых, она ведет к соединению с Высшим Миром, во-вторых, она не требует особого времени и производится за любым трудом. Можно легко привыкнуть к особому ощущению в сердце, не опасаясь последствий. Сердце не переутомится Владыкою, наоборот, только мысли окружающие могут влиять на сердце. (Иерархия, 132)
Постоянное сердечное памятование о Владыке – это постоянное предстояние перед Ним. Когда это состояние достигнуто, в механических способах уже нет необходимости. Непреходящая торжественная радость становится устойчивой, и никакие шторма не в состоянии нарушить её. Тогда и связь с Учителем не прерывается ни днем, ни ночью, ни на Земле, ни в Тонком Мире. Рука Ведущая ощутима, и Путь обретает четкие очертания.
Но есть в Живой Этике ещё один примечательный параграф:
…Нелегко привести в действие потенциал сердца. Нужно явить полет над бездною, как от последнего берега в Беспредельность. Как священно мужество самоотвержения, открывающее сердце! (Сердце, 12)
Явление полета над бездною нужно понимать не как метафору, а как реальный, духовный опыт, доступный всем без исключения. Многие могут вспомнить эти полеты в раннем детстве, а кто-то уже в более зрелом возрасте. От обычных полетов тонкого тела, полет над бездной отличается ощущением невесомости в тонком сердце, абсолютным одиночеством в Беспредельности и вместе с тем, четким осознанием Высшего присутствия, Его руководящего Принципа, а самого себя, - частью всемирного Сердца.
Поскольку мы уже в состоянии представить себе Беспредельность, так же мы можем и ощутить её своим нарождающимся шестым чувством, выйдя за рамки земного сознания и развитие этого принципа является нашей эволюционной задачей.
Обратим внимание на предпосылку о мужестве самоотвержения и поймем, что только Любовь может быть теми крыльями, которые понесут нас над бездной – как в этом, так и в Тонком Мире.
Самоотверженность Любви возносит нас над бездной тягот, скорбей и несовершенств земного мира, она же переносит нас в иное измерение, где человек остается наедине с самим собой, и только Беспредельность простирается перед ним без конца и края.
Полет в Беспредельности даёт новый импульс сердцу, причастившемуся к Истоку Вечности, и уже ничто не силах погасить вспыхнувшие огни проснувшегося внутреннего сознания. С этого момента человек не может сознавать себя иначе как бессмертным божественным существом, а свое сердце – всемирным.
Возможно, именно этот, так называемый «квантовый скачок», ожидался в конце 2012 года в массовом порядке. Но сколь абсурдной была эта идея, понятно было многим уже тогда.
Никто не может за нас проделать нашу работу. Эволюция следует своему ходу, но уловить её направление и следовать ему мы должны сами. Насильно ни одно сердце невозможно разбудить, так же как нельзя раскрыть насильно и преждевременно бутон цветка.
У Учителя был повод сетовать, когда Он говорил:
Как объяснить, когда сердце молчит? Как ускорить, когда сердце тяжелее железа? Как двигать сердце, когда умерло в духе? Так можно научиться ценить каждое звучание сердца, когда тайный цветок являет множество лепестков, хранящих сокровение духа.(Сердце, 31)
Духовное сердце человека сокрыто множеством покровов, уложенных лепестками вокруг его сердцевины-монады. Сознание нарастает вокруг неё очень медленно, и каждый лепесток – это страница из книги жизни, запечатлевшей её опыт, который дал духу прирост сознания, т.е. увеличил его энергетический потенциал.
Не лишним будет напомнить, как этот потенциал индивидуального накопления связан с понятием Новый Мир.
Сердце у каждого, потенциал в нем заключен у всех – значит, Новый Мир не запрещен никому. Называем Новым Миром познание Незримого, хотя бы в его первичной стадии. Уже это понимание внесло бы в жизнь новые устои. (Сердце, 40)
Незримый Мир находится не дальше нашего сердца. Но возможность видеть и слышать сердцем очень часто либо не развита совсем, либо подменена медиумистическими наклонностями. Как же отличить одно от другого, чтобы не впасть в так называемую «прелесть»?
Сфера Всемирного Сердца – это Мир Огненный. Все его проявления даже в самых кратковременных и слабо выраженных формах потрясают физический организм весьма ощутимо и, часто, болезненно; переносить его проявления очень непросто, и это воздействие сопряжено с сильными физическими и психическими перегрузками.
Мы должны помнить, что ничто Высшее не может быть достигнуто легко и просто, оно требует упорного и кропотливого труда над преобразованием всех наших несовершенств и труд этот сопровождается моральными и физическими страданиями.
Это объясняется тяготами трансмутации низшего в высшее и образно это можно представить следующим образом: скальпель духа, грубый аналог которого усматривается в луче лазера, «вырезает» вредные наросты на нашем тонком теле, производя «пластическую» операцию на нем, вследствие чего и физическое тело претерпевает довольно болезненные ощущения.
Необходимые преобразования Тонкого тела предшествуют опыту по раскрытию энергетических центров, но, даже при достаточно очищенном его состоянии, к воздействию огненных явлений приходится приучать организм годами – до тех пор, пока во всех органах, отвечающие нашим тонким принципам, не установятся вибрации, соответствующие им.
Но на такое совершенствование может уйти вся жизнь и множество последующих, и даже в этом случае далеко не всегда могут быть достигнуты ожидаемые результаты: карма стоит на страже всех наших достижений и может поставить им предел в том случае, если в предыдущих жизнях человек пренебрегал трудом в духовном саморазвитии.
Отчасти поэтому бывает так трудно зафиксировать проявление Мира Незримого, и человек с каждым воплощением все больше утрачивает связь с ним. Но как Ковчег Спасения дано нам Учение, стоит только приложить все сердечное устремление к Высшему – и утраченное единство с Миром Незримым начнет восстанавливаться.
Поэтому очень важно с раннего детства сохранять и поощрять детское восприятие проявлений Тонкого Мира, чтобы в зрелом возрасте эти эпизоды сообщения с Миром Незримым были осознаны с полной достоверностью, особенно при устойчивом скептицизме окружающих.
Ближайшая обязанность каждого, знающего Тонкий Мир, при каждом удобном случае утверждать этот невидимый, но реальный Мир. Пусть даже рассердятся, лишь бы подумали о действительности. Если бы физиология человека дополнилась изучением Мира Тонкого, связующего сущность всех состояний бытия, то наш земной мир сразу бы превратился в новый явленный век. (Сердце, 188)
Касаясь вопроса участия человека в эволюции, нельзя обойти стороной тот факт, что сердце есть носитель энергий всех трех миров, а точнее – сосуд мировой энергии. (Сердце,9)
Энергии эти должны направляться на созидание новых, совершенных форм жизни, расход их все время пополняется из космического резервуара. Этот приток строительных сил не может осуществляться без связи сердца человека с Высшими Сферами, потому что …лишённое связи высшей, оно разлагается.(Сердце,14)
И тут мы снова возвращаемся к теме чувств как к одному из проявлений двуеродности единого Огня, т.е. мировой энергии.
Каждое чувство порождает энергию. Взаимное чувство удесятеряет энергию. Коллективное чувство создает мощь энергии, но единичное чувство должно быть напряжено, и взаимное собирательное чувство согласовано. (…) Между тем, какая великая реальность отразилась бы в подъеме множества согласованных чувств! Древние называли чувство кузницей мощи. (Сердце, 278)
Каждому из нас известно, какие мощные, но противоположные по знаку силы подчинены человеку, когда он любит или ненавидит. По сути, именно в силу этих двух противоположных чувств все человечество делится на два стана, служа либо Свету, либо тьме. Трудность нашего времени состоит в том, что абсолютных и безупречных служителей Свету крайне мало, к ним можно отнести только Адептов Твердыни Света. Все остальное человечество, влекомое Космическим Магнитом, находится на разных ступенях приближения к Нему и в силу своих имеющихся несовершенств ещё недостаточно едино в Теле Света. Поэтому среди участников этого процесса нет согласованности ни в чувствах, ни в действиях.
Но откуда придет согласованность? Не от рассудка, не от извилин мозга, но из сердца, от Света. (Сердце,278)– говорит нам Живая Этика.
Сердце есть аккумулятор и трансмутатор всех энергий Мира, оно может дать человеку власть, равную божественной, и сделать человека Богом в Природе, творцом, созидающим новые вселенные. И, как бы не был далек наш путь к совершенству, будем слушать свое сердце, ибо сказано: Язык сердца есть дыхание Превышнего. (Сердце, 249)
|