|
|||||
|
П У Б Л И К А Ц И И |
Андрей ПУЗИКОВ 14 октября 2017 г. Рерихи и Россия, новый этап Один из смыслов философии Рерихов – объединение человечества на основах культуры, но не по принципу унифицирования, а, наоборот, по принципу гармонии многообразия национальных культур. Ведь в глубине всех народных стремлений, несмотря на внешние нагромождения, обусловленные несовершенством материальной жизни, лежит непоколебимая тяга к свету. Полюбить всё человечество можно только через любовь к Родине – так считал Николай Константинович, но любил он Россию не только за то, что родился на ее просторах. Рерихи отдавали определенное предпочтение России в своих ожиданиях будущих построений единого человечества. «Лучшие цветы Запада и Востока цветут одинаково», но это не исключает особой роли России в эволюции Земли, благодаря объединяющим особенностям ее народной культуры. Философия Рерихов не в мечтах, а в действии, и хотя не удалось им при жизни построить «Новую страну», заложенные ими импульсы продолжают работать на объединение. Эволюция не происходит в одно поколение, но разум опережающих свою эпоху людей рвется вперед. Для тех, кто очерчивает свой кругозор только своей земной жизнью, это может казаться трагедией, или тщетностью усилий, но только тот, чей дух вырвался из материальной скорлупы, чей разум научился видеть, как идеи инициируют и определяют исторические процессы, может охватить внутренним взором всю мощь эволюционного потока, частью которого были Рерихи. России Рерихи завещали свое творчество, от нее ожидая будущих свершений. Можно Россию воспринимать, как власть и государственную машину, можно, как русский народ, но так уж сложились исторические реалии, что русский народ неотделим от принципа государственности, а русская государственность не существует без опоры на народ. Эти сакральные реалии смешиваются с реалиями несовершенства современного человека, и на поверхности: власть, оторванная от народа, развращенная элита, бедность и нищета масс. Не всеми болезнями роста еще переболела Россия, и не через все кризисы и революции прошла. Огромные трудности возникли и с принятием завещанного Рерихами. Это касается, как духовных идей, так и непосредственно материального наследства – картин и архивов. Что мешало Советскому Союзу создать государственный музей Рерихов? Недостаток просвещенности чиновников? Опасения идеологических нестыковок с «курсом партии»? Нельзя исключать и обычную безалаберность. Ну, нашлись дела поважнее, и не до этого… Импульс свободы, порожденный горбачевской Перестройкой и развалом СССР, вылился в свободу наглой прихватизации всего, что можно было прихватить в частную собственность из бывшего общественного. В диком капиталистическом рынке продается всё, и из всего делаются деньги, даже из духовных идей. Не обошла участь прихватизации и наследие Рерихов. Сами по себе картины и архивы имеют конкретную и немалую стоимость, но при правильном с позиции рынка использовании, могут приносить гораздо большие доходы, в совокупности с духовными идеями. Принцип секты – обогащение небольшой группы людей за счет одураченных масс – банален, и давно отработан на Западе. Не так важно, кто сыграл в этом процессе большую роль, Л. В. Шапошникова с ее болезненной идеей властвования, Б. Н. Булочник, делающий деньги из всего, что попадало в его руки, или спецы КГБ-ФСБ, курирующие по долгу службы общественные процессы и выброшенные Перестройкой, как и все, в свободный рынок. Важно лишь то, что реализация идеи создания государственного музея Рерихов, только едва замаячив на горизонте в виде постановления правительства страны, была растоптана диким беззаконием девяностых. Кто-то скажет, что это был процесс становления общественного музея. И таковых много, слишком много, кто так считает. Но это лишь подтверждает факт зомбирующего воздействия секты. Никакого общественного музея не было, как не было в его работе общественных принципов. Наличие волонтеров и массовых пожертвований не определяют сами по себе общественную организацию. Одураченных людей можно было бы пожалеть…, но! Разве Рерихи завещали одним людям превосходство над другими?! Это разве по рериховски считать себя «правильными рериховцами», а всех, кто не с ними – неправильными?! Разве все эти люди следуют духу Рерихов?! Каждый сам должен распутать все узлы причин и следствий, что по неразумию напутал – это один из фундаментальных законов бытия, отраженных в Учении Живой Этики. Меня, в данном случае, радует то, что один из сложнейших узлов причин и следствий в деле с наследием Рерихов, наконец, распутан. Процесс создания государственного музея Рерихов уже неотвратимо запущен. Еще недавно в зданиях бывшей усадьбы Лопухиных царила совсем иная атмосфера. Культ мистицизма витал в воздухе и давил на посетителей. И хотя всё это действо, разворачивавшееся в так называемом «общественном музее» было скорее похоже на псевдодуховный стриптиз с мистической недосказанностью, большинство посетителей воспринимало это как «особую энергетику». Именно на эту неразборчивость людей, с их тягой к чему-то магическому, необъяснимому материальной наукой, и делалась ставка. Трагикомизм ситуации усиливало то, что всё это полумистическое шоу было организовано на крайне низком непрофессиональном примитивно-лубочном уровне. Картины Рерихов здесь были заложниками, и чему удивляться, что были они, наконец, освобождены с помощью ОМОНа. Освобождены во всех смыслах, включая и освобождение от оков в виде тяжелых рам-аквариумов со светодиодами, и от засилья различных дешевых панно и от бестолковой резьбы по дереву. Первая выставка теперь уже в залах нового Государственного музея Рерихов открывает новый этап в продвижении дела великой семьи. Количество участников на открытии, конференции и круглом столе ограничено, что вполне естественно в условиях ограниченного пространства. К тому же, полноценное финансирование начнется только с Нового 2018 года – так устроен бюджет с его планированием и утверждением, а пока используются средства внебюджетного фонда. Поэтому нет еще в музее смотрителей и гардеробщиц – эту работу выполняют волонтеры. Но, главное – первая выставка открыта, и все желающие могут посетить ее совершенно бесплатно. Единственное условие – необходимо заранее записаться, для просмотра организованными группами. Сотрудники музея по очереди исполняют роль гида. В стенах особняка Лопухиных звучат свободные беседы и даже споры – немыслимое здесь ранее при сектантской заорганизованности. Временно под выставку используется только часть залов первого этажа главного здания. Картины Рерихов из Государственного музея Востока и переданные С. Н. Рерихом в 1990 году, разделенные четверть века амбициями и политикой руководства МЦР, наконец, встретились. Выставка полностью свободна от идеологического давления, каждый сам волен воспринимать картины любимого художника в соответствии со своими внутренними движениями души, сакральными чувствами и мировоззрением. Радует и атмосфера конференции – спокойный научный подход, без пустых слов и идеологического фарисейства – распространенной болезни в среде последователей Рерихов. Третий день – круглый стол руководства и общественности. Звучат разные мнения. Само по себе это прекрасно, но некоторые тенденции, в частности связанные с так называемым Национальным Рериховским комитетом меня не радуют. Любая общественная групповая организация порождает определенный внутренний энергетический процесс, который начинает жить своей собственной жизнью даже поверх самой группы, подчиняя ее своей инерции. Когда подобный групповой процесс разогнан многими годами, остановить его столь же сложно, как тяжелый раскрученный маховик. Это в полной мере относится и к традициям МЦР. Эти традиции имели две ярко выраженные, но мало пересекающиеся друг с другом составляющие. Столь же мало пересекающиеся, как непосредственное руководство МЦР и остальная, управляемая им сектантская масса. Эта вторая, массовая составляющая теперь за забором исполняет отрежессированное шоу, взывает по просторам интернета, свято верит в свою правоту и надеется, что история пойдет вспять. А вот первая разделилась на две части, одна из которых плавно перетекла в новую форму, надеясь, что не будет узнана в новом обличии, по крайней мере, до тех пор, как не наберет свою силу. Что движет крайне ограниченной небольшой группой людей, когда они берут на себя право называться «Национальным» комитетом? Само по себе право объединения людей в общественную организацию с определенными целями никто не оспаривает. Но выступать от имени всей нации, даже не спросив у нее разрешения?! Не слишком ли самоуверенно? Конечно, большинство людей мало интересуются Рерихами и их творчеством, но спросить мнение тех, кто многие годы посвятил свою жизнь делу Рерихов все же стоило. Но А. П. Лосюкову, как стало ясно из нашей с ним беседы, это совершенно ни к чему. Он знает что делать, у него есть люди, с которыми он работает, и этого достаточно! И дело не в том, что все эти люди почему-то оказались бывшими мцр-овцами, до недавнего времени, или некогда изгнанными из этой организации. А прежде всего в том, что методы организации те же самые, что и в МЦР. Полная закрытость от широкой общественности, принятие Устава «втихаря», а в руководстве самоуверенные личности, считающие себя самыми достойными, и сами себе вынесшие подобную оценку. А какова оценка с их стороны широкой рериховской общественности? Достаточно прозаична – по мнению А. П. Лосюкова: «Широкое обсуждение устава и принципов организации будет бесконечным и никогда не кончится…». Парирую: «А кто мешает определить жесткие сроки?». В ответе легкое раздражение: «А зачем мне всех собирать? Я делаю то, что могу и считаю нужным. Хотите, собирайте!». Есть такая русская пословица: «Назвался груздем – полезай в кузов!». Кто заставлял этих людей во главе с А. П. Лосюковым называться Национальным Рериховским комитетом? Назвались бы каким-нибудь «Рериховским комитетом Лосюкова», или еще как-нибудь, и претензий бы никаких не было! Правда, тогда рассчитывать на финансирование через МИД или Минкультуры не приходилось бы. Скорее всего, этого финансирования и не будет, но… ставка сделана. Минкультуры явно такая обуза не нужна, надо думать, как обеспечить полноценным финансированием новый госмузей. МИД, учитывая международные процессы в связи с именем Рерихов, конечно, может раскошелиться, да еще ФСБ, обязанное контролировать общественные процессы внутри страны, может войти в долю, но для этого необходимо доказать, что НРК реально «строит» всех рериховцев, или, по крайней мере, большую и самую активную их часть, вокруг себя. И вот это желание всех построить неприкрыто звучало на круглом столе. Вроде как: «Мы никому ничего не навязываем…», но «Приходите все к нам…, так как мы выполняем функцию общественно-государственного партнерства…», и еще так: «Мы поможем вам во взаимодействии с новым музеем…» Надо отдать должное директору нового Государственного музея Рерихов, Т. К. Мкртычеву, четко озвучившему принцип равного открытого взаимодействия со всеми общественными силами и общественниками. Но именно на фоне этого так неестественно и эклектично звучала позиция НРК, пытавшегося одновременно поставить себя во главу угла и убедить всех, что никому ничего не навязывает. Вполне естественно, что мое выступление с предостережением НРК не наступать снова на те же грабли, выглядело явным диссонансом. Похоже, большинство участников круглого стола повелось на разыгранный спектакль. А. П. Лосюков выглядел «распорядителем бала», а все вместе представители НРК – полноценными хозяевами ситуации. Не берусь предсказывать будущее, но обреченность НРК, по крайней мере, в таком виде не вызывает сомнений. МЦР владел массами благодаря владению материальным наследием Рерихов. Этого козыря в руках НРК нет. Отсутствуют в его составе и сколь-нибудь уважаемые и авторитетные люди в широкой среде рериховской общественности. На данный момент только «магия» самой идеи «Национального Рериховского комитета» работает и держит их на плаву. Сколько еще отмерено им плавать на этой «соломинке»? Думаю недолго. Но не это важно. Уверен, не одного меня сейчас волнует вопрос: смогут ли последователи Рерихов на новом этапе, если не сплотиться в рядах некоего общего движения, то хотя бы оздоровить свои внутренние отношения настолько, чтобы зазвучать, как реальная, созидающая общественная сила? |
|
Сейчас посетителей в разделе : 0 |