Р  Е  Р  И  Х  О  В  Е  Д  Е  Н  И  Е
Портал
Культура
29 мар 2024, 00:59
УРАЛ: UTC + 5 часов

««

П
У
Б
Л
И
К
А
Ц
И
И

««


 


Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 96 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Рериховский Компас
СообщениеДобавлено: 02 янв 2016, 06:57 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 07:35
Сообщений: 955
Н.К.Рерих. Листы дневника т.3. Новый Год (01.01.1946)

Вот и Новый Год! Будет ли он новый или опять старый — увидим. Может быть, вернее сказать: «еще один год». Бы­вало, мы никогда «нового» года не встречали, а провожали старый год с благодарностью. Каков новый год, еще неизвест­но — пусть покажется. А в прошлом году — жили, трудились, творили, и за это спасибо. Беды миновали, трудности преодо­левались, друзья обретались, и за это спасибо.

Как подумаешь о десятках миллионов несчастных, обез­доленных, озлобленных — ужас берет. А радио кричит: «зима суровая, снежная», всюду недостача и как вопль отчаяния — забастовки! А цены растут, и нет надежды, что они «чудесно» опустятся. И в людях замечается какая-то смуть. Но все же скажем молодому году: переживем, не бывать бы счастью, да несчастье помогло. Поет баян: «Несчастья — радостей залог».

Вот русские герои превозмогли беды и устремились к строи­тельству. Любо читать и слышать о новой русской стройке.
Мудр русский народ. На призрачные заверения он скажет: «Мели Емеля — твоя неделя», а не то сурово отрежет: «Говори, что хошь, а цена тебе грош!». Велико и терпение народное, впрочем, Илья Муромец тридцать лет сиднем сидел, а какие подвиги потом натворил. Есть природная Культура в русском человеке. Сколько мудрых речений бывало в деревнях наслы­шишься, а ведь нам много довелось с народом беседовать.

Вот и в 1926 году на сибирском пути к Москве мы встречали замечательных собеседников. Строители новой жизни!
В то же время в неких странах двуногие сотрясаются в нелепом джиттербаге. А колесо прогресса катится своим пу­тем, отмирает одряхлевшее, нарождается бодрое преуспеяние. Народ мечтает о содружестве, а из него рождается добротвор­чество. И в эту чашу Культуры положим нашу лепту, где можно делом, а где мыслью, мысленным приказом. Если бы вся жизнь была сахарной, то ведь от сладости и оскомина бы набилась. Представьте, все кушанья на сахаре — какое отвра­щение! А где же тогда будет «соль земли»? Итак, «пер аспера ад астра»!

Помните об Уране, когда слышали? На небо поглядывали, а Уран-то оказался под землею, и весь мир заговорил о пре­словутом Уране. Газеты опять говорят о волне преступлений в Англии. Говорят, что нынешняя зима будет труднейшей в Европе за триста лет со времени тридцатилетий войны: хо­лод, голод, болезни. Все это Вы так же знаете, как и мы, но люди напоминают друг другу о бедствиях, как бы ища сочувствия. Но все же злоба шипит повсюду, а беспорядок — всю­ду, точно мусор после обвала.

Кончаю мой лист о дружестве: «Друзья, может быть вам кажется, что говорить о дружестве — труизм? Увы, сейчас это не труизм, но необходимость. Вот до чего дожили! И по ка­кому такому щучьему велению снизойдет «благорастворение воздухов»? Ненависть, злобное подозрение не с неба свали­лось. Люди ткали злобные легенды, копали могилы. Занятие темное!»

Улыбнемся к Новому Году. На днях поминали мы лондон­скую легенду о том, что я не Рерих, а Адашев. И такая чепуха ползала по миру. Забавно, чего только не бывало! Еще в студенческие годы пришлось ставить живые картины на кав­казском вечере. Понравились. Подходит Блох из «Новостей»: «Вы ведь кавказец?» «Нет, я — питерский». «Ну, я все-таки напишу, что вы кавказец, картины-то очень хороши». Через год с Микешиным ставили картины на украинском балу в Дворянском Собрании. Опять вышло ладно, и на этот раз газеты назвали меня украинцем. Вот вам и биография!

Впро­чем, мы были и еще украинцами, когда у нас собиралось «нелегальное» общество имени Шевченко. Дид Мордовцев и прочие щирые, добрые люди. Живы ли? Тут же Микешин зарисовал председательствовавшего моего отца, и все подписа­лись. Этот лист должен был быть в моем архиве у Б.К. — если архив вообще существует. Странно, о последних днях Б.К. мы так и не имеем сведений. Даже неправдоподобно.

К Новому Году думали, как опять потребовалось Знамя Мира — памятка о самом ценном. Думали, как оно окажется содружником, а когда-то, может быть, заместителем АРКА. Любопытно подмечать, как в жизни одно становится труднее, а другое вырастает и делается понятнее и ближе. Так зада­дим Новому Году доброе задание, а то нахлынут неразреши­мые проблемы, и вместо добра опять затуманятся дали. Уже который раз газеты говорят о неслыханной волне преступно­сти в Англии, о каких-то странных погромах в Польше — много тревоги. Опять что-то печальное, а к Новому Году на­до повеселей. Что бы такое?

Вот у нас куры не несутся и коровы молока не дают. Впрочем, какое же это веселье?! Радость останется в том, что Вы и мы можем трудиться и сеять добро. Это самая прочная радость, будем ценить ее, и опять признательность тем, кто способствует ей. Подумаешь о радости, а она уже и стучится. Сразу две радости: одна — Ваше письмо от 19-11-45, а другая — от Хейдока из Шанхая 5-12-45 — не только жив, но и со­брал целую группу отличных сотрудников. Жил русскими уроками. Все это ладно.

В Вашем письме много радости. Так и должно быть по­верх всех бурь и невзгод. Действуйте бодро по местным усло­виям, сама действительность покажет лучший исход. Знаем, что сделаете все как лучше. Очерк Знамени Мира в память милого Спенсера пришлю. Для ускорения включу по-англий­ски из бывших статей.
Пусть будет Дедлей председателем Комитета «Знамени Мира». Так и отплывайте в новое плаванье. Если наладятся отношения с Еременко — хорошо. Вам виднее, когда лучше дать мои обращения к членам. В конце концов, они касаются всех — и Агни Йоги, и АРКА, и «Знамени Мира».

Зов о Куль­туре общечеловечен. А сейчас он нужен неотложно. Только что пришел пакет с письмом Дедлея к членам АРКА за Ок­тябрь. Письмо звучит прекрасно и дельно. Такие письма дол­жны целиком входить в отчет АРКА — ведь они и есть часть отчета. Вот всякие критиканы взяли бы да и сделали такое же полезное. Спрашиваете, как быть с помещением, не ку­пить ли дом? Думается, что У ид должен знать эти местные условия. Так все переменчиво.

Пусть «Пантелей» у Вас висит с прочими картинами. В Археологический Институт две картины были даны при Магоффине и висели в колледже, где преподавал преемник его, кажется, Лорд по фамилии. Название колледжа не помню. Хорошо бы их выставить у Вас, тем более, что Институт не провещился. За десять лет они не прислали сюда своих изда­ний, а я ведь пожизненный член и был вице-председателем. Неужели они ничего больше не издают? По нынешним време­нам все возможно.

Итак, пошлем Новому Году наказ, чтобы был добрым, чтобы не столько о войне, сколько о мире заботился. Привет друзьям, а самым лучшим — самый большой привет.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Рериховский Компас
СообщениеДобавлено: 20 фев 2016, 20:04 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 07:35
Сообщений: 955
Рыцарь Грааля....
Цитата: «Рихард Яковлевич Рудзитис - известный латышский поэт, философ, руководил латвийским обществом друзей Музея Рериха с 1936 года до ликвидации этого общества в осенние дни 1940 г. Волна сталинских репрессий не миновала председателя общества и многих его членов. Но через годы лагерей, а потом и годы застоя, все они пронесли верность общечеловеческим идеалам Н.К.Рериха. "Современным бардом святого Грааля" называл Н.К.Рерих Р.Я. Рудзитиса.

Известно, с каким трепетом относилась Елена Рерих ко всему, что было связано с Великим Братством и Учителями. И какой же радостью для неё было известие о том, что Владыка дал согласие на написание книги о Братстве Рудзитису, одному из любимых её учеников! И вскоре, по совету Урусвати, воин Света взялся за труд. Так появилась удивительная по своей поэтической страстности книга «Братство Грааля»! И если бы автор ее никогда и ничего больше не создал, то он всё равно бы остался в памяти грядущего поколения! Но он создал и ещё многое другое, потому что вся его жизнь была полна созидания.

«Братство Грааля» занимает особое место в творчестве Рихарда Рудзитиса. Это труд, которому он посвятил более двадцати лет и который в полном смысле этого слова сжигал его до последнего дня жизни, так и оставшись незавершенным. По дневникам писателя видно, что он жил этой темой изо дня в день - и в пекле Второй мировой войны, и во время пятилетней ссылки в Сибири, и в конце жизни в Риге, когда болезнь шаг за шагом снедала тело, но дух старался выразить невыразимое. Это было миссией его жизни, одним-единственным всепоглощающим стремлением ­ сказать Слово о Братстве.

И с этой точки зрения труд "Братство Грааля" полностью подтвердил проницательность Е.И.Рерих, так обратившейся к Рихарду Рудзитису при начале этого труда:

"Считаю, что книга эта не только полезна, но именно необходима... Ваше чувство красоты и присущая северным народам чистота восприятия уловит тончайшие тона и звучание Разума Света, окружающего Обитель Всеобъемлющего Сердца. Вы сумеете сочетать Торжественность и Мощь с нежнейшими оттенками. Мы доверяем Вашему чутью, Вашему сердцу, Вашему устремлению к Вершинам прекрасного".

Еще в одном своем прекрасном труде «Сознание красоты спасет» Рихард Рудзитис пишет:

«Прежде всего, надо явиться творителем прекрасного во всех действиях жизни. Наш труд, уже сам по себе, должен стать творческим, свободным, одухотворенным и здоровым трудом. В каждом труде своем мы должны осуществить высшее и наиболее благородное качество. Это возможно, когда при каждом труде посылаем мысль на общее благо, когда в наш труд влагаем чистый трепет нашего сердца, искру духа, когда работаем в насыщенном ритме продвижения нашей жизни. Такой наш труд является радостью нашего существования, непрестанной молитвой и "возношением сердца", ибо каждый положительный труд может стать священным, истинным благословением нашей жизни, если его осенил Свет Высший. И воистину, как говорит Учение Живой Этики, "постоянное общение с Иерархией дает высшее качество труду,.. Нужно установить эту пламенную меру труда" (Мир Огненный, II, 118)».

О книге "Сознание Красоты спасет" лучше не скажешь, чем это сделала Е.И. Рерих в своем письме к Р.Я.Рудзитису от 10 октября 1936 года: "Родной наш Рихард Яковлевич, вчера нам радость, пришла Ваша чудесная книга "Сознание Красоты спасет". В тот же вечер мы прочли этот огненный гимн Красоте. С восторгом вчитывались в эти одухотворенные строки. Столько в них сердечного огня! Столько Света, бодрости и радости! Книга эта должна найти место на столе правителей, в школах и в каждом обиходе. Ведь она говорит о самом насущном, о том, чем жив человек! Хотелось, чтобы она проникла и туда, где начинают мечтать о внесении красоты в жизнь».

«...Огненные формулы входят в жизнь и будят сознания.

«Осознание Красоты спасет» – истинно спасёт!»»
Публикация с "Тероса".


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Рериховский Компас
СообщениеДобавлено: 21 фев 2016, 18:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 мар 2012, 13:36
Сообщений: 210
ОКА писал(а): «Рыцарь Грааля....»

19 февраля день рождения Р.Я.Рудзитиса.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Рериховский Компас
СообщениеДобавлено: 21 июн 2016, 15:50 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 07:35
Сообщений: 955
Вспоминая АПХ и его судьбу https://vk.com/feed?z=video57383286_456 ... feed_block


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Рериховский Компас
СообщениеДобавлено: 23 окт 2016, 18:49 
Сегодня - день рождения Святослава Николаевича Рериха

https://vk.com/id54342240?w=wall54342240_384%2Fall


Вернуться наверх
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Рериховский Компас
СообщениеДобавлено: 26 окт 2016, 11:59 
СЕГОДНЯ - СОРОК ЛЕТ СО ДНЯ ОТКРЫТИЯ
ПЕРВЫХ ВСЕСОЮЗНЫХ РЕРИХОВСКИХ ЧТЕНИЙ
(Новосибирск, 1976)

Первые Всесоюзные «Рериховские чтения» открылись 26 октября 1976 года. Это событие — особая и неповторимая страница в истории Рериховского движения. Не было ещё рериховских организаций, среди участников не было людей (за редкими исключениями), занимавшихся Рерихом по долгу службы. Собирались люди, увлечённые Рерихом по зову сердца. Атмосфера общего энтузиазма, братства и возвышенности витала в залах Новосибирской картинной галереи

См. фото здесь:
https://vk.com/id54342240?w=wall54342240_387%2Fall


Вернуться наверх
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Рериховский Компас
СообщениеДобавлено: 29 окт 2016, 13:36 
ПАМЯТИ ГЕННАДИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ГАВРИЛОВА

Печальную весть получил от Люды Андросовой из Канады: «Алеша, сегодня из жизни ушел Гена Гаврилов…»

Геннадий Владимирович Гаврилов родился 16 апреля 1939 года в Ленинграде. После блокадного детства – школа, затем техническое училище при заводе «Электросила», двухлетняя работа токарем на кораблестроительном заводе. Затем учеба на химическом факультете Каспийского высшего военно-морского училища инженеров оружия, вступление в КПСС, прохождение службы на базе подводных лодок в Палдиски (Эстонская ССР).
В 1968 году, после ввода советских войск в Чехословакию, выступил на офицерском собрании с протестом, стал одним из организаторов кружка флотских офицеров, критически относящихся к советскому режиму, – «Союза борьбы за политическую свободу». Написал «Открытое письмо к гражданам Советского Союза», где ставил вопрос о перестройке внешней и внутренней политики КПСС. Оно было опубликовано в эмигрантском журнале «Посев» и передано западными радиостанциями.
В мае 1969 исключен из партии, 3 июня арестован. Приговор Военного трибунала Балтийского флота: 6 лет исправительно-трудовых лагерей, лишение воинского звания и наград. Отправка этапом в Мордовию, в лагерь в поселке «Озерный».
В июле 1974 года досрочно освобожден по указу Президиума Верховного Совета СССР (реабилитирован 25 августа 1989 года). Переехал в Таллин, работал инженером-электриком на фабрике радиоэлектроники.
Здесь произошло его знакомство с Павлом Фёдоровичем Беликовым, биографом семьи Рерихов.
... Мы познакомились в 1976 году. 2 августа мне написал П. Ф. Беликов: «В Новосибирск собирается переехать один мой хороший знакомый из Таллина. Он большой сторонник «Живой Этики» и работает над некоторыми темами. Запасается сейчас литературой. Если его планы осуществятся, то Вам неплохо будет с ним познакомиться…»
И вскоре мы встретились, часто общались, пока я жил в Новосибирске, обменивались литературой. Затем переписывались. Это был серьезный, целеустремленный, вдумчивый человек. Он быстро стал заметной личностью среди новосибирских почитателей Рериха.
У Геннадия был свой путь, который он описал в двух присланных мне книгах «Спаси себя сам. Автобиографическая повесть» (Тверь: Союз фотохудожников, 1993) и «Путь к себе. Письма странника» (Тверь, 2000 г.). Вторая начинается с обращения к Читателю и дает, на мой взгляд, краткое понятие о пути и взглядах Геннадия:
«Эта книга о непрерывных
и трудных
духовных исканиях человека
на протяжении всей его
необычной жизни.
Житель блокадного Ленинграда,
офицер военно-морского флота,
заключенный Мордовских
и Пермских спецлагерей,
инженер-электронщик,
культработник,
священник Православной церкви,
эзотерик —
таковы
ступени жизненного пути
отвергнутого государством
и отлученного церковью.
Книга — не совсем рассказ и не совсем мемуары.
Это задушевное обращение автора в письмах
к далекому и близкому Другу,
который на изломе тысячелетий,
спотыкаясь и падая, поднимаясь и шагая дальше,
также настойчиво ищет свой Путь в грядущее,
ищет ту единственную тропинку на этом Пути,
которая, возможно, приведет его к Цели —
к той извечной Обители,
где светит Свет его Сердца,
где среди звезд пульсирует вселенский Разум,
где в пламени Любви зарождаются Галактики».

Эту книгу он посвятил «Светлой памяти Павла Фёдоровича Беликова».
Г. В. Гаврилов был одним из настоящих деятельных участников рериховского движения советского периода, искренний, думающий, целеустремленный человек.
По собственному признанию в последнее время его интересовали:
«Математика комбинаторики и структуры теории графов, структурные формы химии, эзотерические учения Индии, Китая и Японии, Библия Ветхого и Нового заветов, литература уровня Федора Достоевского и Михаила Булгакова, рассказы по истории Сергея Соловьева и размышления Мишеля Монтеня, философия Георга Гегеля, Иммануила Канта и Эразма Роттердамского, эстетика Фридриха Шеллинга, размышления Петра Чаадаева, Николая Федорова и Василия Розанова, эзотерические опыты Шри Ауробиндо, Карлоса Кастанеды, Роберта Монро, Основы пневматологии Владимира Шмакова.
В настоящее время настольными книгами являются принятые от Вселенских Учителей: "Тайная доктрина" Елены Блаватской , "Учение живой этики" Елены Рерих, "Роза мира" Даниила Андреева, "Круги разума Гермеса" Всеволода Белюстина и "Новая модель мироздания" семьи Секлитовых.
Готовлю к публикации архивные материалы эзотерического наследия Всеволода Белюстина "Круги Разума Гермеса"…»
Его последняя активность на сайте "Неизвестный гений", откуда я взял эту цитату, – 08 октября ’2016 18:16.

Когда-то он подарил мне записную книжку, где его четким, красивым почерком в 1970-е годы была переписана вся книга «Листы Сада Мории. Зов» (Париж, 1924). Я включил ее в состав уникальных экспонатов на выставке «Знамя Мира над Хакасией. Пакту Рериха – 80 лет», которая проходила в Хакасском национальном краеведческом музее имени Л. Р. Кызласова в 2015 году.
https://vk.com/album54342240_214330079
Она демонстрировалась рядом с переписанными от руки в 1960-1970 годы неопубликованными письмами Е. И. Рерих из собрания члена харбинского «Содружества» З. Н. Чунихиной и другими свидетельствами давнего и неувядаемого магнетизма наследия Рерихов.
Светлая память Геннадию Владимировичу Гаврилову!
А. Н. Анненко
29 октября 2016
См. фото: https://vk.com/id54342240?w=wall54342240_391%2Fall
***
Геннадий Гаврилов. Письма Странника. - Тверь, 2000.
http://grani.agni-age.net/pdf/Letters.pdf


Вернуться наверх
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Рериховский Компас
СообщениеДобавлено: 19 янв 2017, 13:59 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 07:35
Сообщений: 955
Александр Иванович Клизовский
Книга А.И.Клизовского по восточной философии, этике, культуре "Основы миропонимания Новой Эпохи" широко известна и в Латвии, и за рубежом. В создании трехтомника объемом почти в тысячу страниц непосредственно участвовала Елена Ивановна Рерих: в Ригу из Гималаев приходили многочисленные письма с ее советами и пояснениями, она отредактировала все рукописи.
Создатель этой замечательной книги Александр Иванович Клизовский родился 15 (2) января 1874 г. в небольшом польском городке Сувалки на берегу притока Немана, в семье военного музыканта Ивана Прохоровича Клизовского. У Александра было три сестры. Родители происходили из крестьян Гродненской губернии. Отец служил при Николае I в уланском полку трубачом. Выйдя в отставку, занимал должность акцизного надзирателя в Сувалках и его окрестностях.
Александр учился в Сувалкской гимназии, которую не окончил из-за недостатка средств. По желанию отца семнадцатилетним юношей в 1891 г. поступил вольнонаемным на службу в 19-й стрелковый полк. С 1893 г. по 1895 г. учился в военном училище в городе Вильно (Вильнюсе), а потом служил в полку, расквартированном в Риге. В 1906 г. А.И.Клизовский собирался поступать в Академию генерального штаба, но по ложному обвинению в участии в революционном движении и за дерзкое письмо начальству в Академию допущен не был. К началу первой мировой войны он все-таки дослужился до чина капитана.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Рериховский Компас
СообщениеДобавлено: 19 янв 2017, 14:05 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 07:35
Сообщений: 955
Продолжение)
В самом начале войны, в 1914 г., А.И.Клизовский был ранен и взят немцами в плен, где пробыл 4 года и 4 месяца. В 1918 г. он возвращается в Ригу, хотя оставленная им квартира была разграблена немцами. Родителей уже нет в живых. Военная карьера не состоялась. "На пятом десятке лет пришлось начинать жизнь снова, - пишет А.И.Клизовский в автобиографии. - А так как я не знал государственного языка, то не мог получить места, и пришлось взяться за поденную работу. Вскоре я сделался маляром и несколько лет занимался малярными работами. Потом я женился. У моей жены было недвижимое имущество по ул. Кулдигас, 47, состоящее из сада и нескольких небольших старых деревянных домиков. Оно было разорено войной, находилось в запущенном состоянии и не приносило никакого дохода. Я взял на свои плечи имущество, с тем чтобы привести его в порядок и сдавать в аренду. Я работал по 14-15 часов в сутки один, без помощников и наемных рабочих, ибо нанять их было не на что. Исполнял все работы и работал как плотник, маляр, столяр, кровельщик, штукатур, садовник и так далее. Я приносил на себе строительный материал с ближайших заводов, чтобы сберечь каждый лишний лат. В несколько лет я привел в порядок квартиру, и мы могли с женой и приемной дочерью с этого жить".
Большим помощником для А.И.Клизовского была его жена Алма Георгиевна Риббе (1865-1948), родом из прибалтийских немцев, трудолюбивая, спокойная женщина. Поскольку оба были уже пожилые люди, они взяли на воспитание шестилетнюю девочку Глафиру-Иру (1923), которая потеряла родителей. Глафира с мужем Крусом приезжала в 1994 г. на родину из Гамбурга; она вспоминала, как доброжелателен и выдержан был ее приемный отец.
Как рассказывает сам А. И. Клизовский в своей короткой автобиографии от 16.04.1931 г., которая хранится в архиве Латвийского общества Рериха, он пришел в Общество, когда оно только зарождалось: "С Учением Живой Этики познакомился через теософские труды Елены Блаватской. В начале 1920-х годов начал посещать кружок восточной философии Владимира Анатольевича Шибаева. От него получил первую изданную в Латвии книгу Н.К.Рериха «Пути Благословения» (1924). В Обществе, руководимом доктором Ф.Д.Лукиным, состою с 1927 года (официально - с 1930, когда оно получило статус). Состою в научной секции, посещаю также лекции по философии, интересуют занятия секции Пакта Рериха и Знамени Мира. Состою в переписке с Институтом гималайских исследований. Печатных исследовательских трудов пока не имею. Преждевременно сообщать о своих творческих планах не согласен по причине "суеверия"".
О своей творческой работе он говорит в автобиографии, обнаруженной в архивах КГБ: "В свободное время я занимался изучением восточной философии и начал писать по этим вопросам книги. Первая моя книга - «Основы миропонимания Новой Эпохи» вышла в 1934 г., вторая - в 1936 г., третья - в 1938".
Даже самая тяжелая работа не помешала ему изучать Восточную мысль и написать блестящий труд.
В конце первой книги дан обширный список использованной литературы. Среди книг Библия, Живая Этика, или Агни Йога, которую автор называет Новейшим Заветом, труды Н.К. и Е. И. Рерихов, Е.П.Блаватской, Свами Вивекананды и др. Недаром свой труд А. И. Клизовский начинает с главы "О смысле жизни", продолжая затем размышлять о "Современном состоянии мира", "О мысли", о законах перевоплощения, Кармы и др., излагая этот материал в самом популярном, доступном виде, исходя из Учения Христа и дополняя его современными учениями и знаниями.
Вторую книгу он посвящает своему светлому Учителю - Елене Ивановне Рерих, "которая вдохновляла на труд, направляя мысль, будила сознание и щедро делилась своими познаниями из области высшего знания".Рукопись первой книги А. И. Клизовский осмеливается послать на просмотр Е.И.Рерих и получает ответ:
"К сожалению, не знаю Вашего имени и отчества и потому обращаюсь к Вам как к уважаемому сотруднику; буду рада узнать их. Прежде всего должна сказать, что Ваш превосходный труд принес большую радость. Это именно то, что сейчас так неотложно нужно, ибо следует всеми способами будить сознание, погрязшее в затхлых предрассудках и подавленное ужасами грозного времени. Ведь заря новой эры уже брезжит, и нужно суметь встретить ее пробужденным духом. Жду с нетерпением продолжения Вашего труда, который следовало бы напечатать и широко распространить. "...
" Вероятно, Феликс Денисович (Лукин) уже сообщил Вам мнение Учителя о Вашем труде, но, может быть Вам будет приятно еще раз услышать подтверждение, потому и пересылаю Вам эти слова: "Письменные размышления об Учении полезны. Одобряю труд, который прислан на просмотр. Можно предложить и другим сотрудникам приучаться к таким же работам. Они могут избирать части Учения, им близкие, и сопоставлять с прочими Заветами. При этом можно заметить печать времени на тех же истинах. Задание проследить эту эволюцию уже само по себе будет очень нужным трудом. Мы против осуждения, но сопоставление будет как шлифовка камня. Можно при любви к предмету находить много новых сопоставлений и прекрасных прикасаний. Такие размышления как цветы на лугу.» (Е. И. Рерих. 8.02.34).
Сначала через В.Шибаева, а затем в письмах Е.И.Рерих А.И.Клизовский получает указания, поправки, объяснения. Так завязывается переписка. За семь лет до начала второй мировой войны, прекратившей любую переписку, А.И.Клизовский получает от Е.И. и Н. К. Рерихов несколько десятков длинных многотемных писем.
Сохранились копии 34 писем от Е.И. Рерих и 4-от Н. К. Рериха. Большая часть писем относится к 1934 г. (9) и 1935 г. (12)- это все рабочие письма. Как свидетельствуют выписки из писем Е.И. Рерих к А. И. Клизовскому в тетрадях его близкого друга по обществу Людмилы Борисовны Слетовой, писем было гораздо больше.
Своею радостью по поводу работы А.И.Клизовского Е.И.Рерих делится с Ф.Д.Лукиным и Р.Я.Рудзитисом - ближайшими ее сотрудниками. Она просит А.И.Клизовского показать свой труд и им тоже. Свое восхищение дерзновением А. И. Клизовского Р. Я. Рудзитис заносит в дневник 7 сентября 1934 г.:
"Под вечер я был у Клизовского в Агенскалнсе. Этот тихий русский мыслитель, член нашего Общества, носил в себе большое дерзновение. В то время, когда Доктор (Лукин) и мы все думали, что не пришло еще время популяризировать Учение, он начал писать книгу об основах Учения и послал Е.И.Рерих первую главу своего труда. Результат был чудесный: спустя некоторое время пришло письмо Е.И.Рерих с одобрением Учителя. И теперь он посылает главу за главой и получает назад с обширными комментариями и поправками Е.И. Рерих. Разве его работа не получает этим самое большое благословение и поддержку? А в некоторых письмах Е. И. Рерих говорит, чтобы он дал и мне прочесть (рукописи)".
Все три тома книги Основы миропонимания Новой Эпохи были изданы при поддержке Общества разными издательствами, но под одним и тем же издательским знаком Латвийского общества Рериха - санскритское слово Агни (Огонь), помещенное в круг: 1 часть в 1934 г., издательство "Мир"; II часть в 1936 г., издательство "Зиемельстарс" ("Северный луч"); III часть в 1938 г., издательство М.Дидковского.
Прежде чем вышла III часть книги, ее первая глава, будучи очень важной, выходит отдельной брошюрой (Психическая энергия. Рига, 1937).
Об истории последней главы, которая называется "Призыв к женщинам", изданной отдельной брошюрой на английском языке, он рассказывает сам в письме от 17. 08. 38 к многолетнему руководителю нью-йоркского Музея Рериха Зинаиде Григорьевне Фосдик:
"Вместе с настоящим письмом посылаю Вам пять книг "Призыв к женщинам" на английском языке. Эта книжечка была задумана для посылки на женский конгресс, который состоялся в июле месяце сего года в Англии, в Эдинбурге. Перевод был сделан на английский, французский и немецкий языки, и я предполагал послать эти книжечки на трех языках для раздачи членам конгресса". Но в силу стесненных денежных средств Клизовский смог напечатать книгу лишь на английском, несколько экземпляров которой и было послано на конгресс вместе с приветствием от Женской секции нашего Общества. "Дошли ли они и какая участь постигла эту мою затею, не знаю. Лишь немногие близкие друзья кой чем помогли мне в осуществлении этой идеи, но сама идея, так же как труд и средства, мои. Оставшиеся несколько десятков экземпляров решил разослать для пропаганды приводимых в призыве идей". А.И.Клизовский просит послать книгу и г-же Рузвельт (с самим Рузвельтом Е.И.Рерих имела обширную переписку в 1934-1935 гг. по вопросам упрочения мира во всем мире).
Книгу - около 1000 страниц - А.И.Клизовский писал в чрезвычайно трудных обстоятельствах, в свободное от многочасового физического труда время. "С заказами и за справками" на первую и вторую книги он просит обращаться по адресу: Рига, ул. Грегора, 1а-1; а на третью -ул. Кулдигас, 47-1.
Хотя ценность этого труда А.И.Клизовского оспорить невозможно, в книге все-таки есть и некоторые неточности. Но не были безошибочными и те источники, которыми пользовался А.И.Клизовский, в том числе, например, книга Эдуарда Шюре "Великие посвященные" и др., но объем материала уникален. Можно отметить также его книгу «Правда о масонстве» (II издание - Рига, "Виеда", 1990), которая задумана как ответ на книгу В. Иванова «Православный мир и масонство».
Как у всех даровитых людей, его способности были многосторонними. А.И.Клизовский любил рисовать, и делал это талантливо. Я лично еще помню его картину "Шамбала", она была большого формата, написана масляными красками - огромная гора, сияющая всеми оттенками перламутра. Где-то хранится еще его небольшой осенний пейзаж с озером. Жаль, что из его живописных работ почти ничего не сохранилось. Для ведения обширной корреспонденции оставались только ночи. Кроме Рерихов и Вл.Шибаева в Индии, он переписывался и с друзьями в Харбине. Михаил Асеев из Белграда предлагает ему издать свой журнал в Риге. Из Польши писали родные - ведь у него там остались три сестры: Анна Клизовская, София Мацейчик и Мария Новат, впоследствии жившие в Советском Союзе. Дочь Глафира любила рассматривать конверты с марками самых разных стран.
Работы по дому не уменьшалось. Арендная плата не покрывала стоимости бесконечных ремонтов. "С наступлением кризисов жить становилось все труднее, - рассказывает сам Клизовский. - Ремонты старых домиков не оправдывались. 15 лет я промучился с ними, в конце концов их пришлось сломать, земельный участок разделить и, оставив себе небольшой участок, все продать, а на вырученные деньги построить большой дом, который мог бы дать средства к существованию. Такой дом был построен в 1939 году, но уже в следующем году, когда Латвию заняли советские войска, дом был национализирован. Таким образом, я два раза в своей жизни выбился из нищеты и создал как материальные, так и духовные ценности, которые в настоящее время еще не оценены".


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Рериховский Компас
СообщениеДобавлено: 19 янв 2017, 14:07 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 07:35
Сообщений: 955
http://my.mail.ru/community/roerich_art ... A229B.html


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Рериховский Компас
СообщениеДобавлено: 19 фев 2017, 13:56 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 07:35
Сообщений: 955
Татьяна Бойкова
19 февраля День Рождения Рихарда Яковлевича Рудзитиса (119 лет)
СОЗНАНИЕ КРАСОТЫ СПАСЕТ (О Р. Я. РУДЗИТИСЕ)
«Как перейти жизнь?
Отвечайте: как по струне бездну –
Красиво, бережно и стремительно».
Зов.
Латышский поэт, философ, общественный деятель, Рихард Рудзитис всю жизнь был духовным искателем и апологетом Красоты. Он родился и вырос в семье бедных крестьян, которым все давалось тяжелым трудом. Единственными книгами в доме были Библия и календарь. Вырос будущий писатель на хуторе у Балтийского моря, в тесном общении с природой. Чувство гармонии и красоты подсказывали ему мелодии и ритмы стихов уже с малых лет. Еще 9-летним мальчиком пишет Рудзитис ко Льву Толстому, а в юности – к Янису Райнису. У Рихарда были еще старший брат и сестра. Каждый из них по своим способностям и возможностям получил образование и приобрел профессию. Труднее всего приходилось Рихарду, который обладал многими талантами и стремился к широким познаниям. Вначале он, как брат и сестра, учился в местной приходской школе. Затем с 1909 по 1916 – в гимназии. Способный к языкам подросток овладел несколькими иностранными языками и начал читать в подлинниках произведения мировой классики. Тогда же у него пробудился интерес к латышской классике, фольклору и литературе. Любимыми поэтами стали Райнис и Порух. Рихарду не было и 12 лет, когда он познакомился с поэзией Р.Тагора и попытался перевести ее на латышский язык.
Уже в школьные годы он завел дневник, которому поверял сокровенные мысли и мечты. Благодаря своим ярким способностям он очень выделялся среди сверстников. Но не каждый мог понять его ранимую поэтическую душу. Поэтому дневник был ему крайне необходим. Кроме этого был у него один недостаток, который затруднял общение, – это заикание. Маленьким ребенком Рихард заучил за братом наизусть некоторые тексты из Библии и читал их отцу. Когда же тот решил похвастаться перед пастором, как его сыновья читают, Рихард не смог прочесть незнакомой страницы, за что был сильно избит отцом, после чего и стал заикаться. В годы I-й Мировой войны гимназия была переведена в Эстонию. Там же с I9I6 по I9I8 г. юноша учится в Университете, изучая классическую философию. Финансовые средства его были ограничены, и ради занятий он урезал себя во всем остальном до минимума. Рихард рано начинает задумываться о мировых законах и смысле жизни, и поэтому, будучи студентом Тартуского университета, он увлекается лекциями теолога Карла Кундзина, и сам в ту пору мечтает стать священником. На свои скромные средства покупает Библию на пяти языках, в т.ч. и древних, чтобы сравнить источники и добраться до истинной сути Учения Христа. Однако более близкое знакомство с официальным богословием разочаровывает его своим догматизмом, закоснелостью и различием между словом и делом. После возвращения на родину Рихард был призван в Латвийскую армию.
Только в 193I году удалось ему закончить философский факультет Латвийского Университета. Своей дипломной работой он выбрал тему «О категории прекрасного и доброго». Это была фольклорная тема с философским осмысливанием, что прекрасное не отделено от доброго. Регулярно печататься он начал с 1917 года. В 1922 году вышел его первый сборник «Песни человека». В начале 20-х годов к Рудзитису приходит большая любовь на всю жизнь. На концерте, посвященном Янису Райнису, он встречает свою избранницу – молодую актрису Эллу Страудзиня. В 1933 году он посвятил ей один из самых романтических сборников стихов «Прекрасной душе». До рождения дочерей супруги много путешествуют по отдаленным местам республики, бывают за границей. Это стремление к познанию прекрасного было обоюдным у молодоженов.
Со студенческих лет он работает в Государственной библиотеке г. Риги. Его деятельность носила научно-исследовательский и творческий характер. В обширном мире книг он чувствовал себя в духовно близкой атмосфере. Творил как писатель и поэт-философ, занимался журналистикой, писал рецензии, поднимал в печати актуальные общественные проблемы, например: «Борьба в Индии», «Махатма Ганди" и др. Рудзитис не ограничивался пополнением лишь своих знаний и стремился передавать их другим. Видные деятели латвийской Культуры с его помощью стали интересоваться философией, Учением Живой Этики и посещать общество имени Н.К. Рериха.
В 1933 году родилась первая дочь Гунта, которой суждено было стать преемницей отца, затем средняя Илзе (художник), и младшая Мария, ставшая врачом. Помимо семьи и работы у Рихарда Рудзитиса было и ответственное общественное дело, которое стало делом его жизни, совести и долга. Это – Латвийское общество им Н.К. Рериха, которое он возглавлял с 1936 по 1940 годы, а затем (после ареста и ГУЛАГов) – до 1960 года.
Как же сложился путь поэта-философа Рихарда Рудзитиса в общество им. Н.К. Рериха? Зачатки латвийского Рериховского общества нужно искать в начале 20-х годов XX столетия, когда осенью 1919 года рижанин Владимир Анатольевич Шибаев знакомится с семьей Рерихов в Лондоне. Н.К. Рерих, уже тогда останавливает свой выбор на нем, как на своем секретаре. Осенью 1920 года Николай Рерих отправляется с выставкой в Америку, а Шибаев возвращается в Ригу, где по совету Н.К. собирает группу друзей и основывает Ложу Мастера Мории – так в то время называлось общество по примеру теософской ложи. Елена Ивановна и Николай Константинович являлись членами ложи и посылали членские взносы. В 1925 году Шибаевым была создана книготорговая фирма, сотрудником которой стал бывший полковник царской армии Николай Викторович Кордашевский, которому посоветовал переселиться из Литвы в Латвию сам Н.К. Рерих. Позднее к кружку приобщилась и супруга полковника Эвелина Кордашевская. Группа постепенно расширялась. Из писем Рерихов Шибаев получает Указания Восточного Учителя. По этим же Указаниям книги Живой Этики должны были издаваться в Риге. Лишь по финансовым соображениям некоторые из них были напечатаны в Париже, но потом переизданы в Риге. В 1928 году Владимир Анатольевич Шибаев уезжает в Индию, чтобы занять пост секретаря Н.К. Рериха. Теперь ему есть на кого оставить свой кружок. Он оставляет его человеку высокой культуры – Феликсу Денисовичу Лукину, который уже давно заслужил доверие и уважение всей группы. Для издания книг Ж.Э., а затем и других работ Рерихов, Феликсу Денисовичу понадобился квалифицированный переводчик, владеющий поэтической структурой изложения текстов восточной литературы. Но и этого было мало. Ему был нужен поэт-философ, знакомый с Учением Ж.Э., творчеством Тагора и Николая Рериха, и, естественно, что более подходящей кандидатуры, чем Рихард Рудзитис, он найти не мог.
«Латвийское Общество друзей Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке» под руководством Ф.Д. Лукина начало свою официальную деятельность 13 октября 1930 года, получив на это благословение от Рерихов. В момент открытия Общества уже существовало его правление из наиболее активных членов. Одним из незаменимых помощников в творческих и издательских делах был Рихард Яковлевич Рудзитис. Он записывает в своем дневнике: «Хожу светлым на заседание кружка, устремленным. И в прекрасных мыслях нахожу великую правду. Я чувствую себя лишь на пороге неизвестного духовного мира. Еще громады звездных дорог впереди...» Из этих слов Рихарда Яковлевича не следует, что он пребывал в эйфории, как это часто бывает у многих при подходе к Учению. Люди вспыхивают, и им видится все в розовом свете и кажется, что они горы свернут, но после первых же малых трудностей все так же быстро угасает. Рихард Яковлевич был очень строг по отношению к себе, к своему образу жизни и мышления. В эти годы он записывает в своем дневнике: «Похвалы друзей мне иногда становятся болезненными, ибо рядом с ними я ощущаю ухмылки врагов. А нападки врагов – на чем еще можно лучше учиться? Лично я с большим интересом жду, что скажут обо мне мои враги. (…). Сознаю, что и я еще часто во власти самости. Как часто я мыслю: “Как мне лучше?”, “Я”, “Мне” – это путы, из которых нам надо освобождаться. Но мое желание – стать свободным. Во-вторых, надо больше слышать других, видеть, понимать и любить».
Как официальная организация, общество быстро разрасталось. В начале 30-х годов в общество пришли бывший офицер царской армии Александр Иванович Клизовский, учитель немецкого языка Карл Иванович Стуре и другие. Издательское дело становится приоритетным направлением деятельности общества. Е.И. и Н.К. Рерихи посылают в Ригу новые манускрипты и просят переиздать книги, ранее изданные в Париже, увы, не очень качественно. Ведется широкая культурная деятельность, пропаганда Пакта Мира. Ф.Д. Лукин, высоко ценя Рихарда Яковлевича, не смог уберечь своего самоотверженного помощника от чрезмерной нагрузки, как, впрочем, и себя. Рихард Яковлевич работал с полной отдачей духовных и физических сил. Принимая активное участие в заседаниях правления, проводил занятия со старшими группами в обществе и с детьми, вел корреспонденцию, переписывался с семьей Рерихов, посылал на консультацию свои рукописи и печатные труды. И все это совмещал со своей штатной работой в Государственной библиотеке. Исполняемые там обязанности отнюдь не были легкими. Он заведовал несколькими ответственными отделами, давал консультации по вопросам философии, фольклора и литературы, прочитывал и рецензировал уйму книг. Супруга и маленькая дочь, для которой краткие часы, проведенные с отцом, были истинным праздником, терпеливо переживали его долгое отсутствие.
Весна 1934 года для молодого латвийского общества оказалась трагической. Серьезно заболел доктор Лукин (Ф.Д). Понимая всю сложность положения, он передает свои полномочия Карлу Ивановичу Стуре. Вначале тот активно берется за работу, но вскоре охладевает к ней, т.к. его отношения с членами общества складываются очень сложно. В своем дальнем далеке Елена Ивановна очень беспокоится за общество. И 10 мая 1936 года председателем единогласно избирают Рихарда Рудзитиса.
Напряженная работа в обществе не только не помешала, но и усилила творческую энергию поэта. Рудзитис издает сборник эссе «Сознание красоты спасет». «Родной наш Рихард Яковлевич, вчера была нам радость – пришла Ваша чудесная книга «Сознание красоты спасет». В тот же вечер мы прочли этот огненный гимн Красоте. С восторгом вчитывались в эти одухотворенные строки. Столько в них сердечного огня! Столько Света, бодрости и радости! Книга эта должна найти место на столе правителей, в школах и в каждом обиходе. Ведь она говорит о самом насущном, о том, чем жив человек!» – пишет ему Е.И. Рерих в октябре 1936 года. Одну из первых своих книг Рудзитис посвящает Н.К.День Учителя 24 марта в Латвийском Рериховсом Обществе Рериху под названием «Николай Рерих – Водитель культуры». В главе «Миссия Культуры» автор пишет: «Нужно снова и снова разъяснять и насаждать в человеческом сознании понятие истинной Культуры, для того чтобы человечество стало ее переживать, как нечто священное, чтобы оно никогда не погрешило против культурных ценностей и, вместе с тем, против самого создателя и носителя этих ценностей – живого человека. (...). Наша эпоха смешала, нивелировала, нередко даже запятнала истинное понятие Культуры. Современный мир забывает ее первичный священный смысл... Так, Николай Рерих приходит как апостол всекультурного и всечеловеческого сотрудничества и содружества».
На выпуск этой книжечки Рерихи откликаются с большой радостью и одобрением. А работа в обществе идет своим чередом. Устанавливаются более тесные связи Латвии с другими прибалтийскими республиками. Общество им. Рериха становится истинным духовным очагом Культуры Латвии. В его издательстве “Угунс” начинают выходить книги А.И. Клизовского (на свои средства) «Правда о масонстве», «Основы миропонимания Новой Эпохи». Постепенно под начало Рудзитиса переходят все издательские дела общества, увеличивается переписка между ним и Рерихами. Издается много книг Учения, монографии и книги Н.К. Рериха, в 1937 году печатается такой огромный важнейший труд, как двухтомник Тайной Доктрины Е.П. Блаватской.
Общество предлагает напечатать собрание писем Е.И. Рерих к сотрудникам, на что получает согласие Свыше. Издаются два тома писем Елены Ивановны, ею же самой откорректированные. Эти письма – еще один сгусток величайших знаний. Первые два тома писем, в пурпурном переплете, отсылают Елене Ивановне 12 августа 1939 года.
Для каждого издания деньги приходилось собирать снова и снова. Книги не окупали себя. Общество работало на высоком уровне, и Елена Ивановна в одном из писем пишет Рихарду Рудзитису: «Ваше общество – наша радость». В октябре I937 года при обществе был создан музей, экспозиция которого включала 45 картин Н.К. Рериха, и 10 картин С.Н. Рериха, а также отдел прибалтийского искусства.
Шла активная работа в секциях общества. Во второй половине 30-х годов в списках членов общества насчитывалось уже свыше 120 человек. Но основной состав был значительно меньше. В тяжелые моменты Рудзитис советуется с Еленой Ивановной. Её советы и чуткость Рихарда Яковлевича удерживали гармонию в обществе.
С Николаем Константиновичем Рудзитиса связывает поэтическое восприятие мира. «Поэт видит святые знаки везде, везде он видит отблеск несказуемого. Из красоты мира он собирает капли духа в своем сердце, чтобы оно воспламенело Чашей Грааля», – пишет Рудзитис в своей книге «Николай Рерих – Водитель Культуры».
В Елене Ивановне Рихард Яковлевич находит женский облик, достойный обожествления. Она становится его Духовной Матерью, и в письмах к ней он часто более откровенен, чем в своем дневнике. Так же и письма Елены Ивановны к нему откровенны, сердечны – это беседа близких по духу людей. Не зря Елена Ивановна упоминает о древних встречах.
«Получил огромную, огромную радость – чудесное длинное письмо от Елены Ивановны. С какими чувствами я держал его в руках. Ибо каждая строка Высшего знания – благословение… Словно Цветущую ветвь внесли в комнату», – записывает Рудзитис, получив очередное письмо от Елены Ивановны.
Обществом издано около 50-ти наименований книг. Их издателем, редактором, иногда корректором и переводчиком являлся сам Рихард Яковлевич. Он очень, очень перегружен, ведь днем еще и работа в библиотеке. Его супруга – Элла Рейнгольдовна – очень обеспокоена и пишет Елене Ивановне, что Рихард теряет себя, как писатель. Но кто больше других хочет видеть его писателем, как не сама Елена Ивановна. Она просит Р.Я. по возможности переложить всю техническую работу на других. Рудзитис мучается, он полностью согласен с упреками жены, мыслями Елены Ивановны, но слишком мало людей, умеющих достойно нести ответственность за дело, им порученное.
Во время войны вся переписка полностью прекращается. Летят “позывные” – вопросы, брошенные в пространство очерками Н.К. Рериха: «А где Лукин? Цел ли Рудзитис?» А в это время в Латвии события развивались своим чередом. 5 августа 1940 года Советское правительство издало специальный указ о закрытии культурно-просветительских обществ, чья идеологическая направленность не отвечала требованиям социалистической действительности. Это постановление коснулось и музея Латвийского общества имени Н.К. Рериха. Его имущество и картины были конфискованы. Кое-что было распределено между музеями республики, кое-что по своим возможностям выкупили члены общества. 1мая 1947 года Рерихи получают осторожную малую весточку. «Радость, что Рудзитис отозвался, и другие друзья живы, и дух их не угас. Но не будем тревожить их. Ведь всюду свои условия», – пишет Н.К. Рерих.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Рериховский Компас
СообщениеДобавлено: 20 мар 2017, 19:53 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 07:35
Сообщений: 955
"Дорогие мои, друзья просили рассказать о Николае Уранове, вернее, о моем муже и друге Николае Александровиче Зубчинском, ушедшем от нас почти 20 лет тому назад. Вы должны понять меня, как трудно говорить мне о дорогом, духовно близком человеке. Я не хочу что-либо преувеличивать, и в то же время было бы не справедливо умалчивать о том, чему я была свидетельницей.

Он был таким же человеком, как и мы с вами, со своими человеческими слабостями и достоинствами, но одно совершенно бесспорно, это то, что он был человеком творческим с самого раннего детства. Лет 8 – 10 он издавал свой семейный журнал. Сам его сшивал из бумаги, иллюстрировал, писал в него рассказы. Текст был написан красивым каллиграфическим почерком, который сохранился у него на всю жизнь. В те годы дети увлекались рассказами об индейцах. Вот и он писал рассказы на эти темы и рисовал индейцев. Два таких журнала у него сохранились, и он мне их показывал. Это было удивительно для такого маленького ребенка.

Он был четвертым ребенком в семье. Детство его проходило в знаменитой Маньчжурской тайге. Там, на станции Вэйшахэ, существовали угольные копи, где его отец работал управляющим. В их семье все дети были талантливы, все рисовали, писали стихи, играли на фортепиано. Обе сестры были даже профессиональными художницами. Старшая сестра занималась прикладным искусством, а средняя в последнее время работала декоратором в Новосибирском драматическом театре. Брат тоже хорошо рисовал, хотя был инженером по специальности. Н. Уранов рисовал всю жизнь и, хотя он никогда этому не учился, профессиональные художники высоко оценивали его картины. Он писал стихи, повести, играл на рояле, сочинял музыку. Всему этому способствовала близость к прекрасной природе. Он очень любил тайгу и горы, в городе он чувствовал себя как птица в клетке. В молодости он был очень здоровым и жизнелюбивым человеком; в 31 год, когда мы с ним встретились, он выглядел гораздо моложе своих лет. Мне было в это время 19. Мы поженились, а через 6 месяцев Маньчжурия была занята советскими войсками, и в числе 13 тысяч Н.А. попал в сталинские лагеря. Через 11 лет, после смерти Сталина, он был освобожден и реабилитирован, как необоснованно осужденный. На свободу Н.А. вышел уже больным человеком и более суровым по характеру. В лагере он болел язвой желудка, перенес резекцию желудка и инфаркт миокарда, много раз был на грани смерти, но каждый раз неожиданно приходила помощь. Большую часть срока Н.А. работал на лесоповале, и лишь последние годы ему посчастливилось попасть в лагерную художественную мастерскую, где работали профессиональные художники заключенные, они выполняли заказы для театров, гостиниц, клубов, писали портреты вождей. И там работы Н.А. оценивались как одни из лучших. После того, как он попал в больницу с язвой желудка и встретился там со знакомым врачом земляком, Н.А. оставили работать в больнице ночным фельдшером. Это было спасение от непосильных работ и голодной смерти. И даже в те тяжелые годы он продолжал писать стихи и продиктовал несколько повестей, которые Н.А. подарил человеку, записавшему их. Две из них мне впоследствии удалось раздобыть.

В 1956 году мы снова встретились и поселились в сибирском поселке Вихоревка, Иркутской области. Опять нас окружала тайга, красивая природа, опять писались стихи, картины, сочинялась музыка. Творческие способности Н.А. проявлялись и в быту, он постоянно что-то усовершенствовал в нашей жизни: то делал настольную лампу, то особый замок на двери, то сигнализацию в сарае, где стоял мотоцикл. Н.А. мог все ремонтировать сам, включая телевизор, когда таковой появился у нас. Все время его мысль работала творчески. Вставал Н.А. рано, в три часа ночи и работал часов до 7 утра, в эти часы лучше всего думалось и писалось. Что касается его духовного пути, то это разговор особый.

С ранней юности начались поиски смысла жизни. В 17 лет судьба свела его с Абрамовым Борисом Николаевичем, который в то время уже шел по духовному пути. Так Уранов стал его учеником. В 1934 году в Харбин приехал Н.К. Рерих и привез книги Живой Этики. Вскоре Б.Н.Абрамов и его жена стали учениками Н.К.Рериха. Н.Уранову в то время было 20 лет, он был студентом юридического факультета, ходил на все выступления Н.К. Рериха, которые произвели на него неизгладимое впечатление, и таким образом его дальнейший духовный путь тоже определился. Он продолжал оставаться учеником Б.Н. Абрамова. Вся дальнейшая жизнь была подчинена идеям Учения, она обрела новый прекрасный смысл. Мне в эти годы было 9 лет. Прошло 10 лет, и наши пути пересеклись. В то время я тоже уже была ученицей Б.Н. Абрамова. Он и соединил наши судьбы. Счастье наше было недолгим. Через шесть месяцев наступила разлука. Для меня наступили годы тяжелых испытаний, а для Уранова крестные муки. Но и в лагерях, когда нельзя было ничего писать и заключенным не разрешалось иметь бумагу и карандаши, он старался на память запомнить все то, что он читал в книгах Живой Этики. За два года до его освобождения, когда жизнь в лагерях стала легче, мне удалось переслать ему книгу «Сердце». И Н.А. на изготовленной им самим книжечке из тетрадей написал «Науку о “Сердце”» – это были комментарии, вернее его видение книги «Сердце». Эти семь записных книжечек в те далекие годы побывали во многих городах России и многим помогли в понимании Учения, ибо в ту пору еще не было в России книг Учения, или были единичные экземпляры, случайно попавшие сюда. Выйдя из лагеря, Н.А. все свое свободное время посвящал изучению Учения, «Тайной Доктрины» и работы над ними. Также он хорошо знал астрологию, которой тоже занимался всю жизнь.

Мы продолжали жить в Сибири, работали врачами в лагерной больнице. Часто ездили в лес, сначала на велосипедах, а потом на мотоцикле.

В это время Н.А. также занимался фотографией и делал слайды прекрасной сибирской природы. Ему очень хотелось рисовать, он нарисовал несколько картин, писал стихи, но потом понял, что времени у него остается мало, и он полностью занялся Учением, оставив только музыку. Н.А. говорил, что она продлевает ему жизнь. За это время у него был второй инфаркт, потому он очень спешил. Когда Н.А. ушел, то все его работы остались в черновиках, и мне долго пришлось собирать их в отдельные сборники, которые вы знаете теперь. Конечно, не все ещё я успела сделать, может быть, и не все успею, но главное сделано.

Еще одним из видов нашего совместного творчества были мелодекламации. Н.А. писал музыку на свои стихи, на стихи Есенина, а я декламировала. Мы записывали их на магнитофон. Но, к сожалению тогда пленки были несовершенными и записи плохо сохранились.

В 1971 году мы вышли на пенсию и переехали в г.Усть-Каменогорск. С молодости Н.А. мечтал жить на Алтае, но по состоянию здоровья уже трудно было жить в условиях Горного Алтая, и мы поселились в Устье Каменных гор, в какой-то близости к Алтаю. Город произвел на нас удушающее впечатление, и как выход из этого положения мы на лето переезжали в поселок в горах, покрытых тайгой, под Лениногорском. Эти места напоминали Н.А. родные таежные места. Пока были силы, мы часто уходили в лес и проводили там целый день. Он так любил природу и все живое, цветы, птиц, записывал на пленку их пение, даже камни были для него живыми. В детстве у Н.А. была лошадь, и всю жизнь у нас были собаки, мы не представляли жизни без них. Но больше всего он любил людей. Так много человеческих судеб прошло через его жизнь, столько было встреч на жизненном пути, и все они оставили свой след в сознании и многому научили; они научили состраданию, терпимости и любви, и он дарил её людям в общении с ними и в письмах – он вел очень большую переписку с друзьями.

Когда мы поселились в нашей летней усадьбе, которую мы назвали Урангой, что значит «Огненный поток», Н.А. сказал: «Я хотел бы всегда жить здесь и умереть здесь». Его желание исполнилось, там 6 июня 1981 года он ушел из жизни и похоронен там, на сельском кладбище."

Л.И.Уранова ( Из выступления на собрании Рериховского кружка, посвященном 80-летию со дня рождения Н.А.Уранова


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Рериховский Компас
СообщениеДобавлено: 20 мар 2017, 19:54 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 07:35
Сообщений: 955
Жизнь - подвиг


В 1981 году, 6 июня, в поселке Казахстан на Алтае, в 20 км. от г. Лениногорска, Великий Дух, известный в то время под именем Николая Александровича Зубчинского, завершил свой земной подвиг и ушел в сферы Надземные. Его физическое тело погребено на местном кладбище. Не прозвучало ни одной траурной мелодии, не произносились надгробные речи. Деловито и просто, в молчании опустили в могилу простой, без украшений гроб и засыпали его землей. Так было похоронено тело одного из величайших людей современности - великого подвижника Николая Александровича Зубчинского.
Скажут - не знаем такого, не слыхали, - и будут правы, ибо подвиг его творился в молчании, и этот подвиг такого рода, что только великие сознания способны его оценить. При нашем последнем свидании с Н.А., который был мне другом и братом, я сказал ему:
- Ты - Прометей, приносящий огонь Неба на Землю!
И это не было ни метафорой, ни преувеличением. День за днем, Н.А. вставал ночами, и пользуясь раскрытыми огненными - духовными ­ центрами, слушать и записывать то, что ему говорил Голос Безмолвия, по терминологии Агни-Йоги называемый Голосом Учителя Незримого.
Бесценные по содержащейся в них мудрости эти записи представляют собою огромный вклад в мировую духовную культуру и станут золотыми ключами к Завету Майтрейи - Учению Живой Этики.
Для будущего, для человечества Нового Мира работал Н. А., для того человечества, которое грядет, способное вместить и претворить в жизнь это великое Учение. Поэтому он не стремился к известности, к рекламе, а наоборот, всеми мерами уклонялся от них, стремился к уединению, видя свое назначение в том, чтобы как можно больше небесного огня (мудрости) принести на Землю. Тем не менее о нем узнавали, и тянулись к нему ищущие Истину, со всех краев засыпали письмами, просили разрешения приехать. При своем скромном домике в ущелье, где река Ульба, он, несмотря на ограниченность средств, вынужден был пристроить избушку, чтобы давать приют приезжающим.
Часто боли, сопряженные с раскрытием огненных центров в организме, надолго отрывали его и его супругу, верную сподвижницу Лидию Ивановну, от работы, заставляя днями и неделями лежать в постели. Но работа шла.
Результаты ее огромны и не поддаются земному учету. Имя Н.А.Зубчинского станет бессмертным в веках, когда достойнейшие представители человечества в достаточной степени ознакомятся с его литературным наследием.
Николай Александрович Зубчинский принадлежал к дальневосточной, а вернее, к азиатской когорте Н.К.Рериха, и свято чтил его, как и его супругу Елену Ивановну.
Жизнь Н.А.Зубчинского, не говоря уже о слышании Голоса Учителя, была отмечена и другими проявлениями, являющимися естественными результатами следования по Пути Агни-Йоги. Описание их могло бы составить очень интересную книгу. Его обвинили бы в медиумизме (такие попытки делаются уже теперь), тогда как Н.А. шел верхним путем, то есть путем Высших принципов, ничего общего с медиумизмом не имеющим.
Хочется отметить его высокую одаренность: он написал несколько прекрасных музыкальных пьес, которые сам же виртуозно исполнял на пианино, живописал, сочинял стихи, проявлял большие астрономические знания, давал глубоко философски обоснованные советы многочисленным вопрошателям...
На его долю выпало немало жизненных испытаний, которые он переносил с твердостью и мужеством. Истинно, о нем можно сказать, что он прошел жизнь, "как по струне бездну - бережно, красиво и стремительно".
А.П.Хейдок, Алтайский край, г. Змеиногорск. 28.07.81 г


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Рериховский Компас
СообщениеДобавлено: 24 мар 2017, 06:51 
ДЕНЬ ВЕЛИКИХ УЧИТЕЛЕЙ

24 марта рериховское сообщество отмечает День Великих Учителей.
Придя с других планет, эти Великие Духи имеют здесь, на Земле одну задачу – спасти нас.
Непрестанными войнами и раздорами земное человечество поставило планету на край гибели. Но поток Космической Благодати не иссякает и не иссякнет никогда. С любой точки падения можно начать восходить, с любой ступени раздоров – сделать шаг к примирению.
Русский народ выбрал своего Бога – это Христос.
Живая Этика, называя Христа Высочайшим, даёт все возможности для консолидации сил Рериховского Движения с Православием и Государством – во имя мира на Земле и во благо нашей Родины!
Привожу цитаты.
На вопрос Елены Рерих: «Можно ли назвать Высшего Духа для нашей планеты?» Мория ответил: «Христос». 13 мая 1924.
Ещё диалог. Е. Рерих: «Можно спросить, с какой планеты пришёл Будда?». Мория: «С Венеры». Е. Рерих: «А Владыка Христос?». Мория: «С суждённой Меру». 20 марта 1928.
Далее все цитаты принадлежат Владыке Мории:
«Рок можно изменить. В ноябре Рерих научится рок изменить. Считаю Я, мочь нельзя, но можно упросить Христа изменить то». 3 июля 1921.
«Не Аллал-Минг, не Соломон, не Акбар, но посланец Высших – Мория поведёт вас. Даже несущественно быть Моей сестрой. Сестёр много, но важно быть избранным Христом». 25 мая 1922.
«Как описать жизнь Христа? Разноцветными кристаллами и сиянием цветов. Думы Его останутся белыми страницами. Между ними блеснут молнии Его неожиданных проявлений и гром Его редких слов. О тридцати годах надо сказать больше, нежели о трёх годах служения. Тридцать лет ходил Он, повторяя, чтобы отдать тем, кто не примет. Учение Будды, Зороастра и старые сказания Вед узнавал Он на скрещениях путей. Увидя чистые глаза, Он спрашивал: «Что знаешь о Боге?». Через перевоз рек поджидал Он путников, спрашивал: «Не ты ли несёшь для меня?». Ибо должен был земными ногами пройти и человеческими словами спросить. Когда Ему говорили о знаках звёзд, Он хотел знать решение, но азбука Его не привлекала. Не тем живут люди. Как могу прекратить губительную бурю? Как могу открыть небо людям? Почему они оторваны от бытия вечного, которому они принадлежат? Такое учение сущности затмевало наши магические законы, и у Него научился Я покинуть магические законы. Ибо, вместо покорения малых духов природы, Он мечом духа своего разрубал все препятствия. Учение Его устремляло к возможностям духа. Потому волхвов не было около Него, но лишь по звёздным знакам знали о Нём. Мы знали многое, Он же мог всё. Послужить Его Учению решили Мы тогда». 25 апреля 1924.
«Дух Христа своим приказом разложил тело на атомы… на Земле лишь Христос исполнил это». 24 июня 1924.
«Надо помнить день конца самого безрадостного приношения Христа, который только давал, не приняв ничего. Эта решимость с ранних лет провела Его через распалённую пустыню, и ноги Его горели так же, как у простого погонщика. Мы ждали Его, но, как бывает всегда, минута Его прихода была неожиданна. Мне подвели коня, и собирался Я проститься с семьёй, когда слуга заметил оборванного путника. Его длинное лицо было бледно, и волосы были спущены узкими прядями ниже плеч. И только серый холст покрывал Его тело. Даже тыквы для питья Я не заметил. Но жена первая пошла Ему навстречу, и когда после Я спросил, почему она устремилась, она сказала: «Как звезда загорелась в моей груди, и жар до боли брызнул жилками от неё». – Перст коснулся. (Перед беседой часов в семь с половиной вечера я ощущала горение и боль в центре груди, и боль звездой побежала по нервным разветвлениям – примечание Е.Рерих). Ибо ходил высоко Путник, когда подошёл к шатру. И Я понял, Кто пришёл. После пустыни принял Он лишь маисовый хлеб и чашу воды. И спросил коротко: «Когда пойдём?» – Я ответил: «Когда Звезда позволит». И Мы ждали знака Звезды, и молчал Он, только говоря: «Когда?» И наблюдая звёзды, Я сказал: «В Рыбах кровь». Он только кивнул головой. Так ждали Мы три года каждый день, и свет Звезды над Нами сиял. Мне помнится, Он говорил очень мало о видении Света, когда маленький Мальчик принёс ему меч, и как Свет радугой лился перед Ним, и беззвучно Голос посылал Его идти. Мне также указано было проводить Его, куда Я сам не мог ещё войти. На белом верблюде выехали Мы ночью и ночными переходами дошли до Лахора, где нашли, казалось, ждавшего Нас последователя Будды.
Скажу после следующий путь. Никогда не видел такой решимости, ибо были в пути три года. И три года пробыл Он там, куда Я не мог войти. Мы ждали Его и провели до Иордана. Так же белый холст покрывал Его, и так же одиноко пошёл Он под утренним солнцем. Кажется, над Ним была радуга, но утверждать боюсь. Теперь вижу, но не знаю, видел ли тогда». 19 апреля 1924. Пасха.
«Говорю часто о Христе, ибо принял честь быть на Земле выразителем Его воли». 26 апреля 1924.
«Орион – знамение Его подвига. Звезда Утра – знак Великой эпохи, которая первым лучом блеснёт из Учения Христа». 6 мая 1924.
«… выполняется План Христа, и если бы Он Мне указал бревном лечь на пороге – Я лёг бы. Ибо Он может избрать План, и Мы, и наши сотрудники должны стать на страже… Каждому кажется, что он сделал бы лучше на месте другого. Явление Плана Христа не даёт им понятия, что нельзя предавать План». 30 июня 1924.
Новая Заповедь Христа: «Христос сказал Будде: «Негоже Самим Храмы строить, Самим на колокольне звонить. Брат Будда, собери тех людей, которые могут третий глаз возжечь, помоги им пустыню пройти, надели их достатком строительным, чистую звезду перед ними зажги, воздай меру доверия. Пусть Храм вознесётся руками человеческими, чтобы было куда войти Нашему Собору. Удумаем, куда посадить строителей, какою мерою честь воздать тому, кто за Нас на весь Мир позвонил. Быть тому в Звенигороде». – Записана Заповедь Христова 1-го января в 1924 году перед Великою Горою». 2 - Стр. 395.
ЛИТЕРАТУРА
1. Елена Рерих. Листы дневника. Т.1: 1920-1923. – М: РУССАНТА: Государственный музей Востока, 2009. – 512 с.
2. Елена Рерих. Листы дневника. Т.2: 1924-1925. – М: РАССАНТА; Государственный музей Востока, 2011. – 400 с., с илл.
3. Елена Рерих. Листы дневника. 1927-1928. – М.: Прологъ, Государственный музей Востока, 2006. – 216 с.


Вернуться наверх
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Рериховский Компас
СообщениеДобавлено: 24 мар 2017, 16:44 
Не в сети
Администратор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2011, 06:54
Сообщений: 1391
Откуда: Беспредельность
Респондент писал(а): «
Русский народ выбрал своего Бога – это Христос.»


Вы заблуждаетесь. «Своего» бога быть не может, но если он «свой», то это не бог – однозначно!
Христос – высокий Дух, но христианство – идеология рабства народа у «избранных» лицемеров.
Хватит потакать этой лжи, нужно отпустить Дух Христа и прекратить его распинать на человеческой похоти и лицемерии.

Респондент писал(а): «Живая Этика, называя Христа Высочайшим, …»


Это не так, Вы это сказали, но не «Живая Этика».

Респондент писал(а): «…даёт все возможности для консолидации сил Рериховского Движения с Православием и Государством – во имя мира на Земле и во благо нашей Родины! »


С каким Православием консолидировать силы? С тем, что несет нам Гундяев и компания? С тем, что «освящает» бандитский режим и помогает загонять народ в рабство олигархов? С тем, что соревнуется в «прихватизации» общенародной собственности с дружками президента? Пусть сами разгребают свою карму.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 96 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.





 
Правила форума

Рериховское движение

  • 1. На данном форуме обсуждаются:
    • - вопросы, связанные с продолжением и развитием духовных импульсов, заложенных Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами, а также всеми социальными и иными процессами, вызванными ими к жизни; - любые вопросы и проблемы с позиции Учения Живой Этики; слово «Учение», написанное с большой буквы, всегда предполагает сокращение от «Учение Живой Этики».
  • 2. В рамках данного форума все организации, группы и отдельные лица, причисляющие себя к Рериховскому движению, либо к идущим по пути Учения Живой Этики, - равноправны. Не допускается навязывания иерархичности и приоритетности одними другим.
  • 3. Не допускается неуважительное отношение к духовным Учителям человечества и Учению Живой Этики.
  • 4. Разрешается и приветствуется любая аргументированная конструктивная критика, выраженная в доброжелательной форме.
  • 5. Так называемая псевдообщественная организация «Международный Центр Рерихов», объявившая войну всему Рериховскому движению, и прихватизировавшая великий международный символ Знамени Мира, унизив его до своего товарного знака, признается здесь по факту сектой. Не допускается тиражирования клеветы этой секты на представителей Рериховского движения, а также любых миссионерских материалов этой секты, порочащих имя С. Н. Рериха.

  • Убедительная просьба познакомиться с ОБЩИМИ ПРАВИЛАМИ УЧАСТИЯ.


cron


Сейчас посетителей в разделе : 11