www.zovnet.ru
... ... ... ... ...
Портал
Культура
"Искание новых путей - самый необходимый вопрос. При необычности условий будущего невозможно будет пройти старыми путями..."     Учение Живой Этики
На главную Держава Рерихов Андрей Пузиков - Персональные страницы Форумы Архив портала
Ф О Р У М
Текущее время: 19 ноя 2017, 00:31

Часовой пояс: UTC + 3 часа



<<
<<
ч
и
т
а
й
т
е

н
а

п
о
р
т
а
л
е
<<
<<

Правила форума


1. В этом форуме обсуждаются художественные произведения, опубликованные на данном сайте, а также связанные с ними или поднятые ими вопросы.
2. Допускается обсуждение любых вопросов, связанных с искусством. Приветствуется созидательное, жизнеутверждающее направление.
3. Не допускается размещение на форуме произведений искусства, основанных на депрессивной и иной психической патологии, а также гламура, эпатажа и пошлости.

Убедительная просьба познакомиться с ОБЩИМИ ПРАВИЛАМИ УЧАСТИЯ.


Изображение



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 111 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 8  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Литературная завалинка
СообщениеДобавлено: 20 окт 2011, 14:37 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 05:35
Сообщений: 924
/// Данный и последующие посты выделены из темы «Агни Йога - культура и искусство мышления», так как они имеют непосредственное отношение к «Амфитеатру Малых литературных Форм»:
ОКА писал(а):
Так получается, что некоторым пользователям и читателям с литературной ориентацией всё же хочется ПОГОВОРИТЬ. Собственно, почему бы и нет? Тем более, что форум и предполагает наличие полезного диалога, сближения участников по интересам, качественного освоения литературного и новостного материала.

Добавлено администратором 09.11.11 ///



Лютис писал(а):
ОКА писал(а):
Лютис, дорогая, вы любите примеры? извольте, в ветке "Амфитеатр МЛФ" были даны образцы и классические нормы новеллического "доброречия", вы не прочувствовав и не пережив не одно из них. вставляете рассказ, мягко говоря из области "злоречия" и не видите разницы...

Тут есть над чем подумать. ... Знаете, меня не раз (но и не много раз, думаю, не больше десяти) авторы просили почитать их творчество и честно сказать, что я думаю. Я, по глупости, это "честно" принимала за чистую монету. Меня благодарили, но больше ничего почитать не предлагали. А один раз, при удобном случае, так ответили на эту "честность", что мало до сих пор не кажется. Причём публично. Впрочем, это было давно. ... Я давно уже не говорю молодым или непрофессиональным поэтам-писателям (не знаю, как лучше сказать), что читаю их произведения, если мне это произведение не понравилось или не очень понравилось. Но если оно мне очень понравилось, то я не поленюсь найти этого автора и выразить ему свою благодарность. Причём мне часто нравятся совершенно непрофессиональные рассказы, когда и ляпсусов-то полный воз, но в них есть какая-то искра, что и делает их интересными. ... В общем, всё на уровне - нравится-не нравится.

Теперь понятно, что с КУЛЬТУРОЙ ЧТЕНИЯ имеем те же нелады. Тема АМЛФ изначально предполагала не литературный подиум, соревнование, конкурс на "прикольный" опус, а открывала параллельный канал освоения духовных богатств. Почему вам не пришло в голову рассмотреть многообразие способов и форм замечательных предшественников, не говоря уже о сюжетах, подкрепляющих творческий дух форумчан. Вы могли бы обратить внимание, на счётчик регистрирующий пользователей, черпающих из этого кладезя литературы. Но почему-то вам показалось, что тут выстроились оригинальные молодые авторы, которых как бы надо "заценить". Позвольте уточнить: кого вы относите там к молодым? Тургенева, Уитмена, Григория Богослова, Паустовского?...



Лютис писал(а):
А насчёт того, что я поместила нечто из области злословия, то если Вы в этом рассказике не заметили пересечения с некоторыми идеями Теософии и АЙ, то у нас с Вами разные углы зрения. :)

Лютис! когда АЙ, как зеркало отражает всё великое и ничтожное, то ваше оправдание уместно. Но в целом на АМЛФ формируется композиционный образ "домашнего чтения", портрет новой библиотеки НС...Как то бытовал тест: чтобы я взял с собой на необитаемый остров. Вы теперь замечаете, что выправляются ваши углы зрения? Но хотелось бы быстрее с ними покончить и не нагребать новых и новых блох! Почему вам не нравится выяснять шероховатости через ЛС?


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Агни - Йога - культура и искусство мышления
СообщениеДобавлено: 20 окт 2011, 15:07 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 сен 2011, 16:24
Сообщений: 188
ОКА писал(а):
Теперь понятно, что с КУЛЬТУРОЙ ЧТЕНИЯ имеем те же нелады.

:D Дорогой ОКА, мне приятна Ваша забота!
ОКА писал(а):
Позвольте уточнить: кого вы относите там к молодым? Тургенева, Уитмена, Григория Богослова, Паустовского?...
:D Они, конечно, уже не молоды, но это чтение для подростков, то есть для возраста, из которого я уже вышла, а может ... и для более умудрённых опытом людей, к возрасту которых я ещё не подошла. Я на них в Вашей теме не обратила внимания. Я обратила внимание только на "непрофессионалов" (это возможно некорректное выражение, но понятное). Поэтому мне вспомнились другие "непрофессионалы". ... Ну, и так далее.
ОКА писал(а):
Лютис! когда АЙ, как зеркало отражает всё великое и ничтожное, то ваше оправдание уместно.

Так-так... , я, стало быть, оправдываюсь. Ага.... :D
ОКА писал(а):
Но в целом на АМЛФ формируется композиционный образ "домашнего чтения",...

Вообще-то, мне казалось, что Вы помещаете в Вашей теме то, что Вам нравится, но если Вы претендуете формировать этим вкус форумчан и мой лично, то тут я должна Вас разочаровать. Мой вкус уже сформирован и вполне меня устраивает.
ОКА писал(а):
Почему вам не нравится выяснять шероховатости через ЛС?

Я не вижу шероховатостей. Да если они и возникнут, зачем нам их выяснять? Я не понимаю, почему у нас должены быть подходящие взгляды на такие вещи как литература, музыка и т.д., когда у меня даже с мужем, с которым я прожила тридцать лет, взгляды на эти вещи иногда диаметрально противоположенные. Да и другие "шероховатости" должны обсуждаться на форуме, иначе какой в нём смысл. Давайте потихоньку все вопросы выясним в личке, а на форуме будем дружно голосовать "за". :D

_________________
За страхом лежит свобода. (с)


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Амфитеатр малых литературных форм
СообщениеДобавлено: 20 окт 2011, 20:37 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 сен 2011, 16:24
Сообщений: 188
По просьбе ОКА заношу в тему "Звёзды Манжурии" А.П.Хейдока

_________________
За страхом лежит свобода. (с)


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Амфитеатр малых литературных форм
СообщениеДобавлено: 20 окт 2011, 21:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 сен 2011, 16:24
Сообщений: 188
Так же по просьбе ОКА размещаю ссылки на две повести Елены Ган "Суд света" и "Идеал".

_________________
За страхом лежит свобода. (с)


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Агни - Йога - культура и искусство мышления
СообщениеДобавлено: 23 окт 2011, 21:57 
Не в сети
Администратор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2011, 04:54
Сообщений: 1364
Откуда: Беспредельность
Лютис писал(а):

ОКА писал(а):
Но в целом на АМЛФ формируется композиционный образ "домашнего чтения",...

Вообще-то, мне казалось, что Вы помещаете в Вашей теме то, что Вам нравится, но если Вы претендуете формировать этим вкус форумчан и мой лично, то тут я должна Вас разочаровать. Мой вкус уже сформирован и вполне меня устраивает. …



Предлагаю Лютис заглянуть в правила форума и прочесть раздел №6.
Напоминаю, что автор темы имеет право устанавливать свои дополнительные правила в пределах этой темы.
И дело не в том, у кого какой вкус, а в следовании идеи, ради которой создана тема. Если идея не близка, можно открыть собственную новую тему и выражать там собственный вкус.

Да, еще, пока форум в стадии становления, и не созрел (по количеству участников и их согласованному взаимодействию) до формирования общественных институтов самоуправления, мною доверено Олегу Алексеевичу (ОКА) право модерирования форума «Искусство». Предлагаю, даже в случае полной противоположности мнений, стараться помогать ему и прислушиваться к его идеям по организации раздела. Соглашаться не обязательно, но прислушиваться все-таки стараться надо.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Агни - Йога - культура и искусство мышления
СообщениеДобавлено: 23 окт 2011, 23:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 сен 2011, 16:24
Сообщений: 188
Андрей Пузиков писал(а):
Предлагаю Лютис заглянуть в правила форума и прочесть раздел №6.
Напоминаю, что автор темы имеет право устанавливать свои дополнительные правила в пределах этой темы.

И автор темы имеет права решать, насколько культурным является чтение форумчан? Не является ли это навязывание приоритетности своего мнения, недозволяемого правилами форума. Слова ОКА обращённые ко мне - "Теперь понятно, что с КУЛЬТУРОЙ ЧТЕНИЯ имеем те же нелады" - Вы проигнорировали, но почему-то за мою шутливую фразу решили прочитать мне нотацию. Можно ещё вспомнить и то, как "приветствовал" меня ОКА, когда я пришла на форум. Но я опять же постаралась всё перевести в шутку, так как, :) честно говоря, я догадывалась о причине такого приветствия. Потом - в теме о питании. ...Так почему же такое разное отношение? В чем дело, Андрей? Форум совсем молодой, а уже намечаются двойные стандарты.

Андрей Пузиков писал(а):
Предлагаю, даже в случае полной противоположности мнений, стараться помогать ему и прислушиваться к его идеям по организации раздела. Соглашаться не обязательно, но прислушиваться все-таки стараться надо.

Андрей, если Вы заглянете в актуальные темы раздела "Искусства", то Вы увидите, что именно это я и делаю, то есть стараюсь помогать ОКА, и даже именно при, иногда, полной противоположности наших мнений. Поэтому я считаю это Ваше замечание необоснованной придиркой ко мне.

Если Вам неугодно моё присутствие на форуме, то скажите мне об этом прямо, а не занимайтесь или игнорированием явной невежливости по отношению ко мне, или заявлениями о праве последнего слова, или мелкими уколами.

_________________
За страхом лежит свобода. (с)


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Агни - Йога - культура и искусство мышления
СообщениеДобавлено: 23 окт 2011, 23:33 
Не в сети
Администратор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2011, 04:54
Сообщений: 1364
Откуда: Беспредельность
Лютис, у меня нет ни малейшего желания читать кому-либо нотации, и тем более делать замечания.
Я просто как регулировщик на перекрестке, пытаюсь развести потоки личных энергий и стараюсь не дать им столкнуться в аварии. Жест регулировщика не есть замечание, а только указание на разрешенное в данный момент направление движения.
Давайте будем терпимее друг к другу и не будем притягивать за уши сюда проблемы других форумов.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Агни - Йога - культура и искусство мышления
СообщениеДобавлено: 23 окт 2011, 23:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 сен 2011, 16:24
Сообщений: 188
Андрей Пузиков писал(а):
... пытаюсь развести потоки личных энергий и стараюсь не дать им столкнуться в аварии.

Какие потоки энергий, какие аварии? Мы прекрасно ладим с ОКА! Если Вы действительно заподозрили возможность аварии, то почему отреагировали только через три дня? :P Это просто смешно, честное слово!

Андрей Пузиков писал(а):
Давайте будем терпимее друг к другу и не будем притягивать за уши сюда проблемы других форумов.

:?: А это, вообще, о чём?

_________________
За страхом лежит свобода. (с)


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Литературная завалинка
СообщениеДобавлено: 09 ноя 2011, 11:02 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 05:35
Сообщений: 924
Так получается, что некоторым пользователям и читателям с литературной ориентацией всё же хочется ПОГОВОРИТЬ. Собственно, почему бы и нет? Тем более, что форум и предполагает наличие полезного диалога, сближения участников по интересам, качественного освоения литературного и новостного материала. Мы перенесли некоторые посты с темы "Амфитеатр малых литературных форм" и тем самым открыли движение новой инициативе. Добро пожаловать на наши адресные дискуссии и душеполезные исследования, а также пробы пера.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Литературная завалинка
СообщениеДобавлено: 09 ноя 2011, 11:07 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 05:35
Сообщений: 924
Эдвард
Заголовок сообщения: Re: Амфитеатр малых литературных форм
СообщениеДобавлено: 09 май 2011, 00:42

Спасибо , очень понравилось - " Песок и пена " .



ОКА
Заголовок сообщения: Re: Амфитеатр малых литературных форм

Эдвард писал(а):
Спасибо , очень понравилось - " Песок и пена " .

Эдвард, можешь продлить блаженство чтения Джебрана через поисковик: Странник, Сын Человеческий и др. Это буквально совпадает с поэтическим лиризмом Авторов Учения, Знаков Света, анонимных теосоофских работ М. Коллинз, Вивекананды, Тагора и др. Но я хочу представить всю мировую палитру жанра. До новых душеполезных встреч!


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Литературная завалинка
СообщениеДобавлено: 09 ноя 2011, 11:41 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 05:35
Сообщений: 924
В связи с возросшей почтой и желанием публиковать свои произведения на нашем форуме многими самодеятельными авторами, возникла тема некоторого просвещения в отношении выбранного нами жанра. Всем начинающим надо прочесть известные выводы о лирической миниатюре. И после этого, переработав частично проектный материал выставлять здесь. Несоответствующие жанру произведения будут удаляться.
СЕРГЕЙ ДИГУРКО
Цитата:
Что такое миниатюра? Что такое рассказ?
В последнее время, некоторые авторы сайта, задают вопрос, в чем отличие миниатюры от рассказа.
К сожалению, прочитав ответы некоторых авторов сайта на вопрос других авторов об отличиях миниатюры и рассказа, убедился, что ответы не всегда полны и правильны.

Привожу статью из творческой мастерской Ирины Горюновой, в которой показаны характерные признаки рассказа и миниатюры!


ИРИНА ГОРЮНОВА
Что такое рассказ? Это малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. Или по "Литературному энциклопедическому словарю" В.М. Кожевникова и П.А. Николаева: "Малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение. В 1840-х гг., когда безусловное преобладание в русской литературе прозы над стихами вполне обозначилось, В.Г.Белинский уже отличал рассказ и очерк как малые жанры прозы от романа и повести как более крупных. Во второй половине 19 века, когда очерковые произведения получили в русской демократической литературе широчайшее развитие, сложилось мнение, что этот жанр всегда документален, рассказы же создаются на основе творческого воображения. По другому мнению, рассказ отличается от очерка конфликтностью сюжета, очерк же - произведение в основном описательное".

Существует еще одна разновидность малого прозаического произведения - новелла. В переводе с итальянского новелла означает новость. Это малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом, но отличающийся от него острым, центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью. Поэтизируя случай, новелла предельно обнажает ядро сюжета - центральную перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события. В отличие от рассказа - жанра новой литературы на рубеже 18-19 вв., выдвигающего на первый план изобразительно-слове­сную­ фактуру повествования и тяготеющего к развернутым характеристикам, - новелла есть искусство сюжета в наиболее чистой форме, сложившееся в глубокой древности в тесной связи с ритуальной магией и мифами, обращенное прежде всего к деятельной, а не созерцательной стороне человеческого бытия. Новеллистический сюжет, построенный на резких антитезах и метаморфозах, на внезапном превращении одной ситуации в другую, прямо ей противоположную, распространен во многих фольклорных жанрах (сказка, басня, средневековый анекдот, фаблио, шванк).

Литературная новелла возникает в эпоху Возрождения в Италии (ярчайший образец "Декамерон"­;­ Боккаччо), а затем в Англии, Франции, Испании. Впоследствии новелла в своей эволюции отталкивается от смежных жанров (рассказа, повести и др), изображая экстраординарные, порой парадоксальные и сверхъестественные происшествия, разрывы в цепи социально-историческ­ого­ и психологического детерминизма.

Расцвет новеллы в эпоху романтизма (Л. Тик, Г. Фон Клейст, Э.Т.А. Гофман, П. Мериме, Э. По, ранний Гоголь) вобрал в себя культ трагииронической игры случая, разрушающего ткань повседневности. В конце 19 - начале 20 вв. к жанру новеллы, изображающей изломы судьбы, ее таинственную игру с человеком, обращаются Ги де Мопассан, О. Генри, Л. Пиранделло, С. Цвейг, Акутагава Рюноскэ, А.П. Чехов, И.А. Бунин и многие другие. Зарубежная новеллистика этого времени отличается гротескной заостренностью персонажей, изощренно-рациональн­ой­ композицией при иррациональности содержания, экспериментальной усложненностью формы (Борхес, Кортасар и т.п.). В советской литературе жанр новеллы, продуктивный в 20-х гг. (Бабель, Иванов, Зощенко, Каверин) и запечатлевший резкие метаморфозы и фабульную остроту послереволюционной действительности, впоследствии вытесняется жанром рассказа.

Теперь о миниатюре. Классификация этого жанра весьма затруднена. Кто-то считает его стихотворением в прозе, кто-то маленьким рассказом, кто-то пишет, что это просто сверхмалая жанровая форма:

Миниатюры И.Анненского, В.Гаршина, М.Горького, С.Скитальца, В.Короленко, И.Бунина, А.Куприна - это отражение процессов, происходящих в литературе рубежа веков: разрушение рамок традиционных жанров, интеграция и дифференциация жанровых структур, создание новых в известном смысле жанровых форм, к числу которых относится и миниатюра. Обращение к ней впрямую связано с незавершенностью, фрагментарностью, мозаичностью жизни рубежа веков.

В настоящее время жанр миниатюры возрождается. Ускоряющийся темп жизни, отсутствие времени на чтение книг, блоки рекламы создающие краткие сюжеты - всё это и многое другое диктует краткость форм произведения. Быстро сменяющиеся картинки - вот суть современной жизни.

Ряд исследователей называет первооткрывателем жанра лирико-философских миниатюр И.С.Тургенева с его "Стихотворениям­и­ в прозе". Против этого справедливо возражает К.С.Сахаров, который считает, что "краткость тургеневских миниатюр находится в прямой зависимости от избранной им формы", т.е. притчи, аллегории, лирической элегии и т.д. Образцом жанра лирико-философской миниатюры К.С.Сахаров считает "короткий рассказ" Бунина, но это не механически сокращенный "большой" рассказ. Характеристическими признаками "краткого"­ рассказа нужно считать совершенно неразвитый сюжет, отсутствие традиционных завязок, развязок и т.п.". Данное утверждение представляется нам весьма убедительным: следует разграничивать жанр "стихотворение в прозе" как жанр лирический и жанр рассказов-миниатюр как жанр эпический. И если для лирической миниатюры жанрообразующим фактором является чувство, мысль, переживание автора, т.е. лирическое начало, то для миниатюры эпической - фабульный сюжет, событие, имеющее пространственно-врем­енную­ протяженность. При этом, как отмечает И.А.Смирин: "хронотоп миниатюры проявляет тенденцию к сужению, к сжатию до одномоментности, до масштабов точки, то есть, время и пространство внутреннего мира миниатюры становятся в идеале неопределенными, нефиксированными, универсальными"­.­

Другими жанрообразующими признаками миниатюры являются сверхмалый объем, детализация: "в прозе начала ХХ символика сцен и деталей неизмеримо возросла, стала проникать в малые жанры, превращаясь в один из ведущих поэтических приемов". Одним из стимулирующих моментов развития жанра миниатюры было, как отмечал В.А.Келдыш, тяготение к "более обобщенному и концентрированному изображению действительности&quo­t;.­ Итак, русская миниатюра рубежа веков шла как лирическим, так и эпическим путем. Лирическое направление от "Стихотворений в прозе" продолжили В.Гаршин, И.Анненский (цикл "Autopsia"­),­ В.Короленко; эпическое - И.Бунин, А.Куприн. Последние продолжили его и в эмиграции "Краткими рассказами" (И.А.Бунин) и "Рассказами в каплях" (А.И.Куприн).
http://kuprin.de/ras_kap.pdf


К жанру миниатюры А.И.Куприн обращался неоднократно: притча "Искусство"­;,­ сказочки "О конституции" и "О Думе", "Маленькие рассказы" 1904-го года и "Рассказы в каплях" конца 1920-х годов. Последние образуют циклы, в куприноведении практически не изученные.

Жанр миниатюры - это своеобразный показатель мастерства, ибо в выборе этого жанра проявляется стремление, желание, умение писателя насытить предельно малый объем значительным содержанием, которое, подчиняясь требованиям формы, концентрируется, сгущается, уплотняется. Анализируя художественное пространство миниатюры, Д.С.Лихачев писал: "Средневековый человек стремится как можно полнее, шире охватить мир, сокращая его в своем восприятии, создавая "модель" мира - как бы микромир". Стремясь заключить в тесные рамки миниатюры модель своего мира, писатель сталкивается с неразрешимым противоречием - кризисом содержания и формы. Отдавая дань миниатюризации формы, писатель рискует свести богатство индивидуального, личностного - к общечеловеческому, внеиндивидуальному; мир образов - к системе символов, миниатюру - к притче. Уступая содержанию, писатель должен или расширить миниатюру, тем самым уничтожить её как жанр, или создать цикл миниатюр - парадоксальное и уникальное жанровое образование, позволяющее при сохранении формы (иногда чисто внешнем) выразить целостность миросозерцания.

Вернемся, однако, к рассказу. Чтобы разобраться с тем, что это всё же такое, попробуем выделить некоторые, присущие ему закономерности.

Единство времени. Время действия в рассказе ограничено. Не обязательно - одними сутками, как у классицистов. Тем не менее, рассказы, сюжет которых охватывает всю жизнь персонажа, встречаются не слишком часто. Еще реже появляются рассказы, в которых действие длится столетиями.

Временное единство обусловлено и тесно связано с другим - единством действия. Даже если рассказ охватывает значительный период, все равно он посвящен развитию какого-то одного действия, точнее сказать, одного конфликта (на близость рассказа драме указывают, кажется, все исследователи поэтики).

Единство действия связано с событийным единством. Как писал Борис Томашевский, "новелла обычно обладает простой фабулой, с одной фабулярной нитью (простота построения фабулы нисколько не касается сложности и запутанности отдельных ситуаций), с короткой цепью сменяющихся ситуаций или, вернее, с одной центральной сменой ситуаций". Иначе говоря, рассказ либо ограничивается описанием единственного события, либо одно-два события становятся в нем главными, кульминационными, смыслообразующими. Отсюда - единство места. Действие рассказа происходит в одном месте или в строго ограниченном количестве мест. В двух-трех еще может, в пяти - уже вряд ли (они могут лишь упоминаться автором).

Единство персонажа. В пространстве рассказа, как правило, существует один главный герой. Иногда их бывает два. И очень редко - несколько. То есть второстепенных персонажей, в принципе, может быть довольно много, но они - сугубо функциональны. Задача второстепенных персонажей в рассказе - создавать фон, помогать или мешать главному герою. Не более.

Так или иначе, все перечисленные единства сводятся к одному - единству центра.

Рассказ не может существовать без некоего центрального, определяющего знака, который бы "стягивал"­ все прочие. В конечном итоге, совершенно все равно, станет ли этим центром кульминационное событие или статический описательный образ, или значимый жест персонажа, или само развитие действия. В любом рассказе должен быть главный образ, за счет которого держится вся композиционная структура, который задает тему и обусловливает смысл истории.

Практический вывод из рассуждений о "единствах"­;­ напрашивается сам собой: основной принцип композиционного построения рассказа "заключается в экономии и целесообразности мотивов" (мотивом Томашевский называл наиболее мелкую единицу структуры текста - будь то событие, персонаж или действие, - которую уже нельзя разложить на составляющие). И, стало быть, самый страшный грех автора - перенасыщение текста, излишняя детализация, нагромождение необязательных подробностей.

Подобное случается сплошь и рядом. Как ни странно, очень характерна эта ошибка для людей, крайне добросовестно относящихся к написанному. Возникает желание в каждом тексте высказаться по максимуму. Точно так же поступают молодые режиссеры при постановке дипломных спектаклей или фильмов (особенно фильмов, где фантазия не ограничена текстом пьесы). О чем эти произведения? Обо всем. О жизни и смерти, о судьбе человека и человечества, о Боге и дьяволе etc. В лучших из них - масса находок, масса интереснейших образов, которых... вполне хватило бы на десять спектаклей или фильмов.

Авторы с развитым художественным воображением очень любят вводить в текст статические описательные мотивы. За главным героем может гнаться свора волков-людоедов, но, если при этом начнется рассвет, обязательно будут описаны покрасневшие облака, помутневшие звезды, длинные тени. Словно автор сказал волкам и герою: "Стоп!" - полюбовался природой и только после этого разрешил продолжить погоню.

Все мотивы в рассказе должны работать на смысл, раскрывать тему. Ружье, описанное в начале, просто обязано выстрелить в конце истории. Мотивы, уводящие в сторону, лучше попросту вымарать. Или поискать такие образы, которые очерчивали бы ситуацию без излишней детализации. Помните, Треплев говорит о Тригорине (в "Чайке" Антона Чехова): "У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки, и чернеет тень от мельничного колеса - вот и лунная ночь готова, а у меня и трепещущий свет, и тихое мерцание звезд, и далекие звуки рояля, замирающие в тихом ароматном воздухе... Это мучительно".

Впрочем, тут надо учесть, что нарушение традиционных способов построения текста может стать эффектным художественным приемом. Рассказ может строиться практически на одних описаниях. Однако совсем без действия он обойтись не может. Герой обязан хотя бы шаг сделать, хотя бы руку поднять (то есть совершить значимый жест). В противном случае, мы имеем дело не с рассказом, а с зарисовкой, миниатюрой, со стихотворением в прозе. Другая характерная особенность рассказа - значимая концовка. Роман, по сути, может продолжаться вечно. Роберт Музиль так и не смог закончить своего "Человека без свойств". Искать утраченное время можно очень и очень долго. "Игру в бисер" Германа Гессе можно дополнить любым количеством текстов. Роман вообще не ограничен в объеме. В этом проявляется его родство с эпической поэмой. Троянский эпос или "Махабхарата&qu­ot;­ стремятся к бесконечности. В раннем греческом романе, как отмечал Михаил Бахтин, приключения героя могут продолжаться сколь угодно долго, а финал всегда формален и предрешен заранее.

Рассказ строится иначе. Его концовка очень часто неожиданна и парадоксальна. Именно с этой парадоксальностью концовки Лев Выготский связывал возникновение катарсиса у читателя. Сегодняшние исследователи (Патрис Пави, например) рассматривают катарсис как некую эмоциональную пульсацию, возникающую по мере чтения. Однако значимость концовки остается неизменной. Она способна полностью изменить смысл повествования, заставить переосмыслить изложенное в рассказе.

Кстати, совсем не обязательно это должна быть одна-единственная финальная фраза. В "Кохиноре"­ Сергея Палия концовка растянута на два абзаца. И все же сильнее всего звучат последние несколько слов. Автор вроде бы говорит о том, что в жизни его персонажа практически ничего не изменилось. Вот только... "теперь его угловатая фигура не была больше похожа на восковую". И это крохотное обстоятельство оказывается самым главным. Не случись с героем этой перемены, и незачем было бы писать рассказ.

Итак, единство времени, единство действия и событийное единство, единство места, единство персонажа, единство центра, значимая концовка и катарсис - вот составляющие рассказа. Разумеется, всё это приблизительно и зыбко, границы этих правил весьма условны и могут нарушаться, потому что, прежде всего, необходим талант, и знание законов построения рассказа или другого жанра никогда не помогут научить писать гениально, наоборот - нарушение этих законов иногда приводит к потрясающим эффектам, становится новым словом в литературе.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Литературная завалинка
СообщениеДобавлено: 09 ноя 2011, 16:39 
Не в сети
Администратор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2011, 04:54
Сообщений: 1364
Откуда: Беспредельность
По просьбе ОКА дублирую здесь посты обсуждения моей публикации сказки-притчи «Статуя»:

Андрей Пузиков писал(а):
Идея этой притчи пришла ко мне в процессе спора в теме «Что мы считаем Учением».
Из всякого спора можно извлечь пользу.
Думал, как лучше объяснить, и родилась идея сказки-притчи. Поскольку клиентов сегодня мало, и меня почти никто не отвлекал, притча написалась быстро.
Прямых аналогий в ней искать не стоит, это все же художественное произведение и подвержено своим законам и своему внутреннему развитию. Но непосредственная суть имеет прямое отношение к спору об Учении Живой Этики и дневниковых записях, послуживших ему основой.



ОКА писал(а):
Говорил же, что Андрей Павлович может и должен писать не только романы и повести, но и такие замечательные миниатюры. Прошу добро на вставку притчи в наш АМЛФ. Это чудное событие! Чудо!
Но по существу, и защищая Целостность и Объём Учения, должен напомнить всем читателям и участникам вяло-текущего спора другую, достаточно известную.
"В одном печальном месте, по случаю всенародного возрождения и всенародного ликования, мудрецу, совершившему свой обычный духовный подвиг, было позволено выпустить в небо семь белоснежных голубей...Ах, какое это было памятное зрелище! Все стояли со слезами на глазах от умиления и восторга. Но только один мальчик, всё время хмурился и недовольно шпынял папку в бок, повторяя: "Папа, папа, смотри, у одного голубя имеется чёрное перышко"Разве ты не видишь. Хочешь, я сбегаю за биноклем!"!
Через семь лет, на том же месте, где когда-то добрый Мастер оставил свой памятный знак, по прежнему собирались люди, чтобы быть свидетелями запуска в голубое небо семи чёрных голубей..."


Анн А писал(а):
Приятно с Вами познакомиться таким путём, Андрей Павлович !! Понимаю Вас и ... понимаю Олега Алексеевича..
У вас чистое место. Приятно быть тут.
У Олега Алексеевича ЭНТУЗИАЗМ - и его можно понять так же ... - не остановить коня на скаку :P :P ...
Удачи - Вам Всем !!



Андрей Пузиков писал(а):
ОКА писал(а):
Прошу добро на вставку притчи в наш АМЛФ.


Да ради бога, если вписываюсь в форматы.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Литературная завалинка
СообщениеДобавлено: 10 ноя 2011, 08:17 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 05:35
Сообщений: 924
Тот самый рассказ, который нравился Лютис, но оказался вне композиции на АМЛФ. Он короток и умещается в пост.
Цитата:
Аркадий Аверченко Лакмусовая бумажка
I

Я был в гостях у старого чудака Кабакевича, и мы занимались тем, что тихо беседовали о человеческих недостатках. Мы вели беседу главным образом о недостатках других людей, не касаясь себя, и это придавало всему разговору мирный, гармоничный оттенок.

— Вокруг меня, — благодушно говорил Кабакевич, — собралась преотличная музейная компания круглых дураков, лжецов, мошенников, корыстолюбцев, лентяев, развратников и развратниц — все мои добрые знакомые и друзья. Собираюсь заняться когда-нибудь составлением систематического каталога, на манер тех, которые продаются в паноптикумах по гривеннику штука. Если бы все эти людишки были маленькие, величиной с майского жука, и за них не нужно бы отвечать перед судом присяжных, я переловил бы их и, вздев на булавки, имел бы в коробке из-под сигар единственную в мире коллекцию! Жаль, что они такие большие и толстые… Куда мне с ними!

— Неужели, — удивился я, — нет около вас простых хороших, умных людей, без глупости, лжи и испорченности?

Мне казалось, — я этими словами так наглядно нарисовал свой портрет, что Кабакевич поспешит признать существование приятного исключения из общего правила — в лице его гостя и собеседника.

— Нет! — печально сказал он. — А вот, ей-Богу, нет!

— Сам-то ты хорош, старый пьяница, — критически подумал я.

— Видишь, молодой человек, ты, может быть, не так наблюдателен, как я, и многое от тебя ускользает. Я строю мнение о человеке на основании таких микроскопических, незаметных черточек, которые вам при первом взгляде ничего не скажут. Вы увидите настоящее лицо рассматриваемого человека только тогда, когда его перенести на исключительно благоприятную для его недостатка почву. Иными словами, вам нужна лакмусовая бумажка для определения присутствия кислоты, а мне эта бумажка не нужна. Я и так, миленький, все вижу!

— Это все бездоказательно, — возразил я. — Докажите на примере.

— Ладно. Назови имя.

— Чье?

— Какого-нибудь нашего знакомого, это безразлично.

— Ну, Прягин Илья Иванович. Идет?

— Идет. Корыстолюбие!

— Прягин корыстолюбив? Вот бы никогда не подумал… Ха-ха! Прягин корыстолюбив?

— Конечно. Ты, молодой человек, этого не замечал, потому что не было случая. А мне случая не нужно.

Он умолк и долго сидел, что-то обдумывая.

— Хочешь, молодой человек, проверим меня. Показать тебе Прягина в натуральную величину?

— Показывайте.

— Сегодня? Сейчас?

— Ладно. Все равно, делать нечего.

Кабакевич подошел к телефону.

— Центральная? 543–121. Спасибо. Квартира Прягина? Здравствуй, Илья. Ты свободен? Приезжай немедленно ко мне. Есть очень большое, важное дело… Что? Да, очень большое… Ждем!

Он повесил трубку и вернулся ко мне.

— Приедет. Теперь приготовим для него лакмусовую бумажку. Придумай, молодой человек, какое-нибудь предприятие, могущее принести миллиона два прибыли…

Я засмеялся.

— Поверьте, что если бы я придумал такое предприятие, я держал бы его в секрете.

— Да нет… Можно выдумать что-нибудь самое глупое, но оглушительное. Какой-нибудь ослепительный мираж, грезу, закованную в колоссальные цифры.

— Ну, ладно… Гм… Что бы такое? Разве так: печатать объявления на петербургских тротуарах.

— Все равно. Великолепно!.. Оглушительно! Миллионный оборот! Сотни агентов! Струи золота, снег из кредитных бумажек! Брраво! Только все-таки разработаем до его прихода цифры и встретим его с оружием в руках.

Мы энергично принялись за работу.
II

— Что такое стряслось? — спросил Прягин, пожимая нам руки. — Пожар у тебя случился или двести тысяч выиграл?

Кабакевич загадочно посмотрел на Прягина.

— Не шути, Прягин. Дело очень серьезное. Скажи, Прягин… Мог бы ты вступить в дело, которое может дать до трех тысяч процентов дохода?

— Вы сумасшедшие, — засмеялся Прягин. — Такого дела не может быть.

Кабакевич схватил его за руку и, сжав ее до боли, прошептал:

— А если я докажу тебе, что такое дело есть?

— Тогда, значит, я сумасшедший.

— Хорошо, — спокойно сказал Кабакевич, пожимая плечами и опускаясь на диван. — Тогда извиняюсь, что побеспокоил тебя. Обойдемся как-нибудь сами. (Он помолчал.) Ну, что… был вчера на скачках?

— Да какое же вы дело затеваете?

— Дело? Ах, да… Это, видишь ли, большой секрет, и если ты относишься скептически, то зачем же…

— А ты расскажи, — нервно вскричал Прягин. — Не могу же я святым духом знать. Может, и возьмусь.

Кабакевич притворил обе двери, таинственно огляделся и сказал:

— Надеюсь на твою скромность и порядочность. Если дело тебе не понравится — ради Бога, чтобы ни одна душа о нем не знала.

Он сел в кресло и замолчал.

— Ну?!

— Прягин! Ты обратил внимание на то, что дома главных улиц Петербурга сверху донизу покрыты тысячами вывесок и реклам? Кажется, больше уже некуда приткнуть самой крошечной вывесочки или объявления! А между тем есть место, которое совершенно никем не использовано, никого до сих пор не интересовало и мысль о котором никому не приходила в голову… Есть такое громадное, неизмеримое место!

— Небо? — спросил иронически Прягин.

— Земля! Знаешь ли ты, Прягин, что тротуары главных улиц Петербурга занимают площадь в четыре миллиона квадратных аршин?

— Может быть, но…

— Постой! Знаешь ли ты, что мы можем получить от города совершенно бесплатно право пользования главными тротуарами?

— Это неслыханно!

— Нет, слыхано! Я иду в городскую думу — и говорю: «Ежегодный ремонт тротуаров стоит городу сотни тысяч рублей. Хотите, я берусь делать это за вас? Правда, у меня на каждой тротуарной плите будет публикация какой-нибудь фирмы, но не все ли вам равно? Красота города не пострадает от этого, потому что стены домов все равно пестрят тысячами вывесок и афиш — и никого это не шокирует… Я предлагаю вам еще более блестящую вещь: у вас тротуарные плиты из плохого гранита, а у меня они будут чистейшего мрамора!»

Прягин наморщил лоб.

— Допустим, что они и согласятся, но это все-таки вздор и чепуха: где вы наберете такую уйму объявлений, чтобы окупить стоимость мрамора?

— Очень просто: мраморная плита стоит два рубля, а объявление, вечное, несмываемое объявление — двадцать пять рублей!

— Вздор! Кто вам даст объявления?

Кабакевич пожал плечами. Помолчал.

— А, впрочем, как хочешь. Не подходит тебе — найду другого компаньона.

— Вздор! — взревел Прягин. — К черту другого компаньона… Но ты скажи мне — кто даст вам объявления?

— Кто? Все. Что нужно для купца? Чтобы его объявление читали. И чтобы читало наибольшее количество людей. А по главным улицам Петербурга ходят миллионы народу за день, некоторые по нескольку раз и всё смотрят себе под ноги. Ясно, что — хочешь, не хочешь, — а какой-нибудь «Гуталин» намозолит прохожему глаза до тошноты.

— Какую же мы прибыль от этого получим? — нерешительно спросил Прягин. — Пустяки какие-нибудь? Тысяч сто, полтораста?

— Странный ты человек… Ты зарабатываешь полторы тысячи в год и говоришь о ста тысячах, как о пяти копейках. Но могу успокоить тебя: заработаем мы больше.

— Ну, сколько же все-таки? Сколько? Сколько?

— Считай: четыре миллиона квадратных аршин тротуара. Возьмем даже три миллиона (видишь, я беру все минимумы) и помножим на 25 рублей… Сколько получается? 75 миллионов! Хорошо-с. Какие у нас расходы? 30 % агентам по сбору реклам — 25 миллионов. Стоимость плит с работой по вырезыванию на них фирмы — по три рубля… Ну, будем считать даже по четыре рубля — выйдет 16 миллионов! Пусть — больше! Посчитаем даже двадцать! На подмазку нужных человечков и содержание конторы — миллион. Выходит 46 миллионов. Ладно! Кладем еще на мелкие расходы 4 миллиона… И что же останется в нашу пользу? 25 миллионов чистоганом! Пусть мы не все плиты заполним — пусть половину! Пусть — треть! И тогда у нас будет прибыли 10 миллионов… А? Недурно, Прягин. По 5 миллионов на брата.

Прягин сидел мокрый, полураздавленный.

— Ну, что? — спросил хладнокровно Кабакевич. — Откажешься?

— По… подумаю, — хрипло, чужим голосом сказал Прягин. — Можно до завтра? Ах, черт возьми!..
III

Я вздохнул и заискивающе обратился к Кабакевичу и Прягину:

— Возьмите и меня в компанию…

— Пожалуй, — нерешительно сказал Кабакевич.

— Да зачем же, ведь дело не такое, чтобы требовало многих людей, — возразил Прягин. — Я думаю, и вдвоем управимся.

— Почему же вам меня не взять? Я тоже буду работать… Отчего вам не дать и мне заработочек?

— Нет, — покачал головой Прягин. — Это что ж тогда выйдет. Налезет десять человек, и каждому придется по копейке получить. Нет, не надо.

— Прягин!

Я схватил его за руку и умоляюще закричал:

— Прягин! Примите меня! Мы всегда были с вами в хороших отношениях, считались друзьями. Мой отец спас однажды вашему — жизнь. Возьмите меня!

— Мне даже странно, — криво улыбнулся Прягин. — Вы так странно просите… Нет! Это неудобно.

Я забегал по кабинету, хватаясь за голову и бормоча что-то.

— Прягин! — сказал я, глядя на него воспаленными глазами. — Если так — продайте мне ваше право участия в деле. Хотите десять тысяч?

Он презрительно пожал плечами.

— Десять тысяч! Вы не дурак, я вижу.

— Прягин! Я отдам вам свои двадцать тысяч — все, что у меня есть. Подумайте, Прягин: завтра утром мы едем с вами в банк, и я отдаю вам чистенькие, аккуратно сложенные двадцать тысяч рублей. Подумайте, Прягин: когда вы входили сюда, вы продали бы это дело за три рубля! А теперь, — что изменилось в мире? Я предлагаю вам капитал — и вы отказываетесь! Бог его знает, как у вас еще выйдет это дело с тротуарами!.. Городская дума может отказать…

— Не может быть!! — бешено закричал Прягин. — Не смеет!! Ей это выгодно!!

— Торговые фирмы могут найти такой способ рекламы не достигающим цели…

— Идиотство!! Глупо! Это лучшая в мире реклама! Всякий смотрит себе под ноги и всякий читает ее…

— Прягин! У меня есть богатая тетка… Я возьму у нее еще двадцать тысяч и дам вам сорок… Уступите мне дело!!

— Перестанем говорить об этом, — сухо сказал Прягин. — Довольно!! Кабакевич… я завтра утром у тебя; условимся о подробностях, напишем проект договора…

— А, так… — злобно закричал я. — Так вот же вам: сегодня же пойду в одно место, расскажу все и составлю свою компанию… Я у вас из-под носа выдерну это дело!

Я вскочил и побежал к дверям, а Прягин одним прыжком догнал меня, повалил на ковер, уцепившись за горло, и стал душить.

— Нет, ты не уйдешь, негодяй… Каба… кевич… Помо… ги мне!..

Нечаянно, в пылу этой дурацкой борьбы, мои глаза встретились с глазами Прягина, и я прочел в них определенное, страшное, напряженное выражение…

Кабакевич был удивительный человек.

— Прочли, — догадался он, освобождая меня из-под Прягина. — Ну, довольно. У вас разорван галстук… Не находите ли вы, что кислоты слишком подействовали на лакмусовую бумажку?

— Вот не ожидал я от него этого, — тяжело дыша, проворчал я.

— Ага! — засмеялся старый Кабакевич. — Ага? Прочли? Глаза-то, глаза — видели? Ха! Такую вещь приходится читать не каждый день!..



Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Литературная завалинка
СообщениеДобавлено: 10 ноя 2011, 10:39 
Не в сети
Администратор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2011, 04:54
Сообщений: 1364
Откуда: Беспредельность
Коль уж вышеприведенный рассказ «Лакмусовая бумажка» вызвал жесткое столкновение мнений, то не могу остаться в стороне, и выскажу свое.

Художественную составляющую внешней формы обсуждать не хочется: стильно, качественно, без особых изысков… - пусть этим занимаются профессиональные литературные критики (со школьной скамьи не понимал смысла этой профессии).
Но хочется выразить короткое резюме от прочитанного:
- Каждый человек, как музыкальный инструмент: есть тонкие, изготовления искусных мастеров, есть попроще, вроде пианино с мебельной фабрики, есть и совсем грубые и иногда рассохшиеся, но хороший музыкант сумеет из каждого извлечь полезную мелодию. Если же поставить себе целью играть на недостатках, то и из самого прекрасного рояля можно извлечь неприятный скрип, царапая монеткой по полированной крышке.
Любви к людям – вот чего нет в этом рассказе! И даже жуки не заслуживают того, чтобы быть нанизанными на иголки в коллекции какого-нибудь бездушного исследователя.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Литературная завалинка
СообщениеДобавлено: 10 ноя 2011, 14:28 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 05:35
Сообщений: 924
Андрей Пузиков писал(а):
Любви к людям – вот чего нет в этом рассказе!.
Конечно. Это рассказ, которых тысячи мильоны на кладбищах литературы...Мы же в АМЛФ искали жемчужины тех образцов, которые актуальны и врачевательны, а ко всему являются наглядным пособием для всех пишущих по формированию синтеза КУЛЬТУР: письма, речи, мысли. Если уж по Амонашвили...


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 111 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 8  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: