www.zovnet.ru
... ... ... ... ...
Портал
Культура
"Искание новых путей - самый необходимый вопрос. При необычности условий будущего невозможно будет пройти старыми путями..."     Учение Живой Этики
На главную Держава Рерихов Андрей Пузиков - Персональные страницы Форумы Архив портала
Ф О Р У М
Текущее время: 27 май 2017, 20:30

Часовой пояс: UTC + 3 часа



2-я конференция русскоязычных групп рериховского движения в Америке

Музей Рериха, Нью-Йорк: 2-я конференция русскоязычных групп рериховского движения в Америке

Читать >>>

комиссия по описи имущества и предметов наследия Рерихов в усадьбе Лопухиных

Милана Миронова: Впечатления от работы в зданиях усадьбы Лопухиных. А был ли там музей Рериха?

Читать >>>

комиссия по описи имущества и предметов наследия Рерихов в усадьбе Лопухиных

Андрей Пузиков: Отчет об участии в комиссии по описи имущества и предметов наследия Рерихов в усадьбе Лопухиных

Читать >>>


Правила форума


1. В этом форуме обсуждаются художественные произведения, опубликованные на данном сайте, а также связанные с ними или поднятые ими вопросы.
2. Допускается обсуждение любых вопросов, связанных с искусством. Приветствуется созидательное, жизнеутверждающее направление.
3. Не допускается размещение на форуме произведений искусства, основанных на депрессивной и иной психической патологии, а также гламура, эпатажа и пошлости.

Убедительная просьба познакомиться с ОБЩИМИ ПРАВИЛАМИ УЧАСТИЯ.


Изображение



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 173 ]  На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Амфитеатр малых литературных форм
СообщениеДобавлено: 14 фев 2016, 14:41 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 05:35
Сообщений: 902
МАРИНА ВОЛКОВА
ВЕЛЕСИЦЫ

Накануне Дня
Под снегом семена грядущих трав щекочут отдыхающую Землю. Обавницей приду под сень дубрав, где воины мои до Травня дремлют, где мир грустит во власти зимних чар, в нём белизна – от края и до края, и лишь над родниками реет пар – кипит вода - горячая, живая. Кольчугой на стволах сверкает лёд – под ним коры затейливые руны. Весной проснётся жёлудь, и взойдёт дубок, пополнив воинство Перуна.

А во бору сегодня птичий гам – щебечут свиристели, а синицы летят, летят за мною по пятам… Вовсю пушатся хвойные ресницы, гуляет Солнце вО поле небес и льёт сурью на вотчину ВелЕса.

Какие сказки мне нашепчет лес? Какие я в ответ сложу для леса?

Мне Бог Ветров кивает на бегу. Ему - лететь простором небосвода. А мне – плясать босою на снегу и в косы заплетать лучи восхода, будить Весну – для всех и для тебя, лелеять в сердце светлые желанья, и в зимний день, весь мир обняв любя, играть на звонких струнах Мирозданья.


***

Светел дремлющий мир на ладонях Зари, он в плену снежных грёз позабыл про печаль. И летят от меня до тебя снегири, озаряя полётом бескрайнюю даль. Среди птичьих, проснувшихся вновь голосов, наполняющих звоном небесную синь, слышен Велесов рог над простором лесов, слышен ропот зелёных лесных берегинь. Но из множества звуков в родной вышине я душою ловлю Ветра тихую речь – он мне шепчет о светлой, счастливой Весне, обещающей радость загаданных встреч.

Пусть дорога длинна и разлука долга, тем, кто любит и ждёт – холода нипочём. Утро ясный Рассвет пеленает в снега, улыбаясь грядущему каждым лучом. Там, где ясное Солнце с утра горний мёд торопливо в озёрную льёт полынью, вновь подснежником нежность моя расцветёт под весеннюю песню твою.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Амфитеатр малых литературных форм
СообщениеДобавлено: 22 мар 2016, 19:26 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 05:35
Сообщений: 902
Аль Квотион

Я сплю, прижавшись к стене, я жду, когда мой мир укроет собой пасмурное утро, когда оно наползет мокрым телом на город, придавит дождями птиц, откроет мне глаза. И укрывшись лишь сырым воздухом, льющимся в распахнутые окна, я обниму тебя и расскажу о доверии, самом честном, самом глубоком, самом ранимом и самом огромном: доверии не лицом к лицу, но спиной к спине.

* * *
Здравствуй, дочка.

Я давно откладывала этот разговор, но, мне кажется, что теперь пора. Ты сейчас спишь, такая маленькая, смешная, уютно подложив кулачок под щеку и закинув ножку на большого плюшевого зайца, который охраняет тебя по ночам от всех страшных сказок. В деревянной кроватке, спрятанной от мира заборчиком, из которого мы с папой вытащили две круглые пузатые досочки, чтобы ты могла спускаться и приходить к нам. А я пишу тебе письмо. Я часто представляю себе, как однажды ты из бесконечно милого карапуза вырастешь во взрослую девушку, устремленную в жизнь, встречающую первые рассветы и первые холода распахнутым настежь сердцем. И именно тогда мне хотелось бы рассказать тебе о том, какой ты была.

А была ты самым дорогим, что есть в моей жизни. Мне хочется рассказать тебе, какие острые коленки были у тебя, когда залезала ты мне на грудь, заглядывала в глаза и целовала, забавно надув щеки. Как ты собирала слюни в крыжечку от молока и лечила ими свои заболевшие игрушки, а мы смеялись. Как ты играла в мячик и каталась по полу, подогнув ручки и ножки. Как ты ловила большим красным ведром мальков в речке, а они уплывали от тебя и прятались в тине. И тогда ты шлепала розовыми пятками в воде, чтобы они выплыли обратно. Как ты боялась маленьких паучков и грязных луж, но зато любила книжки и бабочек. Как ты лежала, заболев, в своей кроватке, искала что-то покрасневшими, блестящими от температуры глазами, а находя взглядом меня или папу, тихонько улыбалась. И мы всегда были рядом.

Мне многое хотелось бы рассказать тебе, каждую мелочь, каждую деталь, про травинку в твоих волосах, когда сидела ты у костра на даче, про тарелку каши, в которой нарисовала ты смешную рожицу и отказалась есть, пожалев. И еще большему мне хотелось бы тебя научить. Писать стихи и играть на гитаре, замечать в каждом стакане воды отражение неба, принимать людей такими, какие они есть, не упираясь мелочностью в наивные идеалы, любить весь мир и не избегать боли, но уметь выстоять в любой беде, оставаясь человеком. И я верю в тебя, милая моя, ты все сможешь понять. Я верю, поверь и ты.

Доченька, я пишу это письмо, потому что боюсь. Боюсь того, что не успею все это сказать. Недавно я была у врачей и они сказали, что у меня рак. Ты знаешь, что такое рак? Это такой холодный зверь, который живет на самом дне, в непроходящей темноте, скребет там по скользким камням маленькими лапками и внимательно смотрит вокруг. И представляешь, такой вот рак залез ко мне в голову, наверное, ему просто стало очень одиноко в своей тихой реке, где нет тех разноцветных рыбок, на которых ты так любишь смотреть. Но там его дом, в этой долгой тишине невообразимой глубины, и поэтому однажды он захочет вернуться, а мне придется идти вместе с ним. А раки, они так упрямы, им никак не объяснить, как сильно я хочу остаться с тобой, как хорошо мне быть рядом и как больно уходить, оставлять тебя, мое яркое солнышко, греющее сердце.

Доченька, обязательно береги папу. Он же у нас большой, неуклюжий и ушастый. Я не смогу сберечь, а ты его не бросай. Он не умеет один, сразу становится грустным и начинает смотреть в окно большими печальными глазами, как озябший котенок. Нет, ты, конечно, однажды найдешь огромную любовь, рядом с который станет маленьким весь мир, и тебе захочется свободы, но даже тогда — приходи к нему хоть иногда и гладь по руке. Чтобы он не забыл, как жить дальше. И меня не забывай. Что я была. И не смей даже думать, что ушла я, потому что тебя любила мало. И не смей думать, что ты одна. Посмотри в небо, там есть пушистое облако с желтым от солнца боком, я там, улыбаюсь тебе и очень тобой горжусь. Даже когда ты ошибаешься, погрожу пальцем, и прощу, и пойму.

И еще, доченька моя, сердечко мое, постарайся быть счастливой, не смотря ни на что.

Очень очень очень любящая тебя
Мама

* * *
В целом ничего не изменилось, ты все так же просыпаешься по утрам, моешься, завариваешь кофе, лениво морщишься на свой завтрак, только с каждым днем за окном все темнее. И однажды твой будильник прозвонит, ты откроешь глаза и увидишь ночь. А это значит, что в твоем городе осень. Осень похожа на изысканную болезнь: сначала ты любуешься сменой красок, хватаешь руками листопады, но уже начинаешь чувствовать какую-то нездешнюю печаль и проникаешься тихой нежностью к любимым и близким, словно бы завтра с последним упавшим на асфальт листом исчезнут и они. Но время идет, и поэтический флер спадает с осени, обнажая голые деревья, холод, пасмурную слякоть и первый мокрый снег, быстро превращающийся в грязь под ногами простуженных людей с угрюмыми лицами. Но чем холоднее и беспросветнее темнота снаружи, тем уютнее кажется теплый мягкий свет в квартире. И если лето - это время убегать из дома навстречу несбыточным мечтам подростковой души, то поздняя осень - время возвращаться.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Амфитеатр малых литературных форм
СообщениеДобавлено: 07 апр 2016, 07:53 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 05:35
Сообщений: 902
ВЕРА КАЛАШНИКОВА

Вне времени
«Молодость души - большой недостаток в глазах того, кто уже немолод.» Александр Дюма - отец.

Думая о времени, многие люди используют фразы: «моё время», «время течет», «время — деньги», «время рассудит», «время берет свое» и т.п. Так что же такое время, если оно имеет личную принадлежность, куда-то и как-то течет, является эквивалентом денег, судит и, в конечном счете, одерживает верх над человеком? Учитывая все это, можно предположить, во-первых, что оно у каждого свое и, во-вторых, что оно обладает каким-то интеллектом. Действительно, все мы по-разному взрослеем, стареем и чувствуем время. А интеллектуальная составляющая времени проявляется в виде причинно-следственной связи, возникающей между событиями жизни и пронизывающей прошлое, настоящее и будущее.

Проснувшись утром, задайте себе вопросы: «Как вы узнали, что это именно вы», «Сколько бы вы дали себе лет, если бы не знали своего возраста»? Вспомните, как вы просыпались неделю назад, месяц назад, год назад. Представьте, как вы будете просыпаться через неделю, месяц, год. Отвечая на эти вопросы, вы, во-первых, будете обращаться к памяти и «доставать» оттуда воспоминания. Во-вторых, вы будете моделировать себя в будущем, а затем будете как-то располагать все эти образы в пространстве. Таким образом, вы поймете, где для вас в пространстве располагается прошлое, где настоящее, а где будущее. Обычно, у всех правшей, прошлое — слева, а будущее — справа. После моделирования своей линии времени займите над ней позицию наблюдателя, теперь вы можете наблюдать время. Находясь вне времени, заметьте, что вы ему не подвластны, постоянны и неизменны, у вас нет возраста. В дальнейшем (в мыслях и разговоре) постарайтесь заменять слово время на слово существование.

Все, что происходит во времени, имеет начало, середину и конец. Это касается любых событий, чувств, эмоций и, конечно, вашего возраста. Расстояние от вашего рождения до нынешнего дня и составляет тот возраст, ту информацию, знание которой не дает возможности ощущать себя вечно молодым. Можем ли мы как-то влиять на восприятие собственного возраста? И можем ли мы оказать реальное воздействие на него?

Во-первых, поговорим о фотографиях. Когда человек разглядывает свои фотографии (путешествует по линии времени), то он пребывает не просто во времени, а в прошлом. Конечно, пребывать в прошлом можно и без фотографий, но, созданные когда-то изображения помогают совершить это путешествие гораздо легче. Погружаясь в воспоминания далеких дней, оживляя эти воспоминания, человек перестает существовать в настоящем мысленно. Получается, что тело человека находится в настоящем, а мысли в прошлом. Расстояние между настоящим и прошлым создает дополнительный груз, основной характеристикой которого также является время (часы, дни, месяцы, годы). Если таких расстояний много, то один груз наслаивается на другой и вы, в результате, несете на плечах непосильную ношу, масса которой на много превосходит ваш реальный возраст. Если ваши фотографии постоянно находятся в комнате, то таким образом, вы, фактически, постоянно пребываете в прошлом. Даже вчерашний день — это уже прошлое. Фотографиям место в альбоме, а альбому — в шкафу. И пусть он там лежит себе, пока не станет достоянием потомков.

Во-вторых, поговорим про зеркала. Зеркало — немое доказательство вашего возраста. Если бы у вас было волшебное зеркало из сказки, в котором вы всегда молоды, здоровы и веселы, тогда стоило бы туда почаще заглядывать. Совсем исключить из жизни зеркала, конечно, не получится, но обращаться к ним как можно реже может каждый, особенно, если вы плохо себя чувствуете, находитесь в плохом настроении. Например, вы посмотрелись в зеркало минуту назад, сами себе не понравились, отошли от зеркала и продолжаете помните что выглядели плохо. Даже если вы об этом тут же забыли, то в момент обращения к зеркалу в вашей голове все равно промелькнула мысль, что вы вероятно уже не так хороши, как когда-то. Таким образом происходит фиксация возраста, а мы хотим не иметь возраста, хотим быть вечно молодыми. Большую пользу в этом плане окажет ваша фантазия. При возможности представляйте, что смотрите в зеркало или отражение в воде и видите себя молодым, здоровым, стройным и веселым.

Человеку, в принципе, невозможно сделать пребывание вне линии времени продолжительным, ведь все-таки приходится что-то вспоминать и что-то планировать на будущее. Позиция наблюдателя дает возможность хотя бы на короткий срок обрести себя, перейти от восприятия времени к восприятию вечности.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Амфитеатр малых литературных форм
СообщениеДобавлено: 06 июн 2016, 03:58 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 05:35
Сообщений: 902
АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
МОЛИТВА
Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня.

Научи меня искусству маленьких шагов.

Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.

Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни.

Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.

Помоги мне понять, иллюзии ничем не могут помочь. Ни воспоминания о прошлом, ни грёзы о будущем.

Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.

Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко.

Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.

Напоминай мне, что Сердце часто спорит с Рассудком.

Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!

Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.

Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в Дружбе.

Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.

Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое Тепло.

Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем «внизу».

Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни.

Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.

Научи меня искусству маленьких шагов.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Амфитеатр малых литературных форм
СообщениеДобавлено: 04 июл 2016, 17:34 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 05:35
Сообщений: 902
СВАМИ ВИВЕКАНАНДА

Великая идея Тишины приходит ко мне. Я возвращаюсь к лучшему, нет больше работы для меня в этом мире... И может быть мне понадобится еще тысячу раз приходить на эту землю и страдать, но я буду приходить до тех пор, пока люди не поймут, что они едины с Богом. Пусть я буду рожден еще и еще, и пусть я буду страдать и мучиться в тысячу раз больше, но я буду Богослужить Единому Богу, распростертому во всем Сущем!

... Что такое идеи Бога, религии, поиск иного мира? Почему человек ищет Бога? Почему человек, где бы он ни жил, кем бы ни был, жаждет совершенного идеала, ищет его в человеке, в Боге, в чем-то еще? Да потому, что эта идея внутри нас. Это стучало ваше собственное сердце, а вы не знали и прислушивались к звукам извне. Это Бог внутри вас самих побуждает вас найти Его и самореализоваться. После долгих поисков в храмах и церквах, на земле и на небе вы возвращаетесь, завершив круг, к тому, с чего начинали,— к собственной душе. Там вы обнаруживаете Бога, которого искали по всему свету, плача и молясь в церквах и храмах. Тот, кого вы считали тайной из тайн, окутанной облаками, оказывается ближе близкого — в вашем «Я», в реальности вашего тела и души. Он и есть ваша природа, утвердитесь в ней, проявите ее в себе.

... Истина не склоняется перед обществом, древним или современным. Общество должно склониться перед Истиной или погибнуть. Общественные устройства должны иметь своей основой Истину, а не приспосабливать Истину к своим идеям.

... Самое великое общественное устройство то, в котором великие истины становятся практичными. Это мое убеждение, а если общество непригодно для великих истин, сделайте его пригодным, и чем скорее, тем лучше. Поднимитесь, мужчины и женщины, наберитесь храбрости поверить в Истину, наберитесь храбрости жить ею! Миру нужно хоть несколько сотен смелых людей. Наберитесь храбрости, которая решается познать Истину, продемонстрировать Истину в жизни, не дрогнуть перед смертью, более того, готова призвать смерть, ибо человек, который понял, что он есть Дух, знает, что его нельзя убить. Тогда вы будете свободны. Тогда вы познаете своё подлинное «Я».


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Амфитеатр малых литературных форм
СообщениеДобавлено: 02 ноя 2016, 10:17 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 05:35
Сообщений: 902
МАРК НЕПО
Книга вдохновений

В Индии есть история о добром, тихом человеке, который каждое утро молился у реки Ганг. Как-то после молитвы он увидел, что в воде барахтается ядовитый паук, сложил руки чашечкой и вынес паука на берег. Когда он положил паука на землю, тот ужалил его. Но его неосознанная молитва о мире растворила яд.

На следующий день произошло то же самое. На третий день добрый человек опять стоял по колено в воде и, естественно, там был паук, бешено молотя по воде лапками. Когда человек подошёл, чтобы снова вытащить из воды это существо, паук сказал:
"Почему ты продолжаешь вытаскивать меня? Ты же не мог не понять, что я буду жалить тебя каждый раз, потому что я так делаю".

Добрый человек сложил руки чашечкой и ответил пауку:
"Потому что я так делаю». Есть много причин быть добрым, но, возможно, нет ни одной более захватывающей, чем "просто потому, что я так делаю".

Такое впечатление, что это работа какого-то внутреннего органа. Паук жалит. Волк воет. Муравьи строят маленькие холмики, которых никто не видит. А люди помогают друг другу подняться, независимо от последствий. Даже когда другие существа жалят. ...

Иногда меня жалили, как того тихого человека, который вынимал паука из воды.
Но это неважно, потому что именно так я делаю.
Мы так делаем.
И возможность просто делать то, что считаешь нужным, важнее, чем укус.
Именно это спокойное отношение питает мир.
* * *
В Ведах рассказывается о птице Хома, постоянно живущей высоко в небе и даже откладывающей там свои яйца. Хома живет так высоко, что яйца падают на землю в течении очень длительного времени, за которое птенцы успевают вылупиться. Появившись на свет, они продолжают падать, и постепенно у них открываются глаза. Совсем близко от земли у птенцов пробуждается сознание окружающего мира и понимание того, что, ударившись о землю, они погибнут. Тогда птенцы издают пронзительный крик и взмывают вверх, к своей матери. Земля для них означает смерть, это страшит птенцов, и они сразу начинают искать свою мать.
Она живет высоко в небе, и птенцы устремляются к ней. При этом они даже не смотрят по сторонам.
Люди, с рождения обладающие просветленным сознанием, понимают всю опасность контакта с миром. Они с раннего детства опасаются его и хотят только одного - быть рядом с Матерью, то есть вернуться к богу

***
Гаутама Будда проходил мимо одной деревни, в ней жили противники буддистов. Жители выскочили из домов, окружили его и начали оскорблять. Ученики Будды начали сердиться и уже готовы были дать отпор, но присутствие Учителя действовало успокаивающе. А то, что он сказал, привело в замешательство и жителей деревни и учеников.
Он повернулся к ученикам и сказал: - Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему у вас такая реакция? Вы позволили этим людям манипулировать вами. Вы зависите от них. Разве вы не свободны?
Люди из деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены. В наступившей тишине Будда обратился к ним: - Вы все сказали? Если вы не все сказали, у вас еще будет возможность высказать мне все, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.
Люди из деревни сказали: - Но мы оскорбляли тебя, почему ты не сердишься на нас?
Будда ответил: - Вы свободные люди, и то, что вы сделали – Ваше право. Я на это не реагирую. Я тоже свободный человек. Никто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. И я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас.
В предыдущей деревне люди встречали меня, приветствовали, они принесли с собой цветы, фрукты, сладости. Я сказал им: «Спасибо, мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты и сладости с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу»
А теперь я спрашиваю вас: - Что они должны сделать с тем, что я не принял и вернул им назад?
Один человек из толпы сказал: - Должно быть, они раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.
- Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их и возвращаю вам. Если я могу отвергнуть те фрукты и сладости, они должны забрать их обратно. Что можете вы сделать? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним все, что хотите.
Держать в себе гнев, это как схватить горящий уголь с целью бросить в другого, – ты будешь один из тех, кто обожжется. В споре, в момент, когда ты начал чувствовать гнев, ты прекратил бороться за истину, а стал бороться только за себя. Ты не будешь наказан за свой гнев, ты будешь наказан своим гневом.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Амфитеатр малых литературных форм
СообщениеДобавлено: 25 мар 2017, 17:57 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 05:35
Сообщений: 902
Лев Толстой
Миниатюры "О началах"
Я наблюдал муравьев. Они ползли по дереву — вверх и вниз. Я не знаю, что они могли там брать? Но только у тех, которые ползут вверх, брюшко маленькое, обыкновенное, а у тех, которые спускаются, толстое, тяжелое. Видимо, они набирали что-то внутрь себя. И так он ползет, только свою дорожку знает. По дереву — неровности, наросты, он их обходит и ползет дальше… На старости мне как-то особенно удивительно, когда я так смотрю на муравьев, на деревья. И что перед этим значат все аэропланы! Так это все грубо, аляповато!..

***
…Ходил гулять. Чудное осеннее утро, тихо, тепло, зеленя, запах листа. И люди вместо этой чудной природы, с полями, лесами, водой, птицами, зверями, устраивают себе в городах другую, искусственную природу, с заводскими трубами, дворцами, локомобилями, фонографами… Ужасно, и никак не поправишь…

***
Природа лучше человека. В ней нет раздвоения, она всегда последовательна. Ее следует везде любить, ибо она везде прекрасна и везде и всегда трудится. (…)
Человек, однако, все умеет испортить, и Руссо вполне прав, когда говорит, что все, что вышло из рук творца, — прекрасно, а все, что из рук человека, — негодно. В человеке вообще нет цельности.

***
Надо видеть и понять, что такое правда и красота, и в прах разлетится все, что вы говорите и думаете, все ваши желания счастья и за меня, и за себя. Счастье — это быть с природой, видеть её, говорить с ней.

***
Разрушаем миллионы цветков, чтобы воздвигать дворцы, театры с электрическим освещением, а один цвет репья дороже тысяч дворцов.

***
Я сорвал цветок и бросил. Их так много, что не жалко. Мы не ценим этой неподражаемой красоты живых существ и губим их, не жалея — не только растения, но животных, людей. Их так много. Культура — цивилизация есть не что иное, как загубление этих красот и заменение их. Чем же? Трактиром, театром…

***
Вместо того, чтобы учиться жить любовной жизнью, люди учатся летать. Летают очень скверно, но перестают учиться жизни любовной, только бы выучиться кое-как летать. Это все равно, как если бы птицы перестали летать и учились бы бегать или строить велосипеды и ездить на них.

***
Большая ошибка думать, что все изобретения, увеличивающие власть людей над природой в земледелии, в добывании и химическом соединении веществ, и возможность большого воздействия людей друг на друга, как пути и средства сообщения, печать, телеграф, телефон, фонограф, есть благо. И власть над природой, и увеличение возможности воздействия людей друг на друга будут благом только тогда, когда деятельность людей будет руководима любовью, желанием блага другим, и будут злом, когда она будет руководима эгоизмом, желанием блага только себе. Выкопанные металлы могут пойти на удобства жизни людей или на пушки, последствие увеличения плодородности земли может дать обеспеченное питание людям и может быть причиной усиленного распространения и потребления опиума, водки, пути сообщения и средства сообщения мыслей могут разносить добрые и злые влияния. И потому в безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, и средства общения — не только не благо, но несомненное и очевидное зло.

***
Говорят, говорю и я, что книгопечатание не содействовало благу людей. Этого мало. Ничто, увеличивающее возможность воздействия людей друг на друга: железные дороги, телеграфы, — фоны, пароходы, пушки, все военные приспособления, взрывчатые вещества и все, что называется "культурой", никак не содействовало в наше время благу людей, а напротив. Оно и не могло быть иначе среди людей, большинство которых живет безрелигиозной, безнравственной жизнью. Если большинство безнравственно, то средства воздействия, очевидно, будут содействовать только распространению безнравственности.

Средства воздействия культуры могут быть благодетельны только тогда, когда большинство, хотя и небольшое, религиозно-нравственно. Желательно отношение нравственности и культуры такое, чтобы культура развивалась только одновременно и немного позади нравственного движения. Когда же культура перегоняет, как это теперь, то это — великое бедствие. Может быть, и даже я думаю, что оно бедствие временное, что вследствие превышения культуры над нравственностью, хотя и должны быть временные страдания, отсталость нравственности вызовет страдания, вследствие которых задержится культура и ускорится движение нравственности, и восстановится правильное отношение.

***
Обыкновенно меряют прогресс человечества по его техническим, научным успехам, полагая, что цивилизация ведет к благу. Это неверно. И Руссо, и все восхищающиеся диким, патриархальным состоянием, так же правы или так же не правы, как и те, которые восхищаются цивилизацией. Благо людей, живущих и пользующихся самой высшей, утонченной цивилизацией, культурой, и людей самых первобытных, диких совершенно одинаково. Увеличить благо людей наукой — цивилизацией, культурой так же невозможно, как сделать то, чтобы на водяной плоскости вода в одном месте стояла бы выше, чем в других. Увеличение блага людей только от увеличения любви, которая по свойству своему равняет всех людей; научные же, технические успехи есть дело возраста, и цивилизованные люди столь же мало в своем благополучии превосходят нецивилизованных, сколько взрослый человек превосходит в своем благополучии не взрослого. Благо только от увеличения любви.

***
Когда жизнь людей безнравственна и отношения их основаны не на любви, а на эгоизме, то все технические усовершенствования, увеличение власти человека над природою: пар, электричество, телеграфы, машины всякие, порох, динамиты, робулиты — производят впечатление опасных игрушек, которые даны в руки детям.

***
В наш век существует ужасное суеверие, состоящее в том, что мы с восторгом принимаем всякое изобретение, сокращающее труд, и считаем необходимым пользоваться им, не спрашивая себя о том, увеличивает ли это изобретение, сокращающее труд, наше счастье, не нарушает ли оно красоты. Мы, как баба, через силу доедающая говядину, потому что она досталась ей, хотя ей и не хочется есть, и еда наверное будет ей во вред. Железные дороги вместо пешей ходьбы, автомобили вместо лошади, чулочные машины вместо спиц.

***
Цивилизованный и дикий равны. Человечество идет вперед только в любви, а от технического усовершенствования прогресса нет и не может быть.

***
Если русский народ — нецивилизованные варвары, то у нас есть будущность. Западные же народы — цивилизованные варвары, и им уже нечего ждать. Нам подражать западным народам все равно, как здоровому, 
работящему, неиспорченному малому завидовать парижскому плешивому молодому богачу, сидящему в своем отеле. Ah, que je m'embete!
Не завидовать и подражать, а жалеть.

***
Западные народы далеко впереди нас, но впереди нас на ложном пути. Для того, чтобы им идти по настоящему пути, им надо пройти длинный путь назад. Нам же нужно только немного свернуть с того ложного пути, на который мы только что вступили и по которому нам навстречу возвращаются западные народы.

***
Мы часто смотрим на древних, как на детей. А дети мы перед древними, перед их глубоким, серьезным, незасорённым пониманием жизни.

***
Как легко усваивается то, что называется цивилизацией, настоящей цивилизацией, и отдельными людьми, и народами! Пройти университет, отчистить ногти, воспользоваться услугами портного и парикмахера, съездить за границу, и готов самый цивилизованный человек. А для народов: побольше железных дорог, академий, фабрик, дредноутов, крепостей, газет, книг, партий, парламентов — и готов самый цивилизованный народ. От этого-то и хватаются люди за цивилизацию, а не за просвещение — и отдельные люди, и народы. Первое легко, не требует усилия и вызывает одобрение; второе же, напротив, требует напряженного усилия и не только не вызывает одобрения, но всегда презираемо, ненавидимо большинством, потому что обличает ложь цивилизации.

***
Меня сравнивают с Руссо. Я много обязан Руссо и люблю его, но есть большая разница. Разница та, что Руссо отрицает всякую цивилизацию, я же отрицаю лжехристианскую. То, что называют цивилизацией, есть рост человечества. Рост необходим, нельзя про него говорить, хорошо ли это, или дурно. Это есть, — в нем жизнь. Как рост дерева. Но сук или силы жизни, растущие в суку, неправы, вредны, если они поглощают всю силу роста. Это с нашей лжецивилизацией.

***
Психиатры знают, что когда человек начинает много говорить, говорить, не переставая, обо всем на свете, ничего не обдумывая и только спеша как можно больше сказать слов в самое короткое время, знают, что это дурной и верный признак начинающейся или уже развившейся душевной болезни. Когда же при этом больной вполне уверен, что он все знает лучше всех, что он всех может и должен научить своей мудрости, то признаки душевной болезни уже несомненны. Наш так называемый цивилизованный мир находится в этом опасном и жалком положении. И я думаю — уже очень близко к такому же разрушению, которому подверглись прежние цивилизации.

***
…Внешнее движение — пустое, только внутренней работой освобождается человек. Вера в прогресс, что когда-то будет хорошо и до тех пор можем, как попало, неразумно устраивать себе и другим жизнь, — суеверие.

***
Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь уже видно, что никуда не выведет: надо начинать новое.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Амфитеатр малых литературных форм
СообщениеДобавлено: 01 май 2017, 03:31 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2011, 05:35
Сообщений: 902
ИВАН ТУРГЕНЕВ
Христос
Я видел себя юношей, почти мальчиком в низкой деревенской церкви. Красными пятнышками тепли­лись перед старинными образами восковые тонкие свечи.

Радужный венчик окружал каждое маленькое пламя. Темно и тускло было в церкви... но народу сто­яло передо мною много.

Всё русые, крестьянские головы. От времени до времени они начинали колыхаться, падать, поднимать­ся снова, словно зрелые колосья, когда по ним медлен­ной волной пробегает летний ветер.

Вдруг какой-то человек подошел сзади и стал со мною рядом.

Я не обернулся к нему — но тотчас почувствовал, что этот человек — Христос.

Умиление, любопытство, страх разом овладели мною. Я сделал над собою усилие... и посмотрел на своего соседа.

Лицо, как у всех,— лицо, похожее на все человече­ские лица. Глаза глядят немного ввысь, внимательно и тихо. Губы закрыты, но не сжаты: верхняя губа как бы покоится на нижней. Небольшая борода раздвоена. Руки сложены и не шевелятся. И одежда на нем как на всех.

«Какой же это Христос! — подумалось мне.—Та­кой простой, простой человек! Быть не может!»

Я отвернулся прочь. Но не успел я отвести взор от того простого человека, как мне опять почудилось, что это именно Христос стоит со мной рядом.

Я опять сделал над собою усилие... И опять увидел то же лицо, похожее на все человеческие лица, те же обычные, хоть и незнакомые черты.

И мне вдруг стало жутко — и я пришел в себя. Только тогда я понял, что именно такое лицо—лицо, похожее на все человеческие лица,— оно и есть лицо Христа.

Декабрь, 1878


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 173 ]  На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron