www.zovnet.ru
... ... ... ... ...
Портал
Культура
"Искание новых путей - самый необходимый вопрос. При необычности условий будущего невозможно будет пройти старыми путями..."     Учение Живой Этики
На главную Держава Рерихов Андрей Пузиков - Персональные страницы Форумы Архив портала
 
Д  Е  Р  Ж  А  В  А       Р  Е  Р  И  Х  О  В


Исследования

 





МИСТЕРИЯ ГРААЛЯ НА КАРТИНАХ Н. К. РЕРИХА «FIAT REX» И «LUMEN COELI»

 

М. Ю. МИРОНОВА

2015 г.

Дата публикации: 22.01.2018

 

Опубликовано:
СПБ/МИСР:IX Петербургский Рериховский сборник. 2016.

 
 
 
        Священный Грааль, воспетый в XI–XII веках в западноевропейских романах Кретьена де Труа, Вольфрама фон Эшенбаха, Робера де Борона и других, неоднократно изображается Рерихом на картинах в 30-е годы. Грааль - таинственная священная реликвия известная у многочисленных народов под разными именами: Алатырь, Чинтамани, Горючь-камень, и др.. Рерих изображает его в виде чаши в двух своих эпохальных картинах — «Lumen Coeli» и «Fiat Rex» в 1931 году, именно тогда, когда Знамя мира, провозглашённое художником, шествует по Европе, где был воспет Грааль и где в 1931 году впервые проходит конвенция по Знамени мира в Брюгге. Эти произведения составляют единое целое по композиции, сюжету и цветовому решению и названы крылатыми латинскими высказываниями.
 
        Создание романов о Граале совпадает с началом эпохи готики — по всей Европе возводятся уникальные соборы, отличающиеся высоким символизмом архитектуры, дополненной гармонией скульптуры и витражей. Готическая скульптура с изваяниями отдельных фигур и выверенными пропорциями, представляет крупную монументальную пластику и является неотъемлемой частью соборов. Стены храмов символизируют «обитель божью», а рельеф и скульптура приближают эту обитель к земле [4].
 
Н. К. Рерих. Алал Минг (Махатма Мория). Автоматический рисунок. 1920. МНР

Н. К. Рерих. Алал Минг (Махатма Мория). Автоматический рисунок. 1920. МНР


 
        Николай Рерих, восхищаясь готическим искусством, широко использовал его в своём творчестве на разных этапах. В 1930 годы художник, пользующийся методом иконографии, изображает в своих произведениях романо-готические храмы, витражи и скульптуру, а также использует персонажей книжной миниатюры. Рерих полагал, что в романо-готическом стиле просматривается влияние Востока и Азии. «Детали разрушенного храма на островке могут быть перенесены в любой романский собор. Много ходили готы и везде посеяли свой стиль»[14, 60]. В очерке «Зигфрид» он пишет: «Так же точно мы ведь не знаем, какие именно “друиды” запечатлели в Карнаке те самые каменные сооружения, те самые мегалиты, которые поражают путника и в Тибетских Гималаях» и предполагает, что герои Вагнера имеют общие черты с эпосом Гессериады [15, 396].
 
Lumen Coeli. 1931. Холст, темпера. ГМВ

Lumen Coeli. 1931. Холст, темпера. ГМВ


 
        Древние жрецы кельтов — друиды знали о священном Граале, столь популярном в Азии. В очерке «Скрыня» Николай Рерих пишет об упоминании Грааля и Парсифаля в древнеиранском трактате манихейского толка «Парен Валь Намэ»[16, 374–375]. Современные исследователи подтверждают причастность катаров, хранителей Грааля к манихейским верованиям [19].
 
        Картина «Lumen Coeli» — «Свет Небесный» стала одним из примеров переноса персонажа европейской эпохи готики в область Гималаев. В трактовке героя своего произведения художник использует образ ветхозаветного Мельхисидека из скульптурной группы Шартрского собора во Франции. Божественный первосвященник Мельхисидек с чашей вина, с которой он встречал Авраама, ставшей потом евхаристической, «по чину равный Иисусу Христу» [5] стал прототипом Старца в белых одеждах, несущего пламенеющую чашу — Грааль, на картине Рериха. Из тёмного отверстия в горе по каменным ступеням, выдолбленным по гребню скалы над пропастью, спускается величественный Старец в белых одеждах. В его руках — пламенеющая чаша, над головой — сияющий золотой нимб. Старец и чаша испускают сияние, озаряющее всё вокруг. По сюжету можно предположить, что находящийся в глубокой молитве Старец, спускается в залу спрятанного глубоко под землёй скального храма, где происходят священные службы Братства. «Очень важная служба ночная. На этих службах головы всегда открыты <…>. Даже запечатленный намек на ночное Служение вокруг Камня есть высшее достижение, ибо никто, кроме Нас, допущен не может быть. Глубоко лежит это хранилище, и многие не подозревают, как во время их сна Белое Братство сходит по галереям на ночное бдение»[2, запись от 12.05.1924].
 
        Произведение «Lumen Coeli» является вариантом центральной части триптиха «Fiat Rex», изображающей Махатму Мория, Учителя семьи Рерихов и главу Белого Братства. Это дает основание предполагать, что именно этот образ представлен в «Lumen Coeli».
 
Мельхисидек, Авраам с Исааком и Ноем. Скульптурная группа Шартрский собор. XIII в.

Мельхисидек, Авраам с Исааком и Ноем. Скульптурная группа Шартрский собор. XIII в.


 
        Цепь жизней Великого Учителя могла включать и Мельхисидека, первого иудейского священника. Однако, художник не повторяет в точности облик католической скульптуры Мельхисидека, а приближает последнего к славянскому образу. Что же скрывается за этим приемом?
 
        Используя узнаваемые образы из различных эпох, Николай Рерих не только раскрывал этим приемом суть своих героев, но и вкладывал в сюжет определенный смысл. Дневниковые записи жены художника, Елены Ивановны Рерих, помогают нам внести ясность в данные вопросы. В записи от 19 марта 1931 года читаем: «Уже некоторое время Сергий является в видениях, сопровождаемый двумя фигурами, это выбранные Им помощники Тара и Гуру. По всему миру проходят эти видения и сны, так указывают они народному сознанию»[3]. Учитывая, что «Lumen Coeli» является вариантом центральной части триптиха «Fiat Rex», на которой в центре изображён Махатма Мория, узнаваемый благодаря портретам, то вполне очевидно, что в «Lumen Coeli» изображен Преподобный Сергий Радонежский, являющийся воплощением Махатмы Мория согласно воззрениям художника. Этот вывод вносит ясность и в название произведения — «Lumen Coeli» — «Свет Небесный», ибо Владыке Сергию, звавшемуся Светильником Земли Русской, являлся необычайный «Свет Небесный»: «Так, однажды Сергий хотел прочесть о Житии Богородицы, но порыв ветра потушил лампаду. Тогда Сергий настолько воспылал духом, что книга просияла Светом Небесным, и он мог прочесть и без лампады <…>[10, 40]. Однажды, при литургии Преподобного Сергия его ученик, Симон Экклесиарх, сподобился чудесного видения. Во время пения “Тебе поем” огонь спал, “как бы с неба, и ходил по престолу, объемля светом окрест весь алтарь” и окружая священнодействующего Сергия: При приобщении же им Св. Даров, свился божественный огнь и вошел внутрь потира. Так Преподобный причастился огня неопалимого»[10, 94]. Особенное почитание у Сергия было к Богоматери. И чудесное «видение Пречистой» явилось ему на закате его дней: «В эту незабвенную ночь для Троицкой Обители, когда вся братия спала мирным сном, Святой же Сергий горячо молился перед иконою Божьей Матери; совершив обычное свое правило, он сел немного отдохнуть. Тут же находился его келейник Михей. Внезапно Преподобный воспрянул и сказал ему: “Чадо, трезвись и бодрствуй, сейчас имеет быть нам чудесное посещение”, — и едва произнес он, как услышан был голос: “Се Пречистая грядет”. <...> Святой Сергий поспешил в сени, и тут осенил его ослепительный свет, ярче солнечного, и он телесными глазами увидел Царицу Небесную с Апостолами Петром и Иоанном, блиставшими светом несказанным. Преподобный, не будучи в силах вынести объявшего его трепета, пал на землю…»[10, 96–97].
 
Святой Сергий Радонежский. XV в.

Святой Сергий Радонежский. XV в.


 
        Примечательно, что «Lumen Coeli» было также обращением к Пресвятой Деве в рыцарские времена. Таким образом, как подсказал автору статьи Д. Н. Попов, Николай Рерих для изображения сюжета из жития Сергия со Светом Небесным, который сходил на него в момент священнодействия с чашей и «гулял вместе с ним», использовал образ Мельхиседека, как первосвященника, державшего в руках чашу — обрядовый предмет, и, тем самым, протянул нить воплощений Учителя Мории от легендарного первосвященника до исторического Сергия.
 
        Триптих «Fiat Rex» составляют произведения, где в каждой части фигурирует тот же вид, что и на произведении «Lumen Coeli».
 
Н. К. Рерих. «FiatRex». Триптих Холст, темпера. 1931. ГМР

Н. К. Рерих. «Fiat Rex». Триптих Холст, темпера. 1931. ГМР


 
        В центральной части триптиха мы видим Махатму Мория, который, как мы уже отметили, узнаваем благодаря портретам, в том числе, подаренному им Елене Рерих. Учитель стоит на тех же самых ступенях, что и Сергий, окружённый сиянием золотой с зеленью ауры вокруг головы и лучами от оплечий и теменной чакры. Аура цвета индиго вокруг тела, как на произведениях «Матерь Мира», создаёт ощущение, что фигура Учителя парит в пространстве, сама по себе создавая впечатление удивительного глубокого сапфира. В руках Махатма держит венец Братства — обруч с сияющим алмазом. «Обруч с одним камнем-алмазом есть символ Братства и Его Главы. Обруч этот отвечает сияющему обручу, видимому над головою Высоких Духов» [12, 100, письмо от 10.05.1937].
 
        Обруч Братства символизировал правильный путь: «Свет обруча Братства — для утверждения правильного пути. Учитель радуется, когда вы попадаете на правильный путь» [3, 24.11.30]. Для кого предназначен сияющий Венец-обруч? Эту загадку должны прояснить герои боковых частей триптиха. Слева мы видим на тех же каменных ступенях фигуру средневекового рыцаря, окружённого золотым ореолом, в красном плаще, с мечом и щитом с тремя кругами, как на Знамени Мира, предложенном Н. К. Рерихом в качестве символа защиты Культуры. А в правой части — дева, покрытая нежно-розовым покрывалом, в опущенной правой руке держащая кадило, а в левой — пламенеющую Чашу — Грааль [8].
 
        Несомненно, что на боковых частях триптиха представлены образы Тары и Гуру [3] — как часто называл их Учитель Мория — Е. И. Рерих и Н. К. Рерих. Елена и Николай Рерихи были названы Учителем своими доверенными и среди ближайших сотрудников представляли волю Учителя и Братства [3].
 
        До недавнего времени существовала распространённая версия, что на боковых частях триптиха для передачи образа Рерихов, использован образ четы донаторов Наумбургского собора — графини Уты и её супруга маркграфа Эккехарда. Доказательством служит якобы внешнее сходство героев со скульптурными образами донаторов. Приводились и другие доводы, которые также пока не имеют доказательств. В то же время ни Н. К. Рерих, ни Е. И. Рерих не оставили нам прямых указаний о трактовке образов на боковых частях произведения, неизвестны также и какие-либо высказывания Рерихов о наумбургской чете. Николай Рерих использовал скульптуру графини Уты для изображения Е. И. Рерих на картине 1933 года «Камень Несущая», написав её с ларцом, тем самым делая её образ близким образу Е. И. Рерих. Таким художественным приёмом художник пользовался часто, поэтому из этого факта не стоит делать однозначных выводов. А если учесть то, что художник очень точно цитировал иконографические образы героев своих картин, условное сходство скульптур Уты и Эккехарда с героями триптиха при отсутствии других их изображений склоняет к поиску иных версий относительно вопроса, кто изображён на картине.
 
        В дневниковых записях Е. И. и Н. К. Рерихов от 03.04.1920 года есть запись: «Итак они узнали Чашу Грааля. Сидели за круглым столом, сняв с него белое покрывало. Над ними висел ало-пурпуровый язык пламени. А вверху трепетало изображение Святого Голубя. В трепетных лучах переливались крылья. А со стен смотрели лики необъяснимой красоты. Воздевались руки несказанной прелести и из флаконов кропили священные составы. На груди у каждого покоился талисман, найденный по точному указу и предшествованный изображением, данным за день до его нахождения. Голубым светом сияли лица, и сияла белая одежда. И непонятно было, чтобы пурпурное пламя озаряло бы столь голубым светом. И воздевался престол, а в музыкальном инструменте гудели глубокие звуки Благовеста. И по лицам, и по рукам сидевших бродили дуновения вихря, и касались их пожатия рук невидимых. Составлялись дивные слова, и кипела вера. И шёпот жизни уже не стеснял душу. И возносилась исповедь лучших помыслов. Они шли путями верхними. Ах, я не прибавлю ни одного слова!» [1].
 
        Из этих записей следует, что Рерихи могли быть причастными к рыцарям Круглого стола, хранителям Грааля.
 
Шествие Грааля. Миниатюра из рукописи «Парсифаль, или Сказ о Граале». XIV в.

Шествие Грааля. Миниатюра из рукописи «Парсифаль, или Сказ о Граале». XIV в.


 
        Е. И. Рерих в своих записях упоминает, что она, будучи Вайдегундой, Матерью друидов, вдохновляла на подвиг рыцаря Галахада [12, письмо от 12 авгус­та 1934]. Галахад стал единственным рыцарем, познавшим Грааль. Именно этот «святой рыцарь» Круглого стола, сын Ланселота, смог извлечь меч, предназначенный для «лучшего рыцаря в мире», и щит, который мог поднять только достойный [6]. Именем Галахад Рерихи называли, по меньшей мере, двух человек. Это были Генри Уоллес и Рихард Вагнер. Например, Н. К. Рерих пишет о Вагнере следующее: «В Парсифале Вагнер возносит наполненную Чашу. Как истинный Галахад, он не страшится огненного места и утверждает вопреки всем боязливым и ускользающим. Галахад прямо идёт к своему огненному месту. Ничто не страшит его, а ведь призраки были устрашающи. Эти примеры бесстрашия, примеры возношения Чаши Св. Грааля, конечно, останутся на высотах, по пути к которым услышится не однажды рог Зигфрида» [15, 398].
 
        В тоже время известный индийский художник Б. Сен назвал этим именем самого Николая Константиновича, приветствуя его от имени Индии следующими словами: «Для большинства из нас Рерих является легендарной фигурой рыцарского эпоса. На фоне мрачного блеска пылающего запада его могучая фигура вырисовывается высоко, подобно неподвижному и благожелательному Будде, среди огромного космического катаклизма. Далеко над оглушительным грохотом неистовствующих народов звучит его голос — ясный завет Вечного, голос истины, красоты и культуры. Велик Рерих — и ещё более велики его труды, прекрасные провозвестники мира и доброй воли среди людей. Неутомимый в действии, неукротимый в духе и чистый сердцем, он является новым Галахадом, ищущим священный Грааль!» [18]. Из всего вышесказанного можно допустить, что имя Галахад в среде Рерихов употреблялось исходя из контекста. А сам образ этого достойного рыцаря как нельзя лучше подходил Н. К. Рериху. То, что этот рыцарь на самом деле изображён на картине, свидетельствует и письмо Е. И. Рерих: «На имеющейся у нас картинке сэр Галахад имеет три шара на своем щите, в том же расположении, как и на Знамени Мира» [11, письмо от 13.XII.33.]. Это очень интересное упоминание, т. к. на средневековых иллюстрациях сэр Галахад обычно изображался с красным крестом на щите. Николай Рерих был неоднократно назван Учителем воином Духа [3]. А изображение Знамени мира на его щите свидетельствует, что это Воин — защитник Культуры, коим и был по всеобщему признанию Н. К. Рерих.
 
        Кто же изображён в правой части триптиха? В романе Кретьена де Труа «Персеваль, или повесть о Граале», рыцарь Персеваль, находясь в замке Короля-Рыбака, наблюдал мистическую процессию выноса Грааля. Когда появилась Дева Грааля, зала будто озарилась солнечным светом [9]. Имя этой Девы часто не называется, что весьма символично. Разным героиням приписывалась эта честь. Героиня триптиха, несущая Грааль и может быть олицетворением Девы Грааля. В руках Девы — кадило и чаша для евхаристии — чаша Грааля. Кадило — один из символов богослужения. «Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля. Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ. По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу». «Кадильница есть также образ Богоматери, и во многих молитвах Пречистая называется кадилом благовонным»[20]. C евхаристической чашей — чашей Грааля изображалась Мария Магдалина, образ которой слился с Девой Грааля. В гностических текстах она выступала как получательница откровения и истинная восприемница заветов Христа. Средневековые трубадуры называли её «олицетворённой Чашей Грааля», «матерью царственной династии» [7]. Мария Магдалина собрала священную кровь Христову в чашу, которая потом стала священной реликвией страстей Христовых.
 
        Мария Магдалина изображалась с чашей в левой руке. В своих письмах Е. И. Рерих писала, что облик Марии Магдалины ей особенно близок [13, письмо от 25.08.53]. Позднее образ Марии Магдалины слился во многом и с образом Марии — Матери Христа.
 
Донателло. Мария Магдалина в пустыне. 1455

Неизвестный мастер сиенской школы. 14 век. Мария Магдалина в пустыне.


 
Симоне Мартини. Мария Магдалина и Екатерина.

Симоне Мартини. Мария Магдалина и Екатерина.


 
        Героиня, олицетворяющая Е. И. Рерих, с кадилом и чашей Грааля — есть высокий символ служения, что так созвучен образу Тары. Учитель и двое Его самых близких учеников должны были напомнить сотрудникам о соблюдении закона Иерархии. «Когда указывал сплотиться вокруг Владыки, Тары и Гуру, советовал очень необходимое» [3, 3 февраля 1931]. «Вам встретятся люди, спешащие с достижениями; им может казаться, что Мы медлительны, но выведите их под ночное небо и покажите мерцание бесчисленных миров. Скажите — к этому творчеству ведет вас Владыка. Разве можно быть медленным в этом великом пути? Нужно готовиться быть сотворцами. Нужно сохранить и умножить зерна сознания, ибо весь мир держится мощью сознания.
 
        Нет силы противостоять сознанию, очищенному от самости. Можно готовиться перейти все мосты при огненном сознании, которое трепещет пульсом Космоса, которое в зерне духа отвечает на все колебания почвы и знает истину народов. Можно приложить все священные силы сердца, чтоб, поправ смерть, сделаться сотворцами пламенных Логосов. Но пока такое дерзание не вместится в сердце, до тех пор не может сознание беспредельно расти в этом направлении. У Нас оно зовётся ViaReale. Потому Fiat Rex там, где дух дерзает, почитая Иерархию!»
[17, Иерархия. 7. 203. 1931].
 
        Подводя итог исследования произведений «Fiat Rex» и «Lumen Coeli», можно отметить, что художник проникновенно изобразил «примеры возношения Чаши Св. Грааля на высотах»[15, 398], где так убедительно звучит «Рог Зигфрида» — символ духовной победы и дерзания.
 


        Литература:
 
  1. Автографы Е. И. Рерих. Дневниковые записи // Дневник записей бесед Рерихов с Учителем. Библиотека Амхёрстского колледжа, Амхёрст, штат Массачусетс, США. Тетрадь NB1 (24.03.1920–31.05.1921).
  2. Там же. Тетрадь NB19 (01.02–26.07.1924).
  3. Там же. Тетрадь NB32 (24.11.1930–27.05.1931).
  4. Всеобщая история искусств. В 6 т. Т. II. Кн. 1: Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма // Под ред. Б. В. Вермарна и Ю. Д. Колпинского. М.: Искусство, 1960.
  5. Библия. Ветхий завет. Быт.14:18, Пс. 109:4., Новый завет (Евр. 7:3).
  6. Борон Р., де. Роман о Граале. СПб.: Евразия, 2005.
  7. Евангелие от Марии. Режим доступа в сети Интернет: http://www.globalfolio. net/archive/viewtopic.php?t=264.
  8. Жан Дювернуа. Н. К. Рерих. Страницы биографии. М.: Сфера, 1999.
  9. Кретьен де Труа. Персеваль, или Повесть о Граале // Пер. со старофранц. Ростов-на-Дону: издательство Южного Федерального университета, 2012.
  10. Рерих. Е. И. Знамя преподобного Серия Радонежского. Минск, 2013.
  11. Рерих Е. И. Письма. Т. 1 (1919–1933). М., 1999. // Рерих Е. И. Письма: В 9 т. (1919–1955). М., 1999–2009.
  12. Рерих Е. И. Письма в Америку. В 4.х т. (1923–1952). Т. I. М.: Сфера, 1999.
  13. Рерих Е. И. Письма в Америку. В 4.х т. (1948–1955). Т. III. М.: Сфера, 1999. Режим доступа в сети Интернет: http://agniyoga.roerich.info/index.php.
  14. Рерих Н. К. Алтай — Гималаи. М., 1974.
  15. Рерих Н. К. Зигфрид. // Листы дневника: В 3 т. Т. I. 1­е изд. М.: МЦР, 1995.
  16. Рерих Н. К. Скрыня. // Листы дневника. Т.II (1936–1941). 2­е изд. М.: МЦР, 2000.
  17. Учение Живой Этики (Агни.Йога). Иерархия. 1931. — Режим доступа в сети Интернет: http://agniyoga.org/ay_ru/ay_ru_downloads.html.
  18. Теодор Хеллин. Голос Эпохи // Держава Рериха. Сб. М., 1995.
  19. Тоотс Н. В лабиринтах истории. Путями Святого Грааля. М., 2008.
  20. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. — Режим доступа в сети Интернет: http://pokrov­akulovo.ru/catechisation/worship.



        Используемые сокращения:

        ГМВ – Государственный музей Востока (Москва)
        ГМР – Государственный музей Рерихов (Москва)
        МНР – Музей Николая Рериха (Нью-Йорк)
       
 

 

___________

 
Ф О Р У М
Текущее время: 19 июн 2018, 15:23

Часовой пояс: UTC + 3 часа



<<
<<
ч
и
т
а
й
т
е

н
а

п
о
р
т
а
л
е
<<
<<

Комментарии к статье:



 [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron