Р  Е  Р  И  Х  О  В  Е  Д  Е  Н  И  Е
Портал
Культура
28 мар 2024, 16:35
УРАЛ: UTC + 5 часов


Исследования

 





КАШМИРСКИЕ СВЯТЫНИ НА ПУТИ ЭКСПЕДИЦИИ РЕРИХОВ

 

М. Ю. МИРОНОВА

 

Публикуется по изданию: http://www.roerich.spb.ru/content/rerihovskoe-nasledie-trudy-konferencii-t-xiii-spb-2014
Дата публикации: 29.09.2015 г.

 

ТРИНАДЦАТАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РЕРИХОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ»

Знамя Мира

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ АЗИИ. НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ
ОТ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ К СОВРЕМЕННОСТИ
Санкт-Петербург
2014




ББК 70

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов
Редакционная коллегия:
Е. В. Бакалдина, А. А. Бондаренко (председатель), И. А. Бондаренко, Ю. Ю. Будникова, Д. В. Делюкин, Т. В. Коренева, А. К. Мазаева-Каненга (ответственный секретарь), В. Л. Мельников, В. А. Шуршина
Ответственные редакторы
А. А. Бондаренко и В. Л. Мельников
Редакционная коллегия благодарит Даниила Энтина и Гвидо Трепшу (Нью-Йорк) за помощь в подготовке издания и неизменную поддержку
ББК 70 Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». Том XIII: История изучения Азии. Новые открытия. От Серебряного века русской культуры к современности. – СПб.: Издание СПбГБУК «Музей-институт семьи Рерихов», 2014. – 520 с.: 401 ил.
ISBN 978-5-906782-07-9
Адрес редакции:
199034, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 18-я линия, д. 1
Тел./факс: +78123230885; http://www.roerich.spb.ru/;
http://www.roerich-heritage.org/; e-mail: ab@roerich.spb.ru; vm@roerich.spb.ru; science.misr@gmail.com
© Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов», 2014
© Международный благотворительный фонд «Рериховское наследие», 2014 ББК 70


стр. 93

М. Ю. МИРОНОВА
(Государственный музей Востока, Москва)
КАШМИРСКИЕ СВЯТЫНИ НА ПУТИ ЭКСПЕДИЦИИ РЕРИХОВ

 
        Одной из целей Первой Центральноазиатской экспедиции Н. К. Рериха был поиск артефактов, доказывающих единый источник культур Востока и Запада. Н. К. Рерих полагал, что народы, обитавшие некогда на территории Центральной Азии, «сделались странниками» [1, с. 154 (запись 17.05.1924)] и «осели» в западных землях, дав свой неповторимый художественный стиль западному искусству [6, с. 60–61].
        Кашмир, посещённый Рерихами в 1925 году [ил. 1], стал важной вехой на пути экспедиции. Этим землям, которые стали свидетелями столь многих событий, предстояло пережить духовный и культурный расцвет, связанный с возрождением Единой Азии. Художник отмечает: «…Всё прошло по Кашмиру. Здесь древние пути Азии. И каждый караван мелькает, как звено сочетаний великого тела Востока» [6, с. 56].
        В III веке до н. э. Кашмир пережил небывалый расцвет буддизма во времена императора Ашоки. Но не только великие буддийские наставники прославили Кашмир. Эти места священны для многих индусов, почитателей Шивы и Вишну, а также здесь проходили, судя по записям Рерихов, «пути Христа-Странника», когда он совершал паломничество по местам Гаутамы Будды. Были здесь «орды великих монголов» и «скрылось исчезнувшее колено Израилево», и «Трон Соломона», и «зарево шаманского бон-по», и «Шалимар – сады Джахангира», и «пути Памира, Лхасы, Хотана», и «тропа великого Александра к забытой Таксиле», и многое-многое другое [6, с. 56].
        Экспедиция Рерихов следовала путями древних миграций народов Азии, по которым затем пролегли маршруты Великого Шёлкового пути, вдоль которых локализовались многие памятники раннего буддизма и другие важные археологические объекты, в том числе и свидетельства прохождения кочевых народов. Участники экспедиции изучали эти памятники, а также местные религиозные святыни, которые воплотили в себе многие забытые свидетельства прошлого, ныне превратившись в легенды.
        Исследователям творчества Рерихов интересно прояснить историю и значение этих памятников в настоящее время. Сопоставление рериховских зарисовок и описаний, отмеченных ими мест с их современным состоянием позволяет не только прояснить их историю и значение, оценить сохранность памятников, но также уточнить маршрут самой экспедиции и провести атрибуцию некоторых живописных произведений Н. К. Рериха, в частности уточнить географическую привязку картин и эскизов, а иногда и их датировку.
        Согласно Махабхарате, когда-то на месте Кашмира было древнее царство Камбоджи. Столицей Камбоджи в эпические времена была Раджапура [2], которую идентифицируют с современным Раджаури. Это подтверждается и современными археологическими исследованиями вдоль Каракорумского шоссе в районе Гилгита, где найдены многочисленные наскальные записи на разных языках древней эпохи [10; 11; 17]. Императору Маурья Ашоке часто приписывают основание города Шринагар [ил. 1 и 2]. В древности Кашмир был одним из буддистских центров обу-


М. Ю. МИРОНОВА
стр.142

        чения, в котором доминировала школа сарвастивада. Восточные и центральноазиатские буддистские монахи часто посещали Кашмир. В IV веке н. э. знаменитый монах из Кучи Кумараджива жил и учился в Кашмире. Он стал известным переводчиком, который помог принести буддизм в Китай [5].
        Самое раннее упоминание Кашмира содержится в китайской летописи ранней династии Хан, оно датируется 220 годом н. э. Этимология названия «Кашмир» озадачивала учёных, которые давали различные версии его происхождения. Бабур, основатель империи Великих Моголов в Индии, первым указал в своих мемуарах, что оно прослеживается от названия племени каш, или куш, также известного как касситы. Куш упомянут как внук Ноя в Книге Бытия, чьё племя известно как касту в Вавилонии и коссаи в Персии [9, с. 9].
        Профессор Фида М. Хасснайн, бывший в своё время директором Государственного архива штата Джамму и Кашмир, в книге «В поисках исторического Иисуса» пишет: «Я нашёл много названий мест в Кашмире, которые были упомянуты в Ветхом Завете: Гуджары из Кашмира, являющиеся мусульманами, утверждают, что их предки – из Израиля. Они стригут волосы и делают прическу на еврейский манер. Весло в форме сердца, используемое кашмирскими лодочниками, обнаруживается только в Палестине и Кашмире. В архитектуре старых зданий Кашмира внешняя лестница всегда начинается с запада, что не характерно для древних индуистских, мусульманских или буддийских домов. Такое название вполне соответствует теории, согласно которой Кашмир является Землёй обетованной, Землёй отцов. Сюда, блуждая по северной Индии, пришли десять “потерянных колен Израилевых”» [9, с. 10].
        Основанный в III веке до н. э. Шринагар исторически расположился вокруг озера Дал. В XVI веке Кашмир был завоёван династией Великих Моголов [8]. По приказу императора Акбара вокруг озера построили несколько царских дворцов, окружённых садами с прямоугольными ступенчатыми террасами. Такие каменные парапеты – оригинальная восточная система орошения. Самые прихотливые растения буйно цвели благодаря непрерывно питающей их воде озера. Древние сады существуют и по сей день – Сапфировый сад (Насим Багх), Сад любви (Шалимар Багх), Сад удовольствий (Нишат Багх) и другие, поражающие своей величавостью и утончённой красотой.

Шринагар. Из фотоматериалов Рерихов

Ил. 1. Шринагар. Из фотоматериалов Рерихов



Шринагар. Современное фото

Ил. 2. Шринагар. Современное фото




ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ АЗИИ. НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ
стр.143

        Примечательно, что местные мусульмане называют Кашмир Багх Сулейман, что означает «Сад Соломона». На горе, возвышающейся над Шринагаром, стоит небольшой храм, известный под названием Тахт-и-Сулейман, то есть Трон Соломона [ил. 3 и 4]. Надпись на нём гласит, что «новый храм» был построен в 78 году н. э. История храма излагается муллой Надири – историком, жившим во времена правления султана Заинула Абидина Бадшаха (1408—1461), в книге Тарикх-и-Кашмир («История Кашмира»), написанной в 1413 году. В ней мулла сообщает, что Храм Соломона насчитывал тысячу лет ещё до наступления христианской эры и что уже в более поздние времена он был восстановлен по велению правившего тогда царя Гопадатты (Гопананды) [4]. Для работ по восстановлению храма царь пригласил персидского архитектора, и тот на ступенях, ведущих к центральному входу, начертал четыре надписи на староперсидском языке:
        «Создатель этих колонн – самый смиренный Бихишти Заргар, в год пятьдесят четвёртый».
        «Кхваджа Рукун, сын Мурджан, построил эти колонны».
        «В то время Йуз Асаф объявил о своей пророческой миссии, в год пятьдесят четвёртый».
        «Он есть пророк сынов Израилевых»
[4].
        «Йуз Асаф пришёл в эту долину из Святой земли во время царствования Гопадатты и заявил, что он пророк, что он сам – своё собственное послание, что живёт он в Боге день и ночь и что сделал Бога доступным для жителей Кашмира. Он звал к себе, и люди долины верили в него. Когда индусы пришли в негодовании к Гопадатте, настаивая принять меры к пришельцу, Гопадатта отправил их прочь» [4]. В Кашмире Рерихам показывали «гробницу Иссы», на что Н. К. Рерих позднее заметил, что «мусульмане хотят иметь Христа у себя» [7, с. 57]. По всей вероятности, какие-то сведения о пребывании здесь Христа воплотились в существовании этой святыни.
        Гробница Иисуса называется Розабал и находится в Шринагаре рядом с мечетью Дастгир Сахиб [ил. 5 и 6]. Кашмирские мусульмане называют её гробницей святого Иссы, сына Мариам, одного из 28 пророков ислама (наряду с Мухаммедом и

Гора Трон Соломона. Вид с озера Дал

Ил. 3. Гора Трон Соломона. Вид с озера Дал



Храм на вершине горы Трон Соломона

Ил. 4. Храм на вершине горы Трон Соломона




М. Ю. МИРОНОВА
стр.144

Розабал – гробница Иссы

Розабал – гробница Иссы

Ил. 5 и 6. Розабал – гробница Иссы



Озеро Консар Наг – остатки эпической
Сатисары. Современное фото

Ил. 7. Озеро Консар Наг – остатки эпической Сатисары. Современное фото



Н. К. Рерих. Озеро Наг. 1925. Холст,
темпера. 47,0 × 79,5. © Частная коллекция (США)

Ил. 8. Н. К. Рерих. Озеро Наг. 1925. Холст, темпера. 47,0 × 79,5. © Частная коллекция (США)



Моисеем), упоминающегося в Коране. Имя Иисуса на надписи у гробницы – Юза Асаф, где Юза (Южа) – искажённое Иешуа. Асаф в переводе с тогдашнего местного языка – Пастырь («Христос»). Профессор Фида Хасснайн предполагает, что эту гробницу построил апостол Фома в соответствии с предсмертными предписаниями Иисуса. Фида Хасснайн и Хольгер Керстен пытаются доказать, что Иисус выжил после распятия на кресте и проповедовал иудеям в Персии, Афганистане, Индии и Средней Азии вместе с апостолами Фомой и Симоном Петром [4; 9].
        Одна из трактовок названия «Кашмир» в переводе с санскрита означает «высушенные земли» (от санскритского ка – вода и ишимира – высыхать) [16]. С этой трактовкой связана история о священном озере, которое посетил Н. К. Рерих [ил. 7 и 8]. В дальнейшем он запечатлел рядом с ним выдающегося индийского мыслителя Нагарджуну [ил. 9].
        Озеро Консар Наг (Сатисара), находящееся восточнее перевала Пир Пинжал, упоминается в некоторых древних источниках, связанных с историей Кашмира.


ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ АЗИИ. НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ
стр.145

Это озеро богини Сати, супруги Шивы, упоминается в книге древнего летописца Калханы «Раджатарагини» XII века [15], который, в свою очередь, цитирует ещё более древний текст «Ниламатапураны». Текст «Ниламатапураны» был дан царём нагов Нилой, покровителем кашмирских земель [16].
        Тексты повествуют о том, что от начала кальпы кашмирская долина была древним озером Сатисара – озером Сати Дурги. Именно это озеро, когда-то заполнявшее всю долину, впоследствии ставшую Кашмиром, приглянулось дерзкому водному демону Джалодбхаве, который поселился в нём и, производя опустошения, держал в страхе всю округу. Пришлось вмешаться великому мудрецу Кашьяпе, отцу всех нагов. Припав к стопам Брамы, Кашьяпа умолял его и других богов помочь ему обезвредить злодея. В ответ на его просьбу сотни тысяч богов заняли высокие пики над озером Сатисара. Демон, который был непобедим в своей стихии, отказывался выходить на поверхность озера. В этой связи Вишну призвал брата Балабхадру, прося последнего осушить озеро и тот пропахал брешь в горах, через которую вода ушла. Когда местность стала сухой, Вишну сам сразил демона [15; 16]. Полагают, что божественный Вишну оставил около озера отпечаток своей ноги. Консар Наг – это то, что осталось от когда-то огромного озера. Имя Кашьяпы, по истории и традиции связываемое с осушением озера, носил город на берегах озера – Кашьяпа-Пура. Возможно, упомянутая Геродотом Каспатира (Kaspatyros) также свидетельствует об этом. Кашмир обозначен у Птолемея как Као-ир-пта. Иногда в легендах имя Кашьяпы смешивают с именем Соломона. В записках знаменитого

Н. К. Рерих. Нагарджуна – Победитель Змия. 1925. Холст, темпера. 73,4 × 117,4
© Международный Центр-Музей им. Н. К. Рериха (Москва)

Ил. 9. Н. К. Рерих. Нагарджуна – Победитель Змия. 1925. Холст, темпера. 73,4 × 117,4 © Международный Центр-Музей им. Н. К. Рериха (Москва)




М. Ю. МИРОНОВА
стр.146

Мартанд – храм Солнца

Ил. 10. Мартанд – храм Солнца



Барельеф из Авантипуры

Ил. 11. Барельеф из Авантипуры



китайского монаха-паломника Сюаньцзана также упоминается о царе-драконе, который охранял Кашмир и жил на огромном озере. Ученик Ананды архат Мадхьянтика, обратив дракона-нага в свою веру, заставил его отвести воду из озера, где затем основал 500 буддийских монастырей. По всей вероятности, во времена буддизма переработали более древний текст пуран. Всё это свидетельствует о каком- то реальном событии, случившимся в древние времена. Н. К. Рерих, видимо, опирался на сюжет этих преданий, когда написал Нагарджуну на этом озере. Нагарджуна вполне мог, согласно буддийскому преданию, получить наставление от Царя нагов, который, по словам Сюаньцзана, обещал подносить приношения пятистам монахам до наступления конца Закона [2].
        Шедевры Гандхары, сочетавшие в себе элементы индийской и эллинской культур, подарили миру удивительно гармоничные формы, воплощённые в архитектуре, скульптуре и живописи. Н. К. Рерих полагал, что «оббитая судьбою Гандхара сводит воедино расколовшиеся ветви Запада и Востока» [6, с. 57].
        Мартанд – храм, посвящённый Сурье, – место, где, по словам Н. К. Рериха, глаза участников экспедиции отдыхали от «мелкого рисунка современного Кашмира»» [6, с. 59], – самый известный из сохранившихся ранних храмов эпохи Гандхары, возведённый при махарадже Лалитадитья в VIII веке н. э. [ил. 10].
        Ещё одно древнее место эпохи Гандхары, которое посетила экспедиция, – развалины храмов Авантипуры, посвящённых Шиве и Вишну, возведённых при царе Авантивармане в IX веке н. э. на месте бывшей столицы [ил. 11]. Они находятся к юго-востоку от Шринагара. Интересно, что современные археологические исследования близ озера Манасбал, которое запечатлено на одноимённой картине Н. К. Рериха [ил. 12], обнаружили постройки эпохи царя Авантивармана – эпохи небывалого культурного расцвета.
        Из Гулмарга экспедиция отправилась в Гандербал к Сонамаргу – жемчужине Кашмира. Сонамарг находится в нескольких днях пути от знаменитой святыни ши-


ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ АЗИИ. НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ
стр.147

ваитов – ледяной пещеры Амарнатх [ил. 13]. По преданию, эта пещера была выбрана Шивой, чтобы рассказать Парвати о тайне бессмертия и сотворения Вселенной. Свами Вивекананда испытал в этой пещере возвышенные переживания. Проповедник, по мнению многих знавших его, имевший удивительное внешнее сходство с образом Шивы, в кашмирском паломничестве «особенно близко чувствовал Шиву и, утверждал, что Он являлся перед ним в Амарнатхе» [12]. Спутница Вивекананды сестра Ниведитта вспоминала:
        «Полчаса спустя он вошёл в громадную пещеру и упал ниц перед великим ледяным Шивой. Через несколько минут он поднялся и покинул пещеру. Перед ним открылись Небеса. Он прикоснулся к ступне Шивы. Отдохнув с полчаса на камнях рядом с пещерой, Свами произнёс: “Как я люблю это! Я знаю: ледяной лингам – это сам Шива. И здесь нет вороватых браминов, нет торговли, ничего неверного. Здесь всё – чистое поклонение. Я нигде не встречал более священного места, как здесь!”» [12].

Н. К. Рерих. Озеро Манасбал. 1925
Холст на картоне, темпера. 65,7 × 95,9
© Частная коллекция

Ил. 12. Н. К. Рерих. Озеро Манасбал. 1925 Холст на картоне, темпера. 65,7 × 95,9 © Частная коллекция



Амарнатх – ледяное царство Шивы
Пещера находится на высоте 3888 м,
в 141 км от Шринагара

Ил. 13. Амарнатх – ледяное царство Шивы Пещера находится на высоте 3888 м, в 141 км от Шринагара



Озеро Шешнаг, наполняемое водой
тающих ледников; название озера означает
«змея с тысячью головами»

Ил. 14. Озеро Шешнаг, наполняемое водой тающих ледников; название озера означает «змея с тысячью головами»



Н. К. Рерих. Озеро Нагов. Кашмир. 1936
Картон, темпера. 30,7 × 45,8
© Музей Николая Рериха (Нью-Йорк)

Ил. 15. Н. К. Рерих. Озеро Нагов. Кашмир. 1936 Картон, темпера. 30,7 × 45,8 © Музей Николая Рериха (Нью-Йорк)




М. Ю. МИРОНОВА
стр.148

Петроглифы. Чилас, Кашмир.

Ил. 16–18. Петроглифы. Чилас, Кашмир. На фотографиях слева и в центре – солярные знаки На фотографии справа – изображение винторогого козла



        В двух днях пути от Амарнатха, на высоте 3658 м, находится озеро Шешнаг, окружённое семью высокими вершинами [ил. 14]. Когда-то в этих местах бедный брамин спас от голода двух дочерей царя нагов. Царь нагов отдал в жёны брамину свою дочь, но новобрачным не дали жить спокойно – они из зависти подверглись преследованиям местного правителя. Тогда они создали для себя озеро Шешнаг – белое, как молоко [15]. Следуя в Амарнатх, Шива оставил здесь всё и всех, кто у него был: быка Нанди, сына Ганешу и змей. Теперь каждая из вершин над озером напоминает главу божественного Шешу. Н. К. Рерих не менее пяти раз запечатлел это озеро [ил. 15].
        Исследование археологических памятников вдоль Великого Шёлкового пути имело первостепенную значимость для участников Центральноазиатской экспедиции Н. К. Рериха. Этим путём проходили древние миграции народов, о чём свидетельствовали многочисленные петроглифы и находки в так называемом зверином стиле [ил. 16-18]. Данная тема получила своё широкое развитие в трудах исследователей XX века. Благодаря археологическим экспедициям Карла Йеттмара, а также совместным германо-пакистанским научным проектам были системно исследованы районы северного Пакистана – пакистанский Кашмир. Так, в районе Каракорумского шоссе, соединяющего Пакистан с Китаем, было исследовано множество археологических объектов [10; 11]. В основном они сконцентрированы в районе Гилгита, по берегам Инда. Словно предваряя последующие работы в этом регионе, Н. К. Рерих писал:
        «Само селение Бандипур уже имеет какой-то особый характер. Когда подходите к почтовому отделению, вы поймёте значительность места. Здесь подымается в горы дорога на Гилгит. Вы проходите до первого подъёма и следите за извилинами восходящего пути. На вершине перевала первый ночлег. Потом путь сперва идёт по самому гребню, где ещё белеет снег полоскою, а затем окунается в новое преддверие. Гилгит и Читрал берегутся особо. Если трудно идти на Ладак, то Гилгит и Читрал всегда под особым запретом» [6, с. 60–61].
        С 1982 года научный проект поддерживается Академией наук в Хайдельберге в лице преемника Карла Йеттмара профессора Харальда Гауптмана. Кроме наскаль-


ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ АЗИИ. НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ
стр.149

ных изображений в ущельях Инда, были раскопаны могильники, в которых обнаружены вещи, оформленные в скифском зверином стиле. Их локализация уточнила места пребывания иранских племён. Зафиксированные миграционные процессы на рассматриваемой территории датируются II тысячелетием до н. э., а более поздняя волна – IV веком до н. э. Эти материалы также имеют непосредственные связи с изделиями из Южной Сибири [10; 11; 16].
        Петроглифы представляют собой объекты разных эпох. Наряду с изображением лучников, солярной символики, отпечатков рук, винторогого козла, встречаются изображения «гигантов» и «фей» – божеств местных религий, по поверьям, обитающих на высочайших горах, например, на вершине Нанга Парбат [3]. Знаменательно, что исследователи отмечают идентичность «гигантов» с изображениями великанов, найденными в районах Крайнего Севера [10]. Однако у северных «гигантов» прорисовано лицо, а у гилгитских – нет [ил. 25]. Особую группу представляют изображения, оставленные чужеземцами, например, персами-ахеменидами [ил. 20 и 21]. На одном из камней мы видим воина в традиционном ахеменидском облачении – сцена жертвоприношения козлёнка [ил. 24].
        Буддийские памятники раннего периода, которые исследовались Рерихами, представляли по большей части изображения будд и бодхисаттвы Майтрейи, связанные, по мнению Ю. Н. Рериха [13], с распространением махаяны. Подобные памятники также были также найдены в пакистанском Кашмире. Это – рисунки на камнях и скалах, изображающие ступы и сюжеты джатак [ил. 23], образцы письма

Будда и бодхисаттвы. Пакистанский Кашмир. Гилгит. VII–IX века

Ил. 19. Будда и бодхисаттвы. Пакистанский Кашмир. Гилгит. VII–IX века




М. Ю. МИРОНОВА
стр.150

Олень в «ахеменидском стиле»
V–VI век до н. э. Тальпан (Пакистан)

Ил. 20 и 21. Олень в «ахеменидском стиле» V–VI век до н. э. Тальпан (Пакистан)



Сцены из джатак. Слева – Куча
(Китай, Синьцзян). Справа – Шатьял (Пакистан)

Ил. 22 и 23. Сцены из джатак. Слева – Куча (Китай, Синьцзян). Справа – Шатьял (Пакистан)



Сцена жертвоприношения
козлёнка. Тальпан (Пакистан)

Ил. 24. Сцена жертвоприношения козлёнка. Тальпан (Пакистан)



Изображение «гиганта»
Тальпан (Пакистан)

Ил. 25. Изображение «гиганта» Тальпан (Пакистан)



гибридного санскрита, брахми, кхарошти и других древних языков, а также высеченные изображения Будды и бодхисаттв [ил. 19] [10; 11; 16]. Все они выполнены в разных стилях и в разные периоды. Порой буддийские изображения соседствуют с рисунками других эпох. Район Гилгита, запретный для многих исследователей в виду множества факторов, дал богатейший материал, свидетельствующий о древних миграциях и культурных связях многих народов. И в настоящее время эти исследования продолжаются и привлекают большое внимание. Жаль, что этот район до сих пор почти недоступен для посещения из-за угрозы нападения боевиков.
        При исследовании передвижений экспедиции Н. К. Рериха попутно были идентифицированы некоторые безымянные горные вершины, которые Николай Константинович изображал неоднократно в разные годы. Это, например, вершины хребта Каракорум – Чогори и Музтаг-Тауэр. Много раз Н. К. Рерих изображал Нанга Парбат, впервые увидев эту вершину из Барамулы. Однако, судя по маршруту экс-


ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ АЗИИ. НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ
стр.151

Пик Музтаг-Тауэр
Фотосъёмка Витторио Селла в 1909 году

Ил. 26. Пик Музтаг-Тауэр Фотосъёмка Витторио Селла в 1909 году



Н. К. Рерих. Великан. 1943
Картон, темпера. 30 × 45. © ГМВ

Ил. 27. Н. К. Рерих. Великан. 1943 Картон, темпера. 30 × 45. © ГМВ



педиции Н. К. Рериха, художник не мог видеть некоторые из этих вершин с близкого расстояния. Все эти вершины расположены севернее Гилгита в пакистанском Кашмире. Однако эти вершины стали доступны для широкого круга читателей благодаря публикациям альбомов фотографов-альпинистов. Так, после выхода в свет альбома известного итальянского фотографа-альпиниста Витторио Селла (итал. Vittorio Sella; 1859—1943), грандиозный ледяной пик Музтаг-Тауэр произвёл фурор среди альпинистов и любителей гор [ил. 26].
        «Учёные и искусствоведы заранее охотились за снимками гор Селла, выставлявшимися в галереях и музеях. Селла увековечил красоту Каракорума в фотографиях в технике сепии, выполненных на стеклянных пластинах 18 × 24 см. Многие считают их самыми красивыми фотографиями гор, когда-либо сделанными» [14].
        Н. К. Рерих запечатлел Музтаг-Тауэр на картинах «Дозорный» (1938) из собрания Международного Центра Рерихов, «Гималаи» (1939) из собрания Л. А. Федуна и «Великан» (1943) из собрания Государственного музея Востока [ил. 27].
        Поиск информации о местах, зарисованных Н. К. Рерихом и описанных им и его спутниками, позволяет составить более детальное представление о самой экспедиции. Анализ этих данных даёт возможность уточнить названия и местоположение священных кашмирских озёр и некоторых безымянных горных вершин, изображённых на картинах, а также получить более полное представление об архитектурных и исторических объектах, которые

Чогори (К-2)
Фотосъёмка Витторио
Селла в 1909 году

Ил. 28. Чогори (К-2) Фотосъёмка Витторио Селла в 1909 году



Н. К. Рерих. Гималаи. Без даты
© Болгарская национальная
галерея иностранного искусства

Ил. 29. Н. К. Рерих. Гималаи. Без даты © Болгарская национальная галерея иностранного искусства




М. Ю. МИРОНОВА
стр.152

посетили Рерихи. Сопоставление находок экспедиции Н. К. Рериха с современными археологическими исследованиями в этом районе помогает лучше постичь всё многообразие культурно-исторических влияний на религии и культуру региона, которое может стать залогом будущего возрождения этого края.

ИСТОЧНИКИ
  1. Автографы Е. И. Рерих. Дневниковые записи // Дневник записей бесед Рерихов с Учителем. – Библиотека Амхёрстского колледжа, Амхёрст, штат Массачусетс, США. – Тетрадь NB19 (01.02 – 26.07.1924). – 278 с.
  2. Александрова Н. В. Кашмирские предания в записках Сюань-Цзяна. Структура текста и смысловые трансформации // Индия – Тибет: текст и вокруг текста: Рериховские чтения 2002 (Юбилейные) в Институте востоковедения РАН / Отв. ред. и сост. В. В. Вертоградова. – М., 2004. – С. 12–27.
  3. Йеттмар, Карл. Религии Гиндукуша/ Пер с нем. – М., 1986. – 524 с.
  4. Керстен, Хольгер. Иисус жил в Индии. – М, 2007. – 296 с.
  5. Пещеры тысячи будд: Российские экспедиции на Шёлковом пути: К 190-летию Азиатского музея: Каталог выставки / Науч. ред. О. П. Дешпанде; Государственный Эрмитаж; Институт восточных рукописей РАН. – СПб., 2008. – 480 с.: ил.
  6. Рерих Н. К. Алтай – Гималаи / Авт. предисл. Б. Г. Гафуров; авт. послесл. А. П. Окладников; авт. коммент. С. И. Тюляев и Ю. Г. Решетов. – М., 1974. – 352 с.
  7. Рерих Н. К. Сердце Азии. – Southbury (Conn.), 1929. – 139 с.
  8. Селиванова Т. П. Индуизм в Кашмире при первых мусульманских правителях (по данным индусских хроник) // Четвёртые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока: Материалы научной конференции / Сост. и отв. ред. С. В. Пахомов. – СПб., 2007. – С. 284–285.
  9. Хасснайн, Фида М. В поисках исторического Иисуса. Из апокрифических, буддийских, исламских и санскритских первоисточников / Пер. с англ. – М., 2006. – 288 с.
  10. Hauptmann, Harald. Animal Style: A Heraldic system in Indus valley // Pakistan Archaeology. – 1989. – Vol. 24. – P. 257–277.
  11. Jettmar, Karl. Documentation and Exploration in Northern Areas of Pakistan // Pakistan Archaeology. – 1989. – Vol. 24. – P. 177–194.
  12. Pravrajika Atmaprana. Sister Nivedita of Ramakrishna-Vivekananda. – Kolkata, 1999. – 314 p.
  13. Roerich G. Trails to Inmost Asia: Five years of exploration with the Roerich Central Asian Expedition / Preface L. Marin. – New Haven: Yale University Press, 1931. – 504 p.
  14. Summit: Vittorio Sella: Mountaineer and Photographer: The Years 1879–1909. – Daedalus, 1999. – 128 p.
  15. Stein M. A. Kalhaṇa’s Rājataraṅgiṇī: A Chronicle of the Kings of Kaśmīr: 2 vol. – London, 1900. – Vol. 1. – 402 p. – Vol. 2. – 555 p.
  16. The Nilamata Purana: A Brief Survey. – Kashmir, 2007. – 22 p.
  17. Zulfiqar Ali Kalhoro. Rock Carvings and Inscriptions of Sado Mazo in Johi, Dadu (Sindh, Pakistan) //. Journal of Asian Civilizations. – Vol. 32. – № 2. – 2009. – December. – P. 94–125.

___________

 


««

П
У
Б
Л
И
К
А
Ц
И
И

««

Ваше имя:     Н А П И Ш И Т Е     В А Ш     К О М М Е Н Т А Р И Й :
Если Вы не робот, Напишите название месяца следующего после осени без мягкого знака.:
 

К О М М Е Н Т А Р И И
 



cron


Сейчас посетителей в разделе : 3