Р  Е  Р  И  Х  О  В  Е  Д  Е  Н  И  Е
Портал
Культура
29 мар 2024, 03:49
УРАЛ: UTC + 5 часов

П У Б Л И К А Ц И И
 


Александр Херсонов

30 декабря 2017 г.

 

Ваза Будущего наполняется достойным содержанием

 

Предновогоднее «восхождение» Государственного музея Н. К. Рериха.


 


 
«На древних перстнях можно видеть две спирали. Спираль восхождения и спираль нисхождения. Говорится, что даже очень высокий дух так же скоро может подняться, как и спуститься. Очень грозное и справедливое предупреждение. …Спуск с горы всегда порождает какую-то грусть, но восхождение всегда сопряжено с великою радостью.
Н. К. Рерих, «Восхождение», 2 марта 1935 года, Пекин.


 

Великая радость восхождения Государственного музея Н. К. Рериха.


 


           Идею устроить перед Новым годом экспозицию картин Н. К. Рериха с символическим названием «Восхождение» следует воспринимать как благополучный знак на будущее . Высока вероятность , что символ «Восхождения» воплотится для ГМР в зримые, реальные черты. Безусловно, открытие новой, более масштабной выставки, а всего представлено около 200 картин, уверенный шаг в будущее. И поскольку ГМР обрёл статус государственного Музея, то информационную поддержку открытию выставки оказали государственные СМИ: телеканалы «Россия -1», «Культура», «Россия -24», «Информационное агентство России», а так же «Национальный рериховский комитет». Идеей «восхождения» пронизано всё художественное творчество Н. К. Рериха. Манящие зрителя горные вершины картин - призыв оторваться от низменного и приблизиться к высокому, духовному. Примером чему служат многократно изображаемые Н. К. Рерихом Гималаи.
 


 
Гималаи (Канченджанга)

 
 
           Как и прежде , посетителей выставки встречали звуки классической музыки,
 

 
просторные и светлые помещения, где много воздуха, дышится легко, где картины размещены согласно выверенным законам музейного искусства. И об этом следует сказать особо, поскольку «простор и свет» выставочных залов в сочетании с «простором и духовным светом» картин художника производят неизгладимое впечатление. На «Восхождение» привезено немало новых картин, тех, что ранее не экспонировались на выставке «Свет с Востока». В экспозицию вошли произведения, предоставленные Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей, Государственным музеем Востока, а также Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке. Особе внимание посетителей привлёк триптих художника: «Мадонна Орифламма» и «Святой Франциск». У знаковых картин, как правило, собирается наибольшее число посетителей. В том числе и тех, кто желает запечатлеться на фоне знаменитых работ.
 

 
           По поводу картин привезённых из США телеканал «Россия 1» озвучил заявление главного хранителя Музея Н. К. Рериха Д. Н. Попова: «Впервые этот триптих соединился и был продемонстрирован на выставке именно в Москве. Это было сделано в первый раз, два года назад к юбилею пакта Рериха, и сегодня снова это происходит".
 


 
Воссоединенный знаменитый триптих.
Из Музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке: «Мадонна Орифламма» и «Святой Франциск», из Третьяковской галереи - Святой Сергий Радонежский.

 
 
           На открытии выставки с приветственным словом выступили директор Государственного музея Н. К. Рериха (филиала ГМВ) Т. К. Мкртычев, Президент НРК А. П. Лосюков, главный хранитель музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке Д. Н. Попов.
          В короткой речи директора ГМР высказана глубокая благодарность всем, кто настойчиво и мужественно шёл к желанной цели: присвоить Музею Н. К. Рериха статус государственного Музея. Благодарность прозвучала в адрес Министерства культуры РФ, сотрудников музея Востока, коллег-музейщиков из Санкт-Петербурга и Музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке. А так же в адрес общественности, которая не осталась равнодушной и, понимая зависимое, тяжелое положение наследия Н. К. Рериха, поддержало усилия по передачи народного достояния в руки государства. Т. К. Мкртычев подчеркнул , «поскольку Музей стал государственным, то все мы, граждане РФ, несём ответственность за сохранность наследия семьи Н. К. Рериха. И не только за сохранность, но и за творческое развитие наследия».
          Президент НРК А. П. Лосюков обратил особенное внимание на тот факт, что, наконец-то, произошло объединение наследия семьи Н. К. Рериха в одном месте, а именно в ГМР. Подчеркнул и то, что обширное наследие не должно лежать «мёртвым грузом». Поскольку наследие является национальным достоянием, необходимо проводить каждодневную работу по изучению наследия, что имеет большое общественно-политическое значение. Начало трудной и ответственной работе положено созданием Государственного музея Н. К. Рериха. Та же озабоченность прозвучала и в выступлении главного хранителя Музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке Д. Н. Попова.
          Как известно, стремление человека к духовной красоте отражено во многих полотнах Н. К. Рериха. И не только символом восхождения на вершины гор, но и в образе восхода солнца.
 


 
Бхагаван, 1932.

 
 


 
«Гималаи. Восход». 1937

 
 


 
«Ведущая».

 
 
           Проходя залами выставки, любуясь символическими картинами Н. К. Рериха на тему «восхождения», невольно вспоминается картина Б. Н. Абрамова. Преданный ученик Н. К. Рериха и Е. И. Рерих, автор «Граней Агни Йоги», под стать Учителю, отразил стремление человека подняться над обыденностью жизни, достичь духовного совершенства.
 


 
Рисунок Б. Н. Абрамова

 
 
           В центральном зале выставки размещён огромный стенд, на котором представлены редкие фотографии из жизни семьи Н. К. Рериха, фотографии сотрудников, схемы маршрутов экспедиций, нелёгкие будни экспедиционной жизни, этапы творческого пути мыслителя и художника..
 

 
 
           В одном из залов на большом экране представилась возможность посмотреть видеофильм о жизни и творчестве, пройти весь жизненный путь семьи Н. К. Рериха.
           Для посетителей выставки организованы экскурсии по залам, где в качестве экскурсантов выступили сотрудники музеев. Особенно много экскурсантов собралось вокруг знатока картин Н. К. Рериха, доктора исторических наук, сотрудника Музея Востока В. А. Росова.
           Кроме того, посетителям выставки представилась возможность прослушать лекцию на тему «Религиозный аспект в художественном творчестве Н. К. Рериха». Первые шаги восхождения Государственного музея к вершине творчества Н. К. Рериха сделаны уверенно и вдохновенно.

Фото автора.


 

««

П
У
Б
Л
И
К
А
Ц
И
И

««

Ваше имя:     Н А П И Ш И Т Е     В А Ш     К О М М Е Н Т А Р И Й :
Если Вы не робот, Что делают дети зимой на санках?:
 

К О М М Е Н Т А Р И И
 



cron


Сейчас посетителей в разделе : 3