На новой выставке в корпусе Бенуа можно увидеть около 300 шедевров Николая Рериха, причём не только из собрания Русского музея, но и Третьяковской галереи, ГМЗ «Петергоф», Музея-квартиры Бродского и частных коллекций.

Как рассказала Metro заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова, Николай Рерих завещал часть своих работ, в основном 30–40-х годов, именно Русскому музею. Всего в коллекции больше 400 его произведений.

– Некоторые произведения никогда раньше не выставлялись, – отметила Евгения Петрова. – Редко показываются его этюды, которые, как мне кажется, даже и нельзя так называть, они представляют собой вполне самостоятельные картины.

Искусствовед также обратила внимание на одну из малоизвестных зрителю работ – «Украинский пейзаж», где заметно влияние Куинджи, в мастерской которого учился Николай Рерих.

– Во многих его работах проявляется интерес к древности. Художник интересовался археологией, изучал старинные летописи, – рассказала Петрова. – Часть ранних произведений Рериха посвящена его размышлениям о Древней Руси, жизни славян.

В отдельном зале выставлен цикл полотен «Богатырский фриз» для дома Бажанова в Петербурге. Огромные панно на былинную тематику предназначались для оформления интерьеров. Они редко экспонировались из-за своих размеров.

На выставке можно увидеть эскизы и к театральным постановкам.

– Их сложно считать эскизами, это полноценная станковая живопись, – подчеркнула Петрова. – Иначе он не умел. Каждый спектакль был для него особенным переживанием.

Конечно, немалая часть экспозиции посвящена тибетским и гималайским пейзажам. Хотя с 1928 года семья Рерихов жила в Индии, в 40-е годы художник создаёт несколько полотен, посвящённых славянским героям и воинам.