Запись фонограммы директора международного центра-музея имени Н.К.Рериха, академика Российской Академии естественных наук Л.В.Шапошниковой на конференции 8.10.01г.
 
 
Вступительное слово.
Музыку мы сегодня давать не будем, потому что уж больно не музыкальная тема у нас, скорее нам нужна боевая труба. Второе нарушение традиции состоит в том, что обычно наши конференции были посвящены различным темам научно-исследовательского характера касаемо творчества художественного Рерихов, касаемо тех моментов, которые были связаны с идеями, философией и пр. Сегодня этого не будет, потому что тема, которую мы вынесли на конференцию, она немножко в стороне от тех глубинных проблем, с которыми мы имеем дело, исследуя наследие Рериха в позитивном смысле слова.
Необходимость такой конференции у нас возникла особенно остро в этом году. Вы знаете, особенно те, кто знаком с проблемами нашими, что различного рода нападки, различного рода выдумки, домыслы и просто клевета усилились особенно в этом году. И терпение наше уже истощилось, и это заставило нас поставить такую тему на ежегодную международную конференцию.
Мы долго ждали и думали, что хорошо, может быть, что-то уладиться, но не уладилось, а еще более разгорелось. Посему сегодня те задачи, которые стоят перед нами, должны быть обсуждены и конференция носит у нас более практический характер, я надеюсь, это так и будет, нежели, теоретический или научный.
Надо сказать, что перед конференцией в феврале мы провели семинар, в котором участвовали представители различных рериховских организаций, для того, чтобы им рассказать о наших планах и идеях, которые мы заложили в эту конференцию. Странным образом этот семинар уже показал расстановку сил в самом рериховском движении. И после этого семинара, которые были в зачатке и которые выступали не только против Рерихов, но и против МЦР, они оформились и повели свою работу, используя, в частности, интернет.
Это подтвердило нашу правоту, это подтвердило то, что мы проводим эту конференцию в нужный для нас срок. Чем все это кончится, это уже другое дело, это дело общее наше, но так или иначе, этот семинар помог во многом разобраться, и общее представление о рериховском движении у нас в России несколько распалось на отдельные какие-то детали не очень приятного свойства.
Мы нарушили традицию еще в одном плане, обычно мы не снабжали участников конференции никакими материалами предварительными. Выходили докладчики, докладывали и потом, на следующий год мы публиковали эти доклады. Сейчас мы издали двухтомник, в котором собрали все материалы, которые необходимы для осмысливания, и я полагаю, что он поможет не только докладчикам, но и тем, кто присутствует и тем, кто будет участвовать в Круглом столе.
Вот собственно те короткие, как говорится, пожелания, или короткая информация, которую я хотела сообщить перед конференцией. Я хочу пожелать всем нам удачи, успехов и вынесения правильных решений, которые надо будет обязательно всем вместе сделать.
Доклад.
Моя участь сегодня несколько облегчена тем шагом, который мы свершили, опубликовав двухтомник материалов по нашей проблеме. Поэтому я не в состоянии буду коснуться всех проблем, и не надо, и только обращу ваше внимание только на самое главное. Я не буду говорить, что собой представляют Рерихи, Виктор Васильевич очень хорошо и коротко об этом сказал, я остановлюсь на ряде практических вопросов, которые требуют особого подхода и особой отработки. Дело в том, я об этом уже сказала, что в последние годы нападки на Рерихов все время усиливались, и литература, которая порочила великих людей, все время возрастала в тиражах. Это все связано не только с конкретной проблемой: Рерихи и люди мало порядочные и т.д. Это связано практически с положением в стране. С тем положением в стране, которое, ну, я не буду говорить, предположим, о войне в Чечне, нам известно все это, о коррупции, о преступности. Я только скажу о том великом небрежении к культуре, которое отличает вот сейчас наш период. Вот это небрежение к Культуре, великим людям, все это приводит к тому, что мы сейчас имеем в отношении к Рерихам, то, что мы имеем перед собой, чтобы об этом задуматься и поговорить.
Нужно сказать, что вот это небрежение к культуре оно отражается, в первую очередь в средствах массовой информации. Я не говорю о невежественных высказываниях, которые мы иногда слышим с экрана электронных средств массовой информации, о статьях, в которых все перепутано в хаотическом таком виде, но где чувствуется желание ущемить великих людей, нанести им какое-то оскорбление, даже когда они мертвы. И вот это, конечно, очень и очень для нас печально. Дело в том, что в свое время, когда мы выступали не в защиту имени Рериха, у нас тогда еще этой ситуации не было, а в защиту нашей усадьбы, в которой вы сейчас заседаете и которая приняла в свои стены музей Рериха, то средства массовой информации, и газеты, и телевидение, и журналы, сыграли огромную роль в суде, когда нам пришлось подать в суд на Черномырдина. Сейчас мы с трудом пробиваемся, хотя речь идет не об усадьбе, а речь идет о защите имен великих людей. Здесь есть какой-то слой, противостоящий тем, кто хочет защитить культуру, кто хочет защитить имена Рерихов. Вот это момент не очень хороший.
Ну, я хочу сказать, что здесь есть свои причины. Почему мы допустили небрежение к культуре, почему мы допустили небрежение к великим именам. И не только Рериха, но и к имени Толстого, Пушкина, Достоевского, время от времени появляются различного рода публикации, которые принижают их имена. И не только в пространстве такой искусства, писательской культуры, а и в пространстве науки. Сейчас мне прислали из Новосибирского несколько брошюр со статьями Чижевского, который пишет о Циолковском. Необходимость издать эту брошюру, была вызвана тем, что сейчас распространяется слух, что Циолковский вообще не имеет отношения к космизму как к философии, но и к тем достижениям космонавтики, свидетелями которых мы являемся. Вот, пожалуйста, вам пример, самый последний. Почему это происходит с моей точки зрения. Дело в том, что у нас слаба интеллигентская прослойка, если можно так сказать. Слаба интеллигенция как таковая, ее осталось очень немного. Лучшие ее представители уничтожены во время репрессий, лучшие ее представители погибли на фронтах Великой Отечественной войны. И осталась небольшая группа, единицы, буквально, которые утратили свое влияние, после всего случившегося и на формирование общественного движения и на оценку тех процессов, которые идут в нашей стране. Но такого вообще быть не может, чтобы интеллигенция не возродилась как птица Феникс. И вот наше движения, я думаю, оно связано, как раз с возрождением настоящей интеллигенции. Но я не могу сказать, что наше движение полностью интеллигентное, но об этом мы будем говорить уже в другом месте.
Но, так или иначе, среди нас много тех, кто помогут восстановлению того слоя, на котором и будет держаться культура. А сейчас она начинает падать, ибо опереться ей не на что.
Я сейчас перейду от общих вопросов к вопросам более конкретным. О том, что Рерихи подвергаются многочисленными нападкам, клевете, домыслам и пр. мы все знаем. Я хочу осмыслить, хотя бы в общем плане, почему это происходит. Это не только потому, что интеллигенция российская слаба, но это происходит еще по ряду общих причин. Дело в том, что и Николай Константинович Рерих и Елена Ивановна Рерих были поистине великими людьми каждый в своей области. Мы хорошо знаем, что ни один великий не бывает обойден клеветой и поруганием. Это правило не только российское, но и международное. Обычной массе, которой принадлежит большинство населения нашей планеты, как-то обидно, что кто-то, чья-то голова высунулась и торчит там наверху. Поэтому нужно принять ряд каких-то действий, чтобы эту голову принизить. Это один из моментов, который объясняет современную ситуацию с именем и наследием Рерихов.
Особое неприятие ждет тех, среди великих, которые несут человечеству расширенное сознание, разрушают какие-то сложившиеся стереотипы и которые расчищают дорогу к вершинам его эволюции. Именно Рерих стоял во главе духовной эволюции 20 века, об этой эволюции мы много писали в наших публикациях мцровских, и особенно поэтому наибольшим нападкам подвергается система Живой Этики, которая олицетворяет собой новой мышление. Возникает такой момент, который связан в первую очередь с противостоянием нового и старого. Не просто великий художник, а великий мыслитель, представитель нового направления в мышлении и старое, как говорится, часть которая представляет старое мышление, они стоят на дороге, они стараются как-то унизить то, что сделано людьми. Вот этот момент борьбы нового и старого в центре которой оказались имена великих, их наследие и на гребне которой мы оказались сами. Ну, другой вопрос, кто достоин был этого места, кто нет, это уже другое дело.
Дело в том, что наибольшим нападкам подвергаются те, кто нарушает устоявшуюся традицию, привычное теплое существование, кто замахивается на что-то, как бы когда-то святое, но в данный момент утерявшее свое значение. Вот это, конечно, тоже имеет свое значение.
Еще один момент, связанный вот с этой борьбой. Если, предположим, люди, ведь сейчас происходит интересный момент смены социологического мироощущения на космическое мироощущение. Вот собственно в этом пространстве происходит то, о чем я сейчас говорю. Я говорю о сплошной массе, которая не любит великих, но вместе с тем я хотела бы сказать, но тех, которые, как говорится, имеют свою кочку зрения. И которые объясняют, предположим каким образом и что собой представляла Центрально-азиатская экспедиция, и говорят о том, что только шпион советский мог пройти такую экспедицию. Вот вам такая интересная кочка зрения.
Дальше. Что этот человек нес какие-то замыслы глобального порядка, связанные с политическими моментами. Они просто не представляют, что великий человек может это делать, ибо он делает это во имя высокой цели. Низкомыслящим это не доступно и поделать здесь ничего нельзя, потому что каждый великий человек он является зеркалом для нас, мы в нем отражаемся в истинном своем свете. И человек клевещащий, предположим на Николая Константиновича или Елену Ивановну он просто является, обладает теми качествами, о которых не хотелось бы даже говорить. И он, отражаясь в них, не может этого перенести. Зеркало очень ясное и точное.
Я хочу привести ряд примеров вот этой клеветы. Интересная вещь получается. Дело в том, что в свое время Николай Константинович и Юрий Николаевич во время манчжурской своей экспедиции оказались в Харбине. Харбин центр русской эмиграции, пространство очень противоречивое само по себе, где столкнулись интересы великих держав, разных держав, таких как Советский Союз, Япония, Китай и т.д. Харбин, который был нашпигован, если можно выразиться так, представителями всех разведок, Харбин, где больше всего было советских разведчиков. Вот сейчас вышла книга, написанная Максимом Дубаевым, как раз вот об этом периоде и называется она “Харбинская тайна Рерихов”. Книга очень хорошая в том отношении, что мы можем проследить как бы истоки зарождения той клеветы. Но объяснить, почему Харбин оказался истоком, мы можем, а вот каким образом это сюда перекочевало, это уже труднее. И Дубаев собрал большой материал газетный материал, процитировал книги, и надо сказать, что этот газетный материал дает представление о природе клеветы, которая была в Харбине направлена против Рерихов.
Дело в том, что Рерих впервые соприкоснулся столь тесно в Харбине с пространством русской эмиграции. Там он отстаивал свои идеи, идеи эволюции человечества, идеи Знамени мира и Пакта Рериха, и вызвал раздражение ряда других организаций, разного рода, и монархических, и тех же эмигрантских, и вызвал раздражение православной миссии в Харбине, и, наконец, фашистских организаций, которые там уже существовали. И, читая это, я вдруг нахожу, что вот, ну, клевета, она ведь конкретна всегда, не просто клевещут абстрактно, а в чем-то обвиняют. Так вот то, в чем обвиняли в 30е годы, а экспедиция манчжурская проходила в 34-35 году, Рерихов, один к одному соотносится с тем, в чем обвиняют сейчас Рериха. Это Рерих шпион советский, это Рерих сатанист, это миссия православная, это Рерих розенкрейцер, Рерих масон и т.д. Вплоть до того, что совпадает в таких вещах, что придумать невозможно нашим, кто пишет об этом. Рериха обвиняли в том, что он якобы распространяет слух о том, что он есть воплощение Сергий святого. Вот такая клевета.
И в книге майора МВД Кривельской мы находим тоже самое обвинение, а вот Рерих считает, что он воплощение святого Сергия. Я хочу подумать каким образом это соотнеслось, когда такие конкретные вещи говорят. Когда говорят масон, ну в масонстве обвиняют всех неугодных людей, может совпадение быть, даже розенкрейцер может совпасть, не совпадает шпион, конечно, советский, но вот эта придумка о том, что Рерих говорил, что он воплощение святого Сергия, здесь по-другому не прокомментируешь, это есть как есть. Ну, так вот Кривельская это повторяет. Поэтому задумываешься над тем, откуда это? Каким образом это попало к Кривельской, полуграмотной тете, извините меня за выражение, которая написала книгу против Рериха, собрав все домыслы и клевету, которая была опубликована дьяконом Кураевым, она его почитатель, а он был ее помощником в думе, когда она была депутатом. Тут все ясно.
Вот два источника может быть для этого. Источник, предположим, американская пресса. Американская пресса в 30х годах повторила все как эхо, вот эти домыслы и опубликовала. Но я далека от мысли, что люди, которые распространяют этот слух, сели над американской прессой 30х годов, пропахали и нашли, и использовали. Те, кто пишет об этом люди, которые к научному исследованию не способны. Но способны кое-что повторить. И второй источник, это архивы наших спецслужб. Потому что, безусловно, этот материал, поскольку наша разведка в Харбине долго работала и успешно работала, оказался в этих архивах. Но простите, архивы спецслужб доступны не всем. Туда не каждого пускают, и, кроме того, если даже и пустят, то эти люди не способны работать в этих архивах, они перевирать их способны, больше ничего. А представьте себе, кто-то принес этот материал и передал для публикации. Кто? На этот вопрос я даже предположительно не могу ответить.
Ведь, в конце концов, наши спецслужбы и архивы спецслужб, это государственные учреждения. Тогда я хочу спросить, почему этому государству выгодно клеветать на Рерихов. Я на этот вопрос не могу ответить. Я могу только констатировать, что государство это ни разу не заступилось за Рерихов. Но Рерихи достаточно велики и они известны многим тем, кто представляет это государство, но государство этого не сделало. Это факт и больше ничего.
Но более того, более того, государство пыталось разрушить МЦР в свое время, пыталось отнять у него усадьбу, пыталось отнять у него наследие, которое было передано нам в 90году. Это тоже факт. И почему я говорю государство, потому что постановление об этом было подписано Черномырдиным, премьером, вы об этом знаете. Именно государственное ведомство удерживает незаконным образом коллекцию наших картин, мы сейчас подали на них в суд. У нас не оказалось другого выхода, потому что государство оказалось бессильным, заставить это ведомство что-то сделать.
Ну, что можно сказать, мы сейчас судимся, завтра у нас кассационный суд, но первые два заседания кончились не в нашу пользу, нам отказали в иске и в возвращении картин. Отказали очень интересно. Вот две стороны, одна сторона представляет все документы, на то, что данная коллекция принадлежит им, вторая сторона никаких подобных документов не может представить. Она даже не может представить актов о приемке коллекции, а коллекция была в 74 году завезена сюда, ну я не буду объяснять вам подробно, у вас в двухтомнике об этом все написано. Даже не может представить актов о приемке этой коллекции. Короче говоря, государственное ведомство, на которое мы сейчас подали в суд, оно не может доказать, что это их коллекция. И каждый раз начинается мистика. Мы доказываем, мы показываем документы, там никаких документов нету, нечего показывать, и кончается все одним и тем же, выносит решение “отказать в иске”. У меня возникает ощущение каждый раз, что мы судимся не за коллекцию картин, а за ту бумажку, которую представил музей востока и где перечислил 382 картины, т.е. 282 картины, а эта бумага, созданная в стенах этого музея, она даже не подписана ни кем из представителей министерства культуры. И кроме этой бумажки у нас ничего нету. Мы трижды просили во время этих двух заседаний назначить независимую экспертизу по картинам. Нам в этом официально отказали, хотя не имели права. Ну, кто имеет право, а кто не имеет, это вопрос чисто риторический для нашего суда, потому что во время заседаний судебных нарушаются многие наши права и не выполняются те правовые нормы, которые существуют в нашем законодательстве. Вот вам такая вещь.
Вот государственная позиция, но можем мы считать, что государство у нас против Рериха, пока нет. Хотя оно у нас государство весьма сложное, это не абстрактная структура, это структура, состоящая из разных людей, и видимо, есть определенная сила, которая чем-то не довольна по части Рерихов, и которая пытается этих великих людей свести, как говорится, с дороги.
Есть еще одни моменты, которые как-то вызывают беспокойство. Дело в том, что в самом рериховском движении, я думаю, мы будем говорить более подробно на Круглом столе, есть люди, которые несмотря на то что музей Рериха и МЦР были практически созданы по инициативе СНР допускают различные нападки на МЦР и на то, что МЦР делает. У нас была такая газета, Горчаков был ее редактором, “Знамя мира” носила название, к сожалению, и эта газета регулярно разоблачала нас всех и последняя ее публикация была… Дело в том, что “Российская газета” во время суда опубликовала большую статью, ее автором была В.Н.Молодцова в нашу защиту и ее опровергали именно в рериховском движении вот этот Горчаков. Ну, я должна сказать, что газета эта вскоре разорилась и оставшаяся команда писала нам письмо такое отчаянное, возьмите нас, мы хорошие. Но мы сказали, нам таких хороших не надо. Так что…
Ну, я хочу напомнить вам, что в интернете создан журнал, называется “Агни”, и в этом журнале… ну, это не журнал, это помойка интернетовская практически. Там вы найдете всю клевету, которая существует на МЦР, я не буду ее повторять.
И посему, вместо того, чтобы защищать МЦР, потому что это все связано вместе с рериховским наследием, с его охраной и т.д. вот такие вещи у нас есть.
Я хочу сказать, наверно все-таки психилогически если рассмотреть, отбрасывая в сторону всякие амбиции и пр. что это такое. Я думаю что, это вот что против МЦР легче выступать, чем против ФСБ, против минкульта, против собственной администрации, которая поносит время от времени тех же Рерихов, спокойно повторяя то, что пишется в этой желтой прессе и в этих непорядочных книгах против Рерихов. Против них бороться трудно, а вот есть желание против побороться, мы им не отвечаем, у нас достаточно своей работы. И вот эта трусость и безответственность, которую мы имеем в нашем же рериховском пространстве, она вызывает и беспокойство и крайнее сожаление.
Ну, я уже не говорю о том, что у нас рериховцы могут вмешиваться в кадровую политику, писать о том, что вы кого-то там уволили не правильно, возьмите обратно, или возьмите того человека, а не другого. Ну, мы не являясь, как вот у нас время от времени говорят центром рериховским, но центром в каком смысле, мы помогаем им, то что у нас выходит, то что мы делаем эти конференции, лекции, мы ими не руководим и мы ни разу себе не позволили влезть в кадровую политику того или иного общества. Вот такие вещи у нас есть.
Ну, дальше я бы хотела бы упомянуть о том, что в том же рериховском пространстве есть ряд ученых, дипломированных, остепененных и т.д., которые тоже со своей кочки зрения объясняют ряд моментов связанных с творчеством и жизнью Рерихов. Например, есть у нас журнал “Дельфис” который регулярно проводит конференции, или вернее пресс-конференции в доме журналистов, и где они предоставляют вот для такого рода ученых трибуну. С нее выступает Владимир Россов, который обвиняет Рериха в том, что он во время манчжурской экспедиции имел задание создать в Сибири новое государство. При чем архивные материалы этого не подтверждают, но это его точка зрения. Так он считает.
Это, собственно, так же относится и к другим людям, которые оказываются в нашем пространстве, это вот Лариса Дмитриева, которая пишет книги искаженные о Блаватской и которую начинают защищать значительная часть рериховцев, которые не могут понять, а что это такое.
Дальше, у нас есть и философы, которые с нами сотрудничали и были сами рериховцами. Это Сергей Аблеев, я должна о нем упомянуть, он защитил не давно докторскую диссертацию. Как это произошло, наверно, уже всем известно, мы сделали рецензию на эту докторскую диссертацию. Подписана она была двумя докторами философских наук и мной. Эта диссертация была посвящена концепции в Живой Этике эволюции человечества. В результате, я долго не хочу об этом говорить, эта концепция оказалась концепцией самого Аблеева. Он пытался все время онаучить эту Живую Этику и онаучил ее уже так, что ее узнать нельзя. Он исказил многие моменты, он говорит о… этой самой эволюции, отвергнув совершенно великие законы Космоса, о которых много говорит Живая Этика. Ну, я говорю подробно не буду говорить об этом, я скажу, почему я обратила внимание на это, потому что ведь это докторская диссертация, которая может быть опубликована. Она будет опубликована и пополнит собой количество книг невежественных, книг, сбивающих с толку тех, кто пишет и занимается Живой Этикой. Вот это то, что нас заставило обратить внимание рериховского движение на существование такого труда. Ну, что же касается присвоения докторской степени, то это не наш сюжет, наш сюжет по существу разобрать и отрецензировать эту докторскую диссертацию.
Ну, неудача с докторской диссертацией, она в значительной степени у Аблеева была связана с его нравственным уровнем. А нравственный уровень такой, он пишет в докторской, что главным центром изучения Живой Этики являются две организации, в которых он участвует активно в Туле. О том, что существует Музей, о том, что существует МЦР, что существует богатейшая литература, проходят конференции международные в МЦР об этом ни слова. Он – Аблеев, руководитель всего этого. И более того могу сказать, что Аблеев рериховец, он же ходил здесь все время, он посещал наши лекции, наши конференции, он был здесь, он читал нашу литературу. И ничего, он даже не упомянул о них. И вот этот уровень нравственный, он в значительной степени и обусловил неудачу, я считаю, что это неудача, вот этого труда. Потому что, ну, есть такое, я бы сказала, такая закономерность, что способность наша к творчеству связана прямопропорционально с нравственным нашим состоянием, с состоянием нашего сознания. Вот когда нравственное состояние недостаточное то и результаты исследования, и результаты творчества оказываются такими как оказались у Аблеева.
Еще один момент, связанный с философией, но уже как говорится, за пределами, рериховского движения. Я понимаю, что философы, среди них много и талантливых, и способных, и написавших много трудов. Есть затруднение, вот выходит на сцену культуры планеты новая философская система. Наши философы воспитывались, как известно, в дни не лучшие и, как говорится, у них уже определенные традиции сложились, определенные стереотипы, определенная попытка всегда разнести по полочкам и каждой полочке поставить этикеточку. И когда такие философы встречаются с Живой Этикой, они заинтересованы этим, они стараются подходить к ее изучению со старых традиций. Вот этого социологического мировоззрения, не космического. И большинство из них пишет, вот Живая Этика это эзотерическое учение. Эзотерическое учение это закрытая система знаний. Кто может назвать Живую Этику закрытой системой знаний, думаю, что никто. Она открыта полностью большому и широкому количеству людей, которые интересуются космической эволюцией человечества. И другого, как говорится, у нас нету. Другое дело, что Живая Этика, как говорится, использовала опыт эзотерики, но сама при этом не является эзотерической системой. Вот еще один момент, о котором я бы хотела сказать.
Подробно я об этом не хочу говорить, у вас есть то, что нужно в наших работах, в заключение моего доклада или сообщения я бы хотела сказать, что есть люди, есть организации, довольно солидные, которым Рерихи и их философские идеи мешают спокойно жить. И поэтому они на них клевещут, лгут, пытаются их вымазать и принизить их великое значение. Чем больше принижен великий, тем выше себя чувствует принизивший. Другого способа стать выше у него нет, только этот. Ибо только растущее сознание человека делает его выше. Сознание же раба не знает другого метода. Рериховцы так мало защищают тех, кому следует, тем, кем восхищаются и которых считают выше себя, потому что стоят на так называемой позитивной позиции. Это еще одна причина. Суть ее в том, не будем обращать внимания на клеветников и очернителей, а станем больше писать, говорить и рассуждать о Рерихах, мы же интеллигенты. Я могу сказать, вы не интеллигенты, вы трусы и люди с вялым духом. Я имею в виду не всех сидящих передо мной, но многих. Ведь, в конце концов, можно и писать и рассуждать, но можно и защищать. Разве это одно другому мешает? Так пишите и защищайте. Сколько раз Елена Ивановна Рерих давала отпор пачкунам…(сбой записи при смене кассеты) нашей эффективной защитой, то кто же мы тогда? Сидящие с рабской покорностью, ждущие, когда это за нас сделает кто-нибудь другой? Или само все рассосется? Но такого не бывает. Мы с вами оказались на гребне великой борьбы, борьбы нового со старым. Света с тьмой. Борьбы добра со злом. Так будем же достойны этого тяжелейшего и почетнейшего места. На такое место нет права ни у трусов, ни у предателей, ни у слабодушных. И чем дальше, тем больше поток космической эволюции будет сбрасывать вниз тех, на кого опираются силы тьмы и зла, и тем шире будет водораздел между тьмой и светом. Настало время великого отбора, и вы, которые так или иначе соприкоснулись с наследием Рерихов, должны понимать, что это не абстракция, это все происходит в реальной жизни. И надо уметь увидеть все это собственными глазами, осознать свой долг и свое место во всем этом. И еще надо понять, что защита великих имен и великого наследия, есть форма нашего участия в великой битве света и тьмы. Это сейчас наша главная задача. Время пассивного выжидания и клубных мероприятий в узком кругу кончились, защищая бесценное наследие Рерихов, их великие имена, мы работаем во имя будущего, во имя нового мышления и нового знания. Перед нами стоит цель эволюционного масштаба, мы обязаны это осознать и начать действовать, а не вести пустые разговоры, прикрывая ими свою неспособность быть гражданами, мужественно отстаивающими будущее страны.
Благодарю за внимание и за терпение с каким вы выслушали то, что я говорила.
 
 
Hosted by uCoz