DANIEL ENTIN

 

319 West 107 Street

New York NY 10025

25 ноября 1996 г.

Д. ЭНТИН - Л. ШАПОШНИКОВОЙ

Дорогая Людмила!

Я долго не отвечал на Ваш факс с текстом Вашего ответа на мой доклад на конференции. Не отвечал я потому, что ждал получения не только текста от Вас, но и того, что говорилось Вами непосредственно на конференции и было записано на магнитофон, а затем на бумаге - дословно. Сейчас у меня есть оба текста, и разница между ними говорит о многом.

Для меня остается полной загадкой, почему Вы решили атаковать меня публично, - без всяких видимых к тому причин? Ваш ответ на мой доклад был именно атакой, а не разумным, рациональным ответом. В Ваших комментариях было много утверждений, с которыми я могу спорить, - но это не имеет смысла. Вы добились своей цели - устроить мне "разнос" на конференции. Очень жаль, ибо тем самым был разрушен мост дружбы, соединявший нас в течение четырнадцати лет. Даже когда между нами были разногласия (а такое случалось часто), и даже когда Вас выгнали из своего дома Кэтрин Стиббе и Ингеборг Фричи, наши старейшие и важнейшие члены Совета директоров, - даже тогда я принял Вас в Музее как друга и коллегу, работал с Вами, предоставил в Ваше распоряжение все, что Вы хотели, из наших архивов.

И вот сейчас Вы искажаете и перевираете сказанное мной, чтобы напасть на меня. Почему Вы заявили, что удивлены моим отсутствием на "круглом столе"? Почему Вы намекнули присутствующим, что я как бы постарался избежать этого? Вы прекрасно знали заранее, что я не смогу присутствовать, - за несколько часов до этого я предупредил Вас, что у меня был билет на самолет в Самару именно на время, в которое собирался "круглый стол".

Почему Вы настаивали на русском гражданстве Рерихов после революции, прекрасно зная, что такой статус в то время уже не существовал? Существовало только советское гражданство, и Вы это знаете. Вы знали, что документ, на который Вы ссылались как на выставленный в Вашем музее, и другие документы из Ваших архивов, называли Рерихов "русскими" только потому, что в то время Советский Союз не был признан международно, и всех беженцев тогда называли "русскими". После установления Советского Союза на международной арене и его признания другими странами существовало только Советское подданство. И Вы знали, что этого подданства у Рерихов не было, и что в 1926 г. Чичерин настаивал на том, чтобы Рерихи приняли советское гражданство, но они отказались, - как я и рассказал об этом. Заявлять, что они всегда были Русскими гражданами, - а это строго юридический термин - а не русскими в душе, по крови, по духу, что правда, - это просто абсурд!

Вы решили напасть на мои "интерпретации", и в то же время игнорируете тот факт, что большая часть из сказанного мною подтверждается документами и прямыми цитатами. Вам следует помнить, что, в отличие от вас, у нас существует долгая и обширная устная история, сопровождающая Учение. В этом отношении сами Рерихи оставили огромное наследство: дневники (как их самих, так и их учеников), большое количество корреспонденции (многое из этой переписки у вас есть, но многого и нет), и многое из того, что они говорили своим ученикам устно, что позже было передано нам.

Вы можете спорить с тем, что я говорил, но Вы не имеете права и не должны обвинять меня в невежестве, как Вы сделали. Комментарий Рерихов против национализма я процитировал из дневников З.Г.Фосдик, а она его описала так, как ей было сказано, когда они вместе были на Алтае, и термин "национализм" использовали как Рерихи, так и Зинаида Григорьевна.

Вы обвиняете меня в выступлении против любви человека к своей стране, когда я совершенно ясно утверждал как раз обратное. Вы прекрасно знаете, что любить свою страну - хорошо, но когда кто-то начинает верить, что его страна лучше всех прочих, национализм - семя проблем - посеяно. А ведь многие из ваших докладчиков именно так и выступали: "Россия - лучше всех других стран", "Россия - наиболее духовна", "Миссия России - спасти мир, и только Россия может спасти мир". Один профессор даже составил план духовной диктатуры, которая вдохновила бы весь мир на подражание России. Вы и с этим согласны? Если нет - критиковали ли Вы его? Критиковали ли Вы женщину, утверждавшую, что над Москвой существует защитная аура, которая спасет ее, когда все другие города будут разрушены? Спорили ли Вы с женщиной из Италии, которая, в угоду Вам, сказала, что никто на Западе не знает о Рерихах? (Когда я на следующий день вызвал ее на разговор об этом, она была очень смущена, так как знала, насколько неверно и абсурдно было это ее утверждение).

Вы смеялись над тем, что я говорил, протестуя против заключения людьми самих себя в ящики с ярлыками, которые отделяют их друг от друга. Особенно Вы смеялись над тем, что я упомянул пол как один из таких ярлыков. Однако, Вы прекрасно знаете, что мужской и женский принципы -инь и янь, если хотите, - это силы, отнюдь не являющиеся тем же самым, что мужчина и женщина, хотя в популярном, среднем понимании мужчина и женщина представляют их, потому что мужчине ближе мужское начало, а женщине - женское. Однако, любая клетка Вселенной должна обладать обоими этими началами в себе, внутри себя, во внутреннем балансе, чтобы Вселенная могла выжить и существовать в равновесии. И это - именно то, о чем я говорил. Вы это все прекрасно знаете, - и, тем не менее, высмеяли меня.

Есть еще очень многое, о чем я мог бы с Вами поспорить, но ничего из сказанного мной Вы все равно не примете. Вашей целью была отнюдь не дискуссия, не обсуждение этих идей, - Вашей целью было "разгромить" меня. Было бы очень интересно узнать, почему Вам так сильно этого хотелось?

Дэниэл Энтин, Директор Музея Рериха, Нью-Йорк.

 
Hosted by uCoz