Черненко О.Я.
Запись беседы с Вильхельмом Аугустатом, состоявшейся 8.12.01 в Доме журналистов.

 

Недавно нашу страну посетил президент европейской ассоциации “Мир через Культуру” Вильхельм Аугустат. Узнав о нашем журнале и, занимаемой им позиции, г-н Аугустат выразил желание встретиться с нами. Мы с радостью приняли его предложение, и наша встреча состоялась в Доме журналистов на Гоголевском бульваре. Беседа велась через переводчика и, честно говоря, мало напоминала беседу. Мой собеседник говорил так увлеченно, так интересно, открывал для меня многие вещи со всем с другой точки зрения, давал мне понимание того, как видят привычные вещи люди с другой стороны. Это было так интересно, что я больше слушала, только изредка прерывая своего собеседника.

Мы примостились на одном из диванов в коридорах дома журналистов и г-н Аугустат посетовал на собственное безрассудство, так как весь предыдущий вечер прогулял по морозной вечерней Москве и схватил небольшую простуду. Улыбаясь, он сказал, что в свои семьдесят лет все еще остается мальчишкой, на голове лишь косметика времени, а сердце все такое же юное.

Мне было приятно смотреть в его лучистые голубые глаза, видеть приятную добрую улыбку и мне захотелось больше узнать о нем лично. Он охотно согласился и сказал, что в таком случае начнет со своей маленькой истории.

- Я вырос в годы войны, я дитя войны. Я прожил длинную жизнь и за все эти годы я узнал много негативного и отталкивающего в этом мире. Все, что вспоминается мне из детства, это взрывы, бомбы, убийства, убийства, гибель знакомых и близких. Когда я стал взрослее, я стал размышлять о том, что меня окружало, я стал думать о том, на какой же планете я живу? И моя первая реакция была – ненависть к взрослым, я думал, почему они такие, почему они допускают такие ужасные вещи. Поэтому я был анархист-мятежник, я не хотел никого признавать, ни власти, ни учителей, никого, все были мне врагами.

Когда мне было лет семнадцать-восемнадцать, я повзрослел, стал более серьезным, я понял, что должны быть какие-то другие пути, надо лучше понять это мир, и для этого надо многое узнать. Я задавался теми вопросами, что и большинство людей, есть Бог на свете, или нет его, существует жизнь после смерти или нет. А если люди после смерти продолжают жить, то, что это такое, как эта жизнь продолжается. Почему наш мир такой, а не иной, и что его делает именно таким. Наверно, у каждого такие вопросы возникают, когда он становится взрослым. Я стал интересоваться этими глубинными философскими вопросами и поэтому обратил свое внимание на разные религии, которые меня окружали. Я сравнивал, что такое католицизм, протестантские верования, что такое православие, что такое всевозможные секты, которые существуют в христианстве. Затем я окунулся в древние культуры, которые очень сильно завладели моим умом, и некоторое время я считал себя платонистом.

К счастью Австрия очень демократичная, открытая страна, это нейтральная страна, после войны особенно, и путь к знаниям любой страны, любой философской системы в мире был возможен. Я стал больше и больше понимать, что происходит в этом мире. Но, тем не менее, эти знания не заполняли моего сердца, я все время оставался одиноким, не нашедшим себя и своего места в этом мире. Я никогда не был верующим в полном смысле слова, но в то же время не могу сказать, что я был не верующим. Таким образом, я был все время в противоречии со своим сознанием и со своим духом.

И где-то в возрасте 21-22 лет я познакомился с учением Е.П.Блаватской. Я стал теософом и серьезно занимался этим учением. Но после анализа того, что происходило в теософском движении, всякими претензиями философских школ и других теософских течений, я пришел к Агни Йоге.

- Г-н Аугустат, так это было разочарование в теософии, и поэтому вас привлекла Живая Этика?

- Нет, совсем нет. Я сумел разделить данное нам учение и то наносное, что внесли в него люди. После смерти Елены Петровны Блаватской теософское движение практически разрушилось, оно перестало существовать вплоть до 1914 года. Одним из деструктивных элементов был Рудольф Штайнер, другим Лидбитер, затем Алиса Бейли после первой мировой войны захватила достаточно большой кусок знаний, как бы прихватила их подмышку и ушла с ними в сторону, противоположную той, что указывала сама Е.П.Блаватская.

Если брать все остальные годы второй мировой войны, то это была глобальная катастрофа для всего человечества, и единственным светочем в этом мраке был Пакт Рериха. Николай Константинович сумел в те годы создать свою ассоциацию, главным образом в Прибалтийских республиках. Там, вы знаете, была создана группа, которой руководила Е.И.Рерих через переписку с ними из Гималаев. Поэтому всю эту переписку можно назвать заочной школой для людей, которые жили в разных местах, и получали от нее инструкции по самым насущным вопросам, которые давали возможность лучше понять передаваемые ею знания от Учителей.

После второй мировой войны, после ялтинских соглашений, мир был разделен между Вашингтоном и Москвой, обе стороны, хотели они этого или не хотели, превратили свои лагеря в духовные тюрьмы. И то, о чем мы сейчас говорим как о духовной эволюции, было практически остановлено. В Прибалтике Сталиным было закрыто рериховское общество, не просто закрыто, разгромлено. Спасаясь от сталинских репрессий, оттуда в Австрию эмигрировали двое людей, г-н Хофмайстер, и д-р Ренс, латыши по гражданству, но немцы по национальности. Они были членами группы Е.И. Рерих и привезли в своем багаже книги Агни Йоги.

В тоже время в Австрии появился замечательный человек, основатель философско-натуралистического движения Леобранд, его полное имя Леопольд Брандштетер. Этот человек уже в 1947 году возглавил движение против ядерной бомбы, ему принадлежит много этических, философских трудов, общественных мирных инициатив. И эти два эмигранта из Латвии встретились с Леобрандом и стали сотрудничать. Наверно, это был 1949-1950 год. В это же время познакомился с Лео Брандом и я, с тех пор этот человек стал моим Учителем.

Леобранд имел большую переписку с Еленой Ивановной Рерих и получал от нее прямые указания вплоть до 1959 года, когда Е.И.Рерих покинула этот мир. Таким образом, в Австрии с 1950 года началась поистине огромная работа над книгами Агни Йоги. Поэтому для меня первым уроком был перевод книг Е.И.Рерих на немецкий язык. Это было не так просто, были созданы три группы, которые этим занимались, потом сравнивался перевод и выбирался самый лучший вариант.

Кроме того, был получен приказ, начать работу по выпуску подготовительной литературы для школ изучения Живой Этики. Одно из главных указаний было выбрать из Учения параграфы, касающиеся психической энергии. Необходимо было их предметно расположить, построить определенную структуру и одновременно создать научный комментарий этой большой теме, который смог бы заинтересовать современных ученых.

Леобранд написал для начинающих лекции по основным темам Живой Этики, первые из этих лекций были напечатаны в 1953 году. Всего у него получилось 36 лекций.

Затем, собрав воедино материал из трудов Е.П.Блаватской, Живой Этики, писем Махатм, писем Е.И.Рерих, этих 36 лекций Леобранда были составлены два больших учебника для тех, кто желает познакомиться с Учением Агни Йоги. Создав эти учебники, Леобранд смог открыть школу для их изучения, которую назвал “Спираль мира” (welt spirale). И я стал учеником в этой школе.

Таким образом, будучи в теософском движении, я соединил воедино эти учения и стал изучать их вместе. Теперь я сам как музейный экспонат, который в течение 50 лет изучает это Древнее Знание и пропагандирует его.

Принципы работы этой школы такие, какие рекомендовали нам Учителя, если ученики самостоятельно стремятся к знанию, воспринимают его, способны к вмещению даваемого материала, то они учатся и дальше. Если хочешь, то ты это учишь, если тебе это не нравится, то ты уходишь. Также и в любом университете: если тебе это надо, ты получаешь знания, если нет, ты даже и не приходишь туда.

Кроме того, структура школы многоступенчатая. Там проводится много семинаров для разных категорий людей: начинающих, продвинутых, желающих глубоко изучать предмет и тех, кто посвящает этому всю свою жизнь. За все годы своей деятельности Лео Бранд все время создавал все новое и новое, совершенствовал формы своей работы.

Я не только там учился, но потом стал работать в этой школе вплоть до 1968 года, пока не умер Леобранд.Своим решением он назначил меня руководителем школы, и это стало для меня делом всей моей жизни. Передо мной стали большие проблемы, прежде всего, было много литературы, в основном на русском языке, которую необходимо было перевести. Необходимо было много издавать литературы, проводить культурные мероприятия, денег требовала и школа. И встал вопрос, откуда брать для этого деньги?

После раздумий и безуспешных попыток я понял, что только я сам могу это делать, издавать книги и вести всю работу только за свои деньги. Я стал управляющим, стал заниматься бизнесом, деньги можно было только заработать. Я попытался ввести принципы Живой Этики в свою повседневность, вести свои дела, опираясь на ее идеи. У меня был прекрасный повод проверить, насколько эти идеи совместимы с практической деятельностью. Я стал менеджером ведущей крупной компьютерной компании. Если говорить в общем, то это сработало очень хорошо, дела у меня пошли.

Я по делам бизнеса много путешествовал, посещал США, страны запада и востока, приезжал в Москву. Так я стал космополитом. У меня один глаз был направлен на дела, а второй на дух, на развитие школы, на рериховские дела. Поскольку Австрия находится на рубеже Востока и Запада, то я мог видеть и то и другое, я мог сравнивать и выносить свое собственное мнение.

Когда Горбачев открыл границы, я через своих друзей создал Ассоциацию “Мир через Культуру” в Европе.

- Г-н Аугустат, расскажите, каким образом вы ведете свою деятельность, какие формы, структуру организацию она имеет? Как осуществляется ее руководство?

- Основа – школа “Спираль мира”, которая состоит из нескольких ступеней. Первая ступень открыта всем, на семинары приходят все желающие. Их цель ознакомиться с Живой Этикой через 36 лекций Леобранда. Если после этих семинаров студенты желают ознакомиться с Учением более глубоко и способны к вмещению дальнейшего материала, то они переходят на следующую ступень, изучают духовные учения и т.д. Все зависит от желания и устремления самого учащегося. В школе всего два преподавателя, я, и сын Леобранда Рейнгольд, полное имя его Рейнголь-Мария Штангль, очень симпатичный человек.

Затем проходит железная стена, которая отделяет школу от нашей основной деятельности – основной организации “Мир через Культуру”. Здесь никакого обучения нет, но здесь обязательным условием деятельности лежат принципы созданные Н.К.Рерихом накануне второй мировой войны. Это главное условие. Мы стараемся дать материал всем людям, которые стремятся к этим идеалам, но как они его вмещают, насколько это у них получается, здесь уже только их личное дело. Основные принципы в этой работе – ненасилие, самоответственность, и все принципы, которые идентичны основным духовным принципам. Поэтому эта ассоциация и называется рериховской.

Наша задача не состоит в том, чтобы в Африке, Латинской Америке или других частях мира были последователи Рериха, в каждой стране есть свои Рерихи, свои Махатмы Ганди, свои Учителя. Ассоциацией ведется широкая культурная деятельность, цель которой внедрение Культуры как основы жизнедеятельности людей. Я не буду повторять все, что говорил об этом Рерих, что об этом говорят Учителя, это вам все и так известно. Поэтому мы видим цель своей деятельности в исправлении общей культурной ситуации, что является единственным спасением нашего мира.

Школа “Спираль мира” является основой, генерирующим центром, именно наши самые активные ученики возглавляют все направления работы Ассоциации. И совсем не обязательно, чтобы все остальные добровольные сотрудники Ассоциации были последователями Учения Живой Этики, важно то, что они трудятся в указанном этим учением направлении. Каждый принимает участие в общем труде по мере своего сознания.

В СССР Горбачев открыл границы и в Россию пошли потоком Знания, многие стали идентифицировать себя с Учением Агни Йоги и это создало много перекосов. Но опыт показывает, что из 100 процентов последователей Учения только процента 2-3 по-настоящему и глубоко проникаются его идеями, и нет никакого смысла насаждать всем остальным людям высокие и глубокие истины этого Учения. Как показывает опыт, именно не готовые к вмещению новых идей люди, попросту приспосабливают их под себя, профанируют их.

В России получилось так, что те люди, которые попытались вникнуть глубже других в Учение Живой Этики, стали диктовать свою волю всем остальным, указывать им, что и как надо понимать и как надо что-либо делать, даже если эти люди просто интересуются культурой и духовными учениями. Эта небольшая часть решила, что ими все постигнуто, и они имеют право влиять на абсолютное большинство и даже командовать ими.

Я на прошлой неделе совершил большое путешествие по Украине, я был в Донецке, Полтаве, Днепропетровске и там все возмущены диктатурой, которая идет из Москвы. Они хотят сотрудничать друг с другом, вести обсуждения, проводить совместные мероприятия. А из Москвы идут указания с кем дружить, а с кем нет, им говорят, что эти плохие, а эти хорошие, с этими дружите, а с теми не связывайтесь. Моя точка зрения такова, все эти люди, которые считают себя утонченными знатоками идей Учителей, пусть они живут своими представлениями, но пусть они не влезают в жизнь остальных людей, в широкое мировое, культурное движение, которое связано с Рерихами и другими великими мыслителями. Пусть эти несколько процентов набирают своих учеников, учат их там чему им хочется, но пусть они не учат весь мир. Если их ученики придут в эту общую группу, ведущую широкую культурную деятельность и будут вести общую полезную работу вместе со всеми, то будет очень хорошо. Но они не должны приходить в общественные организации и не должны говорить, что читать и как надо думать. Эти шапки не носить, и вот эти штаны не хороши!

Именно поэтому у нас в Австрии школа отделена от широкой общественной организации, да и сама школа, как я уже говорил, многоступенчата, мы только помогаем тем, кто нуждается в этом и сам выражает желание и волю.

- Вы знаете, г-н Аугустат, я подумала о том, что при этом наш московский Центр называется международным. Как же обстоят дела у последователей Учения Агни Йоги в Европе, и как влияет на развитие идей учения наш Центр?

- Мы должны понять вот что, по-настоящему знающих людей, кто такой художник Рерих очень мало. По-настоящему знают Рериха как духовного лидера только в вашей стране, но и здесь для большинства Н.К.Рерих это духовный ведущий, философ, также как и А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой и т.п. В других странах Европы и Америки знают в лучшем случае Рериха только как художника, или почти ничего не знают. Другая страна, где Рерих известен в достаточной степени и особенно как человек способствующий сближению народов, так называемый духовный политик, это Индия. Ничего подобного больше не существует ни в одной стране, включая США. Третий блок, где идеи Живой Этики имеют свое развитие это территория, говорящая на немецком языке, благодаря нашей деятельности. Образ Рериха как духовного лидера знает очень небольшой процент людей, а само Учение Живой Этики и того меньше. Поэтому, если вы возьмете все движение в международном масштабе, то вы не найдете обстоятельств, которые могут поддержать претензию Людмилы на международность.

Но при всем этом, мы смотрим на Россию как ее друзья, мы считаем, что Людмила при всем этом провела очень важную работу. Мы вынуждены принимать то, что здесь сложилось, мы вынуждены признавать и черное и белое, и готовы даже сотрудничать при этом, имея свое ясное представление о настоящем положении дел. К моему огромному сожалению, если посмотреть на то, что же доминирует в этой деятельности, что превалирует при этом, то черное все же перекрывает белое.

- Г-н Аугустат, в письме С.Н.Рерих “Медлить нельзя” пишет: “Деятельность Центра, таким образом, будет иметь по необходимости и внутрисоюзный аспект, и международный. Как часть этого второго аспекта мне видится установление связей с обществами Рериха за рубежом, с Музеем в Нью-Йорке, с движениями "Знамя Мира" и "Мир через Культуру"”. С вами разве не установлено было сотрудничество? Ведь вы ведете очень большую рериховскую работу.

- Это сотрудничество можно назвать нулевым. Более того, оно даже не нулевое, оно оппозиционное, все направлено на то, чтобы очернить нас, и меня лично. Если бы они хотя бы не трогали нас, не мешали бы нам в нашей работе, то это уже была бы большая помощь! Разве не такое же положение и в отношении Нью-Йоркского музея?

Когда еще был жив Валентин Сидоров, я убедил его провести конгресс единения всех сил приобщенных к Рерихам. Люди откликнулись со всего Союза, и в мае 1994 году состоялся Объединительный рериховский съезд, проводившийся по инициативе Международной ассоциации “Мир через Культуру”. Не откликнулся только МЦР. Я сам позвонил Людмиле по телефону, разговаривал с ней, но она категорично сказала - нет. Я не остановился на этом. Я взял такси и поехал к Людмиле. Я сказала ей, Людмила, вы должны обязательно прийти на эту встречу, мы должны определить с вами ту формулу, которая должна определить на будущее нашу работу, нашу деятельность. Это очень важно для дальнейшего сотрудничества. Я сказал ей, что на этом конгрессе она может говорить столько, сколько хочет, может говорить все, что хочет. Я сказал, что я готов взять на себя все расходы, которые она может понести на этом конгрессе. Она сказала, что она ни в коем случае не придет, но она пошлет делегацию. Я был доволен даже таким маленьким результатом.

На следующий день эти люди пришли на конгресс и в наступательной, глупой фанатичной форме буквально набросились на делегатов конгресса. Их выступления несли в себе заряд сильнейшей эмоциональной агрессии. Это рассердило всех присутствующих. Это было настолько возмутительно, это была такая эмоциональная перегрузка, что наш генеральный секретарь Василицкий не смог этого перенести, у него был сердечный приступ, и он умер на следующий день. Несмотря на то, что мы не очень верили в это предприятие, мы пытались всеми силами, каким-то образом соединить наши усилия с МЦР, чтобы работать вместе. Ничего не получилось.

- К сожалению, это действительно так, и эти тенденции в наше время получили полное развитие. Наш Центр воспринимает весь мир как лагерь врагов. Я размышляла над этим, ведь многие люди видят весь негатив, который идет оттуда, но их удерживает и даже парализует то, что там находятся великие реликвии для каждого рериховца – архив, и то, что мы определяем одним словом “наследие”.

- Моя позиция по этому вопросу высказана неоднократно и не изменилась. Ни Е.П.Блаватскя, ни Рерихи не жили для того, чтобы иметь счета в банке, они жили для человечества. Семья Рерихов оставила все свое наследие всему человечеству. Я понимаю, что мой ответ звучит абстрактно, кто-то должен нести ответственность за сохранность. Поэтому я уверен, поскольку Рерихи были людьми русскими, то все должно принадлежать русскому государству, и быть открыто любому человеку.

Но вот что я хотел бы добавить к ранее мной сказанному. Я много путешествую, общаюсь с людьми из разных стран, особенно внимательно присматриваюсь к молодежи. Современная молодежь не интересуется ни историей, ни высокой Культурой. Они вообще мало размышляют. В Европе рассказ о Рерихах не вызывает у них никакого отклика. С изменением политической ситуации в вашей стране тоже стали прорастать эти ростки равнодушия и безответственности. Не только молодежь, но и люди более зрелые больше думают о своем счете в банке, своем материальном положении, они стараются не замечать разрушающих тенденций вокруг себя. Они как бы разочаровались в высоких морально-этических ценностях, которыми все мы жили. Небрежение, пассивность. Еще немного времени назад это было бы невозможно, а сегодня судьба наследия никого не интересует. Не интересует то, как развивается и в каком направлении идет становление самого Учения. И люди из МЦР пользуются этим фактором. И не то, что существуют перекосы и искажения в московском Центре вызывает самое большое опасение и огорчение, а именно существующая безответственность и небрежение, равнодушие людей.

К моему большому сожалению, наше время подошло к концу, и г-на Аугустата ждали другие люди, мы должны были расстаться. Мы обменялись своими адресами, наш переводчик воспользовался паузой и сбежал в буфет, чтоб немного отдохнуть до следующих посетителей. Г-н Аугустат тепло взял мои руки в свои, мы знаками и отдельными известными нам словами прощались с ним, и по русскому обычаю доброжелательно расцеловались.

Я шла по морозной Москве, и меня все еще согревало тепло и благожелательность моего недавнего собеседника.

 

Hosted by uCoz