Черненко О.Я.

Доклад

Международная научная конференция

"Вклад семьи Рерих в мировую культуру", посвященной 130-летию со дня рождения Н.К.Рериха и 100-летию со дня рождения С.Н.Рериха

6-8 октября 2004 года

Государственный музей Востока

"Агни Йога - сегодня"

Огромный вклад семьи Рерихов в сферу Культуры признается всеми. Это уникальная семья. Двое из этой семьи, отец и сын Святослав, стали всемирно известными художниками, академиками. Юрий - известный тибетолог. Мать - автор нескольких книг. Их культурное наследие состоит из огромного числа прекрасных картин, научных трудов. А результатом их вклада в область духовных исканий человечества явились книги учения Агни Йоги, или Живой Этики.

Учение Живой Этики в последние десятилетия  притянуло к себе большое количество последователей. Его идеи увлекают и вдохновляют к творчеству и созиданию, как рядовых членов общества, так и  ученых с известными именами, культурных деятелей, политиков. Думаю, не ошибусь, если выскажу предположение, что привлекательность идей этого учения связана, прежде всего, с высоким этическим, нравственным потенциалом, заложенным  в нем. Это  основа Агни Йоги, ее суть, которая выражена во втором названии учения - Живая Этика. Это не простое декларирование этических норм, не назидание и поучение, это живые, творческие принципы, необходимость следования которым указывается как разумность и необходимость следования любому закону природы. А нарушение законов природы всегда приводит к плачевным результатам.

Я не говорю о том, что в каждой книге учения разные люди находят то, что ближе всего им по их мировосприятию, открывают для себя различные аспекты и глубину затрагиваемой области знания.

Несомненно, столь высоконравственное учение должно порождать в душах его последователей самые высокие устремления. И надо признать, что так оно и есть. Людей словно заражает некая высшая энергия, люди стремятся на деле воплотить в жизни идеи Общего Блага, продвижения  прекрасного, способствовать развитию искусства, науки, повышения культурного уровня соотечественников. Люди с большой активностью развивают гуманитарную деятельность, чем, несомненно, облагораживают наш мир. Можно привести много примеров, назвать группы и общества, работающие на ниве просвещения и образования, которые уже воплотили в жизнь немало добрых дел. Это и исследования в самых разных областях знания, проводимые с использованием идей Агни Йоги, и широкая издательская деятельность, развитие музеев, проведение выставок, семинаров, конференций.

Но надо признать и другой, удивительный, хоть и  объяснимый факт - практика показывает, что именно среди последователей учения Живой Этики  проявляются и живут самые негативные и разрушительные тенденции! События последних лет продемонстрировали всем наиболее ярко агрессивность, нетерпимость, ревнивую разъединенность, которая основана на сильной вере в то, что именно данные люди, данная группа идет наиболее правильным путем и под истинным высшим руководством. Серьезность этих проявлений настолько важна, что нам необходимо понять причины их возникновения. Ведь именно в этом истоки настороженного отношения к рериховцам, причисление их к сектантам. Возможно, поэтому и прекрасные идеи учения Агни Йоги не принимаются учеными так, как они того заслуживают.

Знания учения Агни Йоги как расставленные вехи на пути устремленного человека, как маяки, ведущие и поддерживающие его. Но пройти и добыть знание должен сам идущий. К сожалению, понимание именно этого момента часто отсутствует у современных последователей учения Агни Йоги.

Беда современных последователей данного учения именно в неадекватности их представлений. Их главный враг, а важнее всего то, что этот враг становится и врагом самого учения Живой Этики, - это наличие слепой веры, религиозное преклонение, отсюда глубокое убеждение в исключительности, божественности по своему величию идей и мыслей, переданных нам через это учение.

В то же время, в письмах Е.И.Рерих мы читаем: "...Зло всюду одно - нетерпимость и страшная исключительность разлагают все основы. Все председательницы и председатели многочисленных Обществ и Лож одинаково претендуют, без всякого для этого основания, на свое исключительное право на авторитет во всем, что касается Учения, данного Великим Братством. Причем самые ярые среди них желают быть и единственным каналом, через который может проводиться Высокое Учение. Но в скудости мышления своего они забывают, что Великое Братство, стоящее во главе всего человечества, не может ограничить себя одним или даже десятком проводов, приемников. Великое Братство непрестанно работает и действует во благо всего Мира и потому широко пользуется всеми возможностями, чтобы протолкнуть Спасительное Учение....Сейчас же Высокое Учение и Директивы даются через Н.К., но повторяю, что помимо этих главных приемников, находящихся в постоянном сознательном Общении, непрестанно даются Иерархией Света отдельные послания и через другие каналы, и мы знаем такие прекрасные книжечки." (Письмо от 17.02.34 А.М.Асееву).

Учение Агни Йоги в большинстве своем воспринимается сегодня как новая религия, порождающая поклонение вновь обретенным богам.

Это можно понять, так как Живая Этика, особенно при первых подступах к ней, озаряет людей особым светом любви и созидания. Она зажигает в душах людей прекрасные и высокие чувства. И человеку, с такой озаренной душой, сложно понять, как остальной мир может не принимать этой красоты и боговдохновенной прелести.

Кроме того, в текстах самой Агни Йоги заложены истоки такого восприятия учения и отраженного в нем мира.  Но здесь мы не должны забывать о том, что любой свет находит свое преломление в том проводнике, через который он проходит. И личность Е.И.Рерих могла отложить свой отпечаток в данном случае. Мы знаем, что она с детства преклонялась перед Христом, была возвышенно религиозна. Но, скорее всего, само общение рождало в ней столь трепетное отношение к источнику, с которым она была связана.

А в самом учении настойчиво звучит мысль о необходимости самостоятельного прохождения пути, призыв к дерзновенному научному исследованию мира, к творчеству и смелому преодолению узких рамок косного  человеческого сознания.

ЗНАКИ АГНИ ЙОГИ

13. Книга Фомы Кемпийского "Подражание Христу" давно

оценена на Востоке не только по содержанию, но и по значению

названия. При средневековом идолопоклонстве Христу голос Фомы

прозвучал протестом. Из-за стен католического монастыря

раздался голос просветить лик великого Учителя. В самом слове

Подражание заключена жизненная действенность. Формула

Подражание Христу является подвигом дерзания, свойственным

духу сознательному, принимающему всю ответственность

созидания. Именно сознательный ученик дерзает подойти к

Учителю в подражании. Такой пример внес свет во тьму

затхлости и создал за стеною затвора устремление к

действенному дерзанию.

По согбенному сознанию средневековья уместно было бы

сказать - "Поклонение Христу", но восходящий дух дерзал

призвать к подражанию. Каждый шаг благого дерзания должен

сохраниться как веха шествия человечества.

С другой стороны, этот крен в сторону религиозного преклонения может быть легко объяснен и состоянием сознания людей, которые прикасаются к данному учению. Всем нам религиозный путь познания действительности ближе, привычнее, за многие предыдущие воплощения он нами впитан до самых корней. Путь исследования, творчества требует от нас самостоятельности и ответственности, а это большинство из нас привлекает меньше всего. Именно поэтому мы с такой готовностью, с жаром всей нашей души хватаемся за такую привычную для нас религиозность.

Но при этом мы не замечаем, как сами попадаем в собственную ловушку. Как только мы входим в область религиозного почитания, которое в основе своей стоит на приоритете веры  в абсолютную истинность высшего, божественного источника почитания и поэтому по сути своей не допускается возможность выхода за рамки установленных этой верой границ, мы запираем себя  в этом ограниченном пространстве. Как только мы признаем богом, непререкаемым авторитетом некое существо и идущий от него свод идей, описывающих наш мир, то идти нам дальше уже некуда. Все, мы все уже нашли, и все обрели, нам нечего более познавать, нам нечего более искать. А для того, чтобы познавать, продвигаться вперед, необходимо рассматривать предмет с разных углов зрения, сопоставлять, подвергать сомнению, опровергать, доказывать, утверждать. А как вы это сделает, если во всем руководствуетесь указаниями непререкаемого авторитета, бога?

Нам необходимо помнить, Абсолютная Истина столь многогранна, бесконечна, что познать ее нашим ограниченным умом невозможно. Мы можем лишь открывать для себя все новые и новые ее грани. И это дело не одного воплощения. Признавая же абсолютной истиной часть ее, мы неизбежно принимаем мир в искаженном, а иногда и извращенном виде. 

Само понятие веры в данном случае тоже понимается искаженно. Есть вера, которая горами двигает, есть вера, которая спасает и создает новые миры. Но это все понятия теософические, наполненные большим оккультным смыслом. Мы же с вами рассматриваем явление религиозной веры, лучше даже сказать верования, которое рождает в человеке преклонение и является безусловной догмой. И именно такое искаженное представление о самих Рерихах и знаниях, переданных нам Живой Этикой, столь распространено среди современных последователей этого учения.

Кроме того, я думаю, что подобные тенденции в современном развитии Агни Йоги были спровоцированы и вполне сознательно. Большинство наследия Рерихов в нашей стране сосредоточено в руках одной из самых значительных рериховских организаций - МЦР. На самом деле оно находится в музее Н.К.Рериха, но вся деятельность  МЦР направлена именно на решение задач и проблем этого музея, поэтому в дальнейшем мы будем упоминать только МЦР.  С самого начала деятельность МЦР была основана на развитии культа Рерихов, откровенном их обожествлении, нагнетании мистической религиозности в отношении к ним и учению Агни Йоги. Деятельность такой организации как МЦР настолько важна, что необходимо кратко вспомнить его историю с самого начала.

Большинству людей уже известно по документам, опубликованным в интернете, каким образом был основан МЦР. Сколько при этом было использовано лжи, непорядочности. Отзвуки той трагедии звучат и до сегодняшнего дня.

Еще в 1979 году музеем Востока был создан Мемориальный кабинета Н. Рериха, именно здесь был основан центр по приему, хранению и изучению рериховского наследия. Велась серьезная работа по созданию государственного музея Н.Рериха, как филиала музея Востока. Было выпущено постановление Правительства России о создании музея, план его создания был на завершающей стадии. И эти усилия были разрушены, используя атмосферу вседозволенности и откровенного давления силы того времени. Был создан Советский Фонд Рерихов, куда и было вывезено наследие из Индии,  в начале под предлогом необходимости его изучения, с назначением доверенных лиц, а после ухода С.Н.Рериха просто грубо отобрано и увезено. Так была разрушена работа по созданию большого государственного музея Н.Рериха и создан маленький общественный музей под фактически единоличным руководством. Идеи, переданные нам через творчество и труд Рерихов, потеряв свой государственный масштаб, теперь заключены в стенах маленького общественного музея Н.Рериха, откуда идет по усмотрению руководства музея скрупулезная дозировка при отпуске информации, заложенной во всем наследии семьи Рерихов.

Именно там решают, что и когда мы с вами можем узнать, о чем нас можно поставить в известность, а  что не для наших ушей. Таким образом, мы долгое время пребывали в неизвестности о наиболее важных фактах деятельности Рерихов и возникновении самого учения Агни Йоги. Отсюда и непонимание того, как дана была Агни Йога, что это за источник. Какой на самом деле прошли Рерихи путь, чему была посвящена вся их жизнь.

С помощью недомолвок, многозначительных ужимок и важного молчания нас уверяли в том, что божественным существам лучше знать, что и когда нам, неразумным можно позволить знать. Полемика последнего времени на эту тему не выявила ни одного разумного довода в пользу этого утверждения. Если пользоваться здравым смыслом, то понимаешь всю абсурдность этих утверждений. И только потеряв его, введя себя в сферу некоего высшего мистического света непререкаемого авторитета, люди умные и образованные испуганно принимают эти доводы в благоговейном мистическом преклонении. 

Ни один суд не признал право музея Н.К.Рериха  на те материальные ценности, которыми он завладел. Тем не менее он не оставляет своих попыток прибрать к рукам коллекцию картин, которая была передана музею Востока С.Н.Рерихом  уже окольным путем.

Таким же образом, только более грубо и агрессивно повел себя МЦР в присвоении себе авторских прав на все рукописи Е.И.Рерих, которыми они и не владеют. Учение, данное человечеству, теперь будет доступно нам только по разрешению руководства музея Н.К.Рериха.

И, конечно, следует напомнить о регистрации знака «Знамя Мира» в качестве товарного знака общественной организации «Международный Центр Рерихов», который они теперь имеют право ставить на сувениры, бижутерию и т.п. Всем остальным последователям учения, рериховцам, которые посмеют без их ведома использовать этот древнейший знак грозят судами и уже приводят свои угрозы в действие.   

И надо сказать, что случай, подобный нынешнему, в отношении г-на Энтина, не единственный.

После даже такого кратчайшего экскурса в историю и современность всей  деятельности МЦР возникает вопрос - как же так получилось, что такая организация существует уже десятилетие и при этом все расширяет свою деятельность? Как такая организация может быть представительницей рериховского наследия, объединять в своих рядах последователей учения Живой Этики? Но парадокс заключается в том, что она при этом пользуется большой поддержкой многих рериховцев. Не просто моральной поддержкой, а активным сотрудничеством и горячим проведением всех указаний руководства МЦР в жизнь.

Дело в том, что, используя существующее предрасположение большинства людей к почитанию и поклонению, МЦР умело эксплуатирует эти проявления рериховцев. Стоит вспомнить хотя бы компанию "Набат совести". Главным лейтмотивом ее было культивирование возмущения в сердцах людей тем, что попирается святая воля С.Н.Рериха. Да, соглашается МЦР, не оформили в свое время нужных бумаг, да, не все у них сделано по закону, но ведь известна воля Святослава Николаевича. И под этим явно подразумевается, что через него, естественно, и воля самих Великих Учителей, раз все Рерихи принимаются нами сами как божественные учителя.  Одно это предположение рождает в людях некий мистический ступор, уже никто не задумывается, а какая разница в том, где мы с вами будем видеть эти картины? Разве они утаиваются от нас музеем Востока? К ним запрещен доступ? Почему они обязательно должны принадлежать общественному музею Н.Рериха, а не всему народу, так как музей Востока организация государственная.

Почему члены рериховских организаций, люди в большинстве своем образованные, далеко не глупые, искренне и глубоко принимающие учение Агни Йоги, не смеют подать голос против царящей нетерпимости, деспотичности, даже простой невоспитанности и некультурности руководства МЦР и музея Н.Рериха?  Причина опять все та же -  мистический коллапс, рожденный слепой верой этих людей в то, что посланники богов Рерихи, могли передать на сохранение наследие этой семьи только богоизбранному человеку, каким и является, по их признанию,  руководитель музея Н.Рериха. А как посмеешь пойти против высшей воли? Как посмеешь стать подлым кощунником и омрачить свое духовное продвижение, а то и вовсе его лишиться?

Преклонение, слепое почитание и верование, как правило, рождают страх, который и ослепляет даже самых достойных людей. И этот страх лишает их возможности самостоятельно мыслить. О каком созидании и творчестве здесь может идти речь, тем более о научном подходе ко всем явлениям жизни!

Таким образом, нам необходимо осознать, что сегодня уникальное явление Живой Этики низводится до уровня секты. Творчество исследователя, устремленного искателя вырождается в косность, узость, страх, догматизм и раболепие сектанта.

Ничто не умалит величие истинно великого. Этот свет есть, видите вы его или нет. Это как закон всемирного тяготения - можете признавать его, не знать его, не соглашаться с ним, или отвергать - он все равно есть! Анни Безант приводила в пример движущее колесо и муху, которая устав лететь, присела на это колесо. Если эта муха внутри его, в согласии с законом, то ее движение станет намного быстрее и эффективнее. Если же она захочет стать над законом или вообразит законом, например, обод колеса и сядет на него, то неминуемо будет им раздавлена. Вы можете признавать святость и божественность высшего света, можете преклоняться перед ним, застыв в восторженном замирании своей души, но при этом никуда не продвинетесь. Лишь познав этот закон, сотрудничая с ним, осознанно используя его, вы можете продвинуться вперед.

Давайте оставим богам их величие, давайте отдадим дань нашего глубокого уважения и признательности всем светочам Духа и устремлено займемся своими непосредственными обязанностями - познанием и самосовершенствованием, чтобы быть в согласии с Законом Бытия. Ведь  именно к этому призывает нас учение Агни Йоги. И только на этих условиях учение Живой Этики обогатит  нас той глубиной знания, что заключена в нем.

Hosted by uCoz